«Оранжевые» хотят испортить «синим» работу с оффшорами

13 июл, 09:06

Долгие годы этот механизм использовался для вывода прибыли за рубеж. Например, на Кипре находится холдинговая компания, которая владеет акциями или долей в украинском предприятии. Когда украинская компания выплачивает дивиденды с пользу кипрской, она не платит местный налог в 25%. А по законодательству южной страны, полученные компанией дивиденды вовсе освобождены от уплаты сборов. А от продажи акций украинского предприятия кипрские власти захотят всего 10% (ранее 4,25%). Даже после вступления Кипра в Европейский Союз порядок остался льготным.

Теоретически, в появлении озвученного Пинзеныком законопроекта нет ничего неожиданного. По сведениям годичной давности, в договоре СССР-Кипр украинских налоговиков уже давно не устраивали несколько пунктов. В частности, они хотели изменить порядок налогообложения пассивных видов доходов (дивиденды, проценты, роялти). На заре перестройки именно льготные ставки на Кипре и наличие указанного соглашения позволяли сначала вывести деньги в оффшор, а потом ввести их обратно в виде инвестиций. В итоге, на сегодня в Украине даже крупнейшие предприятия имеют в составе собственников кипрские оффшорные компании, имеющие приставки «Limited (LTD)». Осенью прошлого года опрос юристов подтвердил: Кипр – оптимальная юрисдикция, из которой можно заводить инвестиции в Украину.

Например, 11,01% комбината «Азовсталь», 50% «Фарлеп-Инвест» и 26,71% Харцызского трубного завода принадлежат SCM Limited. 49,49% корпорации «УкрАвто» контролируется Bulcom trading LTD. 5,16% Крымского содового завода - Renaissance Securities Limited. 89,76% акций молочного комбината «Галактон» принадлежат Wegneron Investments Limited. Список можно продолжать до бесконечности. Например, компания «XXI Век» выходила на IPO в Лондоне, сконцентрировав контроль над своим бизнесом в кипрской компании.

Как чиновники хотят изменить порядок обложения налогами пассивных доходов, неизвестно. Можно предположить, что они захотят получать с дивидендов, процентов и роялти часть денег внутри Украины.

И все же, у «оранжевой» власти было достаточно времени для того, чтобы пресечь потоки псевдоинвестиций из Кипра. Тем не менее, почему-то законопроект появился только сейчас, когда в политике наметилась тенденция к переходу власти в руки Партии регионов. Однако это события последних дней, а до недавнего времени правительство, напротив, шло навстречу компаниям, работающим с оффшорами. Например, в феврале этого года Украина якобы прислушалась к требованиям ЕС и лишила Кипр статуса оффшора, хотя в этом не было необходимости. Поспешность в принятии законопроекта дает основания считать, что предложение перезаключить соглашение о двойном налогообложении с Кипром – это всего лишь попытка «оранжевых» «подложить свинью» приходящим ей на смену «сине-белым».

Перед уходом в отставку пропрезидентское правительство пытается перезаключить договор об избежании двойного налогообложения с Кипром на более жестких условиях

Украинских чиновников давно не устраивал договор об избежании двойного налогообложения между СССР и Кипром, по которому с вывозимых дивидендов не платится ничего и нигде. Они справедливо предлагают взимать хоть какие-то деньги. Однако за долгие годы ничего для исправления ситуации не делалось. Нынешнее предложение удивительно совпало по времени с отстранением «оранжевых» от власти.

Сегодня и.о. министра финансов Виктор Пинзенык рассказал, что Кабмин одобрил законопроект, которым предусмотрено расторжение соглашения об избежании двойного налогообложения с республикой Кипр. Днем раньше документ прошел через правительственный комитет по вопросам экономической политики.

Действующий договор об избежании двойного налогообложения был заключен еще между СССР и Кипром 29 октября 1982 года, и вступил в силу с 26 августа 1983 года. Теперь украинские чиновники предлагают его расторгнуть и заключить новое соглашение «на стандартных условиях».

Впрочем, подписание нового договора может растянуться очень надолго. Вчера и.о. министра экономики Арсений Яценюк заявил, что заключение нового соглашения Украины с Кипром возможно после проведения предварительных консультаций с Еврокомиссией. Сколько они продлятся, неизвестно.

Договор об избежании двойного налогообложения подразумевает, что при выводе прибыли из страны возможно выбрать государство, в бюджет которого будут платиться налоги. Традиционно, всемирные (кроме полученных в стране) доходы резидентов Кипра подлежат налогообложению на Кипре.

В феврале этого года Кипр был исключен из перечня оффшорных зон, в котором сегодня значатся 36 государств.

По действующему закону «О налогообложению прибыли предприятий» от 1997 года, затраты налогоплательщиков на оплату товаров, работ, услуг, приобретаемых в оффшорных зонах, включаются в состав валовых затрат с коэффициентом 0,85. Это увеличивало сумму чистой прибыли, с которой рассчитывается налог на прибыль. Фактически, статус оффшора вводит дополнительный 15-процентный налог на операции с нерезидентами. Поэтому он являлся действенным барьером на пути вывода капитала в «заклейменную» страну.

Впервые Кипр появился в перечне в марте 2000 года. В середине февраля 2002 года правительство исключило его из этого перечня, однако через месяц снова ввело. В феврале 2003 года Кипр вновь исключили из перечня, но 1 апреля 2005 года премьер Юлия Тимошенко ввела его обратно.

В феврале этого года позиция правительства была очень странной. Кабмин заявил, что Кипр является ом Евросоюза, который уже снял с него статус налоговой гавани. Более того, ЕС требует того же от Украины. Впрочем, можно было отсрочить снятие с Кипра статуса оффшора еще на долгое время. По словам экс-министра экономики Сергея Терехина, в соглашении о входе Кипра в Евросоюз давался шестилетний период для адаптации внутреннего законодательства в среднеевропейское. Чем страна активно пользовалась, сохраняя оффшорные механизмы.

Тем не менее, правительство в рамках переговоров о вступлении в ВТО поспешило взять на себя обязательства по снятию с Кипра дискриминационного статуса. Такая спешка вызывает подозрения. По некоторым данным, это было сделано для облегчения доступа кипрских оффшорных компаний к процессу приватизации в Украине.

По данным независимых юридических фирм, регистрация оффшорной компании на Кипре продлится 3-4 недели и обойдется примерно в 2-2,5 тыс. дол., с последующими ежегодными взносами в размере примерно 1 тыс. дол.

Услуги номинального директора обойдутся примерно в 600 дол., а составление регулярной отчетности – в 800 дол. в год.

Инф. economica


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/23102.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua