Летом Украину ожидает острый дефицит рабочей силы — Fillin

08 апр, 14:15

В условиях миграционного кризиса компаниям, которым нужен временный персонал, необходимо задуматься о стратегии привлечения сотрудников уже сегодня.

Коммерческий директор аутсорсинговой компании Fillin Дмитрий Карпенко последние девять лет занимается подбором голубых воротничков для бизнеса для различных производств в регионах. Delo.ua пообщалось с Дмитрием Карпенко о том, какие стереотипы мешают нанимать временный персонал компаниям, и что в ближайший год ждет рынок труда.

Какие вы наблюдаете тенденции на рынке труда?

По нашим данным, с начала года больше 30% временных работников уволились по причине "отъезда на заработки за границу". И это только начало, поскольку львиная часть уезжает летом. На начало или середину мая пойдет основной пик оттока рабочей силы, и когда он закончится, неизвестно. В этом году цифра будет колоссальной.

В прошлом году "голубые воротнички" просто не вернулись с заработков в конце августа. Весь рынок труда ожидал, что в конце лета люди приедут собирать урожай, а они не вернулись. Нехватка рабочих рук в высокий сезон —  большой риск. К примеру, любое производство с ярко выраженной сезонностью, которому нужно будет вырастить штат на период лета >50%, дефицит рабочих рук грозит срывом производственного процесса.

Мы замечаем, что среди представителей голубых воротничков работает сарафанное радио о том, что, выезжая за границу, они заработают в среднем на 40-50% больше, чем в Киеве или других городах-миллионниках. Для людей из регионов зарплата 13 000 — 16 000 грн — баснословная сумма. Чем больше распространяется тема заработков за границей, тем чаще люди принимают решение о том, что стоит поехать и попробовать. Однако мало кто задумывается о таких нюансах, как оплата питания, проживания или условия труда.

Эта ситуация изменила методы подбора персонала и коммуникацию между работодателем и потенциальными сотрудниками?

Рынок труда, который существовал до 2018 года кардинально изменился. В этом году  будут задействованы уже новые методы подбора персонала.

Во время привлечения временных сотрудников собственнику нужно учитывать уровень текучки и сезонность. Например, у одного киевского пивоваренного завода уровень производства продукции с середины мая до конца сентября вырастает в 5-7 раз. Т. е. высокий сезон длится 3,5-4 месяца. На в этот период нужно в 6 раз увеличить численность линейного, складского и производственного персонала. Компания может начать поиск самостоятельно или обратиться в аутсорсинговую компанию. Тут важно понимать, как мы должны мотивировать человека выйти на работу, с которой его уволят за три месяца до Нового года? Только уровнем дохода выше на 20-30% среднерыночной, дополнительными бонусами за экстра-достижения и наставничество.

Как правило, на временную работу приходят неквалифицированные люди, без знания корпоративной культуры конкретного производства, не всегда корректно взаимодействуют с внутренним персоналом, который тоже не очень хочет видеть большое количество новых людей. Чтобы настроить работу, необходимо время и эффективные алгоритмы.

Сколько времени длится подготовка временного персонала?

Мы начинаем работу по подбору персонала за месяц. К сожалению, большая часть входящих запросов в формате: "нужны люди сейчас или на вчера". Компании не понимают, что наем временного персонала — это не "взять на 2 часа грузчика в среду".

Крупным производствам с ярко выраженной сезонностью, лучше начинать работать с аутсорсинговой компанией за два месяца. Клиенты, которые ежегодно к нам обращаются начинают работу за месяц, поскольку мы успели вникнуть в особенности работы компании и нам необходимо меньше времени.

Вопрос текучки — это основная причина, почему нас привлекают сезонные компании.

В советское время, когда человек приходил на работу, ты знал, что вы будете видеться каждый день до его пенсии. Сейчас рынок очень гибкий. Не последнюю роль в этом играет возможность "заграничных заработков".

Что самое сложное в привлечении временного персонала? Какие подводные камни не замечает бизнес?

В нашем бизнесе нужно всегда оставаться гибким. Рынок оплат и дополнительных преференций растёт. Это не удивительно, так как проблемы с персоналом сейчас испытывают все крупные компании. По примеру прошлого года, зарплаты временного персонала по некоторым отдельным регионам повышались трижды в течение года. И я говорю не про рост на отдельном предприятии, а про повышение зарплат по региону.

Разумеется, мы реагируем на такие скачки оплаты и инициируем повышение зарплат для временного персонала. Часто компания-партнер считает, что достаточно дать больше рекламы и нанять менеджеров, чем поднимать оклады. Но когда мы в результате получаем 1 000 заявок от заинтересованных лиц, а на выходе остается 4-6 человек, которые остались работать, тратится большое количество времени менеджеров и денег на рекламу. На низкую зарплату никто идти не хочет.

Поэтому нам приходится привлекать людей бонусами, к примеру, компенсировать получение санитарных книг. Из дополнительных опций мы предоставляем: поддержку от профсоюза, питание, возможность заказывать продукцию пищевого производства бесплатно на его территории либо ежемесячно получать фиксированный запас.

Какие стереотипы собственников бизнеса вы замечаете?

Самый распространенный миф, что временный персонал — это те люди, которых нужно взять только в случае появления непрогнозируемой потребности. Считается, что временный персонал — это неэффективно и рискованно. В начале сотрудничества возникают ссоры, потому что появляются новые люди на старом складе. Поэтому мы стараемся правильно строить отношения между существующим штатным персоналом и новым.

Воровство распространено среди временного персонала в том случае, если не делать отбора и не контролировать рабочих. В интересах аутсорсинговой компании проводить качественный отбор. Конечно, на рынке есть компании, которые нанимают всех подряд и анализируют, что это за люди. Поэтому стоит понимать, если клиент решил сэкономить и привлечь недорогую аутсорсинговую компанию, то риски подобных ситуаций будут выше.

Глобальные компании, с которыми мы сотрудничаем, нанимают свыше 50% временного персонала от общего штата. Когда мы приходим на производство, которое ранее не сотрудничало с аутсорсом, то в течение месяца можем определить  причины текучести штатного персонала.

Как бизнес может подготовиться к сезонному оттоку рабочих?

Если бизнесу нужен персонал, не стоит к этому относиться как с сезонной помощи. Лучше оставить минимальное количество сотрудников на круглогодичной основе в штате. При сезонном заказе на 100 человек, оставить 3-5. Договориться с компанией-аутсорсером о сокращении маржи на этот период. Из этих сотрудников можно вырастить бригадира.

Часто на встречах и семинарах я слышу скептическое отношение к тому, что временный персонал работает лучше. Могу назвать десять компаний, у которых количество временного персонала выше, чем внутреннего. И для них было открытием качество работы временного персонала. Человек, который приходит извне с опытом может привнести новое в ваш бизнес и улучшить внутренние процессы. Если в это поверить.

Как собственнику выбрать аутсорсинговую компанию?

Ошибиться можно всегда, можно заключить договор с несколькими компания и через 1-3 месяца будет понятно, кто из них реально работает. Бывает и так, что бизнесу нужны люди, а их просто нет в конкретном регионе. Например, в с. Степанцы находится крупная национальная компания, которая специализируется на пищевом производстве. Население ближайших сел на 40% меньше, чем необходимое количество постоянных сотрудников. И компании с этим что-то нужно делать. Если клиент приглашает три аутсорсинговые компании, то персонал все равно переходит в лучшую, потому что у кандидатов вырос запрос по сервисности. Людям нужно точно знать, сколько у них заработанных средств, когда точно будет их выплата, понимать изменение в графике и т.д. Кроме этого, мы предоставляем социальную и юридическую помощь нашим работникам в пределах наших профсоюзов.

Как вы защищаете интересы временного персонала?

Люди всегда считают, что они получают меньше, чем по факту зарабатывают. Поэтому мы всегда проговариваем уровень оплаты, когда берем на работу и детально прописываем трудовой договор. После выплаты первой зарплаты может возникнуть большое количество запросов, на которые нужно ответить правильно и толерантно. Для этого у нас работает call-центр.

Также у нас есть профсоюзы, о которых я упомянул ранее, которые оказывают юридическую помощь. Рабочее население из центральной, южной, восточной части Украины не знает своих трудовых прав. Чего не скажешь про Западную Украину.

Недавно был случай в одной компании на Западной Украине, которая занимается производством автомобильной проводки. Девушка отсудила внушительную сумму у работодателя за то, что ее переместили на другой участок на производстве без предупреждения.

К нам редко обращаются с вопросом "правильно ли меня уволили?" Чаще всего это вопросы субсидий, экономии на налогах, раздела имущества, наследств, помощь в регулировании вопросов на местах в школах или садиках, когда люди не понимают своих прав.

Например, одинокая мама хочет устроить ребенка в садик и выйти на работу. В дошкольном учреждении заведующая ждет взятку. И размер суммы определяет сама — примерно $1-2 тыс. Для молодой женщины — это безвыходная ситуация. Она обращается к нам, и ребенка возьмут. Потому что мы хотим дать возможность нашей сотруднице работать. Подобные вопросы решают профсоюзы. У нас работают юристы по разным направлениям: семейное, трудовое, хозяйственное право.

Какие инструменты вы используете для поиска персонала?

Еще мы разработали два мобильных приложения для внутреннего пользования — Workers и Clients. Потенциальным кандидатам  удобно получать информацию со смартфона, задавать в нем же вопрос касаемо уровня оплаты, брать выходные, регулировать длительность рабочего дня, видеть новые вакансии.

Допустим, открылся магазин рядом с домом. Кандидат увидел и записался через приложение Workers. Предположим, вы — директор крупной компании филиального типа, который управляет 300 магазинами по всей Украине. Каждый из магазинов имеет свое штатное расписание, ежедневно должно выходить определенное количество сотрудников. К работникам вы предъявляете свои требования. Чтобы проверить наличие и качество персонала, можно воспользоваться приложениями Fillin.

Второе приложение Clients — рабочий инструмент для менеджеров и компании-клиента, которая также с телефона может оставить заявку на временный персонал.

В перспективе мы откроем приложение для свободного скачивания, которое будет работать по принципу Uber. Работник сможет находить себе вакансию исходя из своего опыта. На карте города будут показываться точки, где можно работать с описанием условий труда. Но по факту очное оформление на вакантное место все равно будет, от него никуда не уйти.

Инф. delo.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/235299.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua