О зарывании таланта

14 июл, 14:42

Каждый день оттягивания запуска СП с участием государства на базе КГОКОРа влетает стране “в копеечку”. Работающий комбинат поднял бы всю Кировоградскую область. Но отдельные слуги народа из числа власть имущих думают скорее о том, как бы этот долгострой подольше оставался “зарытым талантом”.

Говоря “зарыть талант в землю”, мы подразумеваем отсутствие заботы о развитии своих способностей, да и развитии вообще. И часто забываем о первоначальном, куда более простом смысле этого выражения. Оно происходит от древней библейской притчи, рассказывающей о землевладельце, который, уезжая на чужбину, поручил свое имение трем слугам, передав им также таланты (древняя денежная единица, иногда доходившая до 25,9 кг серебра). Когда хозяин вернулся, оказалось, что двое слуг пустили таланты в оборот, заработав прибыль для землевладельца — и повышение по службе для себя. А вот третий — “лукавый и ленивый” — попросту зарыл полученный талант в землю и не получил никакой выгоды ни для кого.

Сейчас в стране довольно много таких “зарытых талантов”, которые по тем или иным причинам не дают ни бюджетный доход стране, ни прибыль инвесторам, ни зарплату людям. Это и не попавшие в разработку природные ресурсы, такие как месторождения нефти на шельфе близ острова Змеиный, из-за претензий на шельф Румынии. Или печально известный долгострой Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР), достройка которого уже более десятка лет — с зарыванием средств как в переносном, так и в прямом смысле — тормозится из-за позиции отдельных чиновников, подобно нерадивому слуге из притчи, “лукавых и ленивых”. Хотя, возможно, для таких чиновников-слуг народа выгода для страны не важна вовсе. Вот, к примеру, руководитель Министерства промышленной политики, на содержание и программы которого из госбюджета выделяется почти 200 млн. гривен, может не слишком спешить с достройкой выгодных для страны объектов.

Тем более, что те 5 млн. гривен, которые, согласно закону “О государственном бюджете Украины на 2006 год” идут на “обеспечение жизнедеятельности Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд и обновления его объектов”, идут отнюдь не из кармана министра, а распределяются из госбюджета, пусть и под контролем Минпромполитики.

Но что говорить о выделении средств на поддержание строительства комбината в коматозном состоянии! Из-за неработающего предприятия в упадке находится весь Долинский район Кировоградской области, в результате чего на поддержание в нем жизни из госбюджета проводятся дотации, 17,47 млн. гривен, согласно госбюджету-2006. Да и сама Кировоградская область в итоге остается депрессивной, выплаты на поддержание которой (даже без учета отдельных ныне от областного районных и городских бюджетов!) составляют 112,43 млн. гривен (это по госбюджету-2006). Зато соседняя Днепропетровская, с работающими ГОКами, является бюджетным нетто-донором. Результат люди ощущают на себе -- средняя заработная плата в Днепропетровской области (на май 2006 года, по данным Госкомстата) составила более 1130 гривен, в то время как в Кировоградской — всего 789 гривен, что значительно ниже средней по Украине.

Только скорейший запуск КГОКОРа, означающий создание 8000 новых рабочих мест, сможет помочь решить социальные проблемы и Долинского района, и всей области. Насколько такое утверждение реалистично? Запущенный в эксплуатацию КГОКОР войдет в число ведущих ГОКов Украины, поэтому можно отталкиваться от их показателей. Правда, следует учесть, что в ближайшее после запуска время прибыль КГОКОРа должна будет реинвестироваться, чтобы комбинат заработал на полную мощность как можно скорее. Итак, сравним, основываясь на общедоступных показателях.

В 2005 году Центральный ГОК перечислил свыше 312 млн. гривен налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, Северный ГОК — 663,71 млн. гривен. Конечно, есть ГОКи и поменьше, но с учетом того, что КГОКОР должен будет производить более дорогостоящие окатыши, следует ориентироваться все же на показатели Центрального и даже Северного ГОКа.

Что же тогда выходит? После выхода КГОКОРа на проектную мощность, налоговые поступления от него могут составить в среднем 400-500 млн. гривен, чего с избытком хватит на содержание всей Кировоградской области.

С учетом этой суммы, можно утверждать, что цена задержки запуска КГОКОРа обходится государству более чем в 1 млн. гривен в один день. Каждый день. Хотя, конечно, отдельным слугам народа можно и не думать о создании постоянных и стабильно высоких источников пополнения госбюджета, когда можно продать еще один объект вроде “Криворожстали”.

Есть и еще один принципиальный вопрос, касающийся времени. Для того, чтобы войти в число промышленно развитых стран, Украине необходимо иметь стабильно высокие темпы ВВП, на уровне минимум 10% в год (а не 4%, как сейчас). Достигнуть этого возможно лишь сконцентрировав все усилия, запустив в работу все простаивающие — а часто и недостроенные, как КГОКОР — промышленные мощности.

Тем временем, в руководстве Минпромполитики думают о том, какое бы еще придумать условие для конкурса по созданию СП на базе КГОКОРа, лишь как можно дольше оттянуть его запуск… Сегодня, в связи с непростой политической ситуацией в стране, многие поднимают тему предательства. Но предательство, в том числе и интересов страны, может быть как явным, так и неявным — когда один умышленно зарытый в землю талант обменивают по курсу на тридцать серебряников.

Инф. ukrrudprom


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/23336.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua