09 июл, 13:15
В сравнении с 2017-м годом в 2018-ом железнодорожный монополист показывает стабильный рост даже в убыточных ранее сегментах.
Украинский железнодорожный перевозчик "Укрзализныця" представил финансовый отчет за 2018 год. Аудит документа провела компания EY. Согласно консолидированному отчету о совокупном доходе за 2018 год, доход УЗ в 2018 году достиг 83,4 млрд грн, что на 12,8% выше показателя 2017 года — 73,94 млрд грн. И, судя по отчету, 2018-й оказался рекордным для железных дорог и весьма успешным. Как ж/д оператору удалось повысить свои финпоказатели и что на это повлияло?
Доходные грузоперевозки и рекордные инвестиции
Доходная часть УЗ стабильно растет три года подряд. Так, например, в 2016-м доход УЗ составил 66,57 млрд грн, а уже год спустя — 79,94 млрд грн. Традиционно основные поступления принесли грузовые перевозки: благодаря этому потоку УЗ в 2018-м заработала 67,5 млрд грн, что на 7,4 млрд больше, чем годом ранее. В целом же на перевозках УЗ в прошлом году получила 76 млрд грн.
Рост денежного оборота произошел несмотря на то, что тарифы на грузоперевозки не возрастали с 2017 года. Тем не менее, благодаря использованию новых рыночных инструментов железной дороге удалось в 2018 году приблизить грузоперевозки к их конкурентной цене, что и отразилось на финансовом результате. По словам главы правления "Укрзализныци" Евгения Кравцова, компания получила возможность устанавливать рыночную стоимость за пользование своими вагонами, что позволило устранить искусственный демпинг и сделало производство вагонов инвестиционно привлекательным. Как следствие — общий рабочий парк вагонов увеличился более чем на 10 тысяч единиц как за счет инвестиций самой "Укрзализныци", так и прочих собственников.
Вместе с тем в прошлом году согласно аудированной отчетности капитальные инвестиции "Укрзализныци" составили 15 млрд грн. Ранее руководитель "Укрзализныци" Евгений Кравцов называл большую цифру — 16,19 млрд грн, по данным до выполнения финансового плана. Это максимальная сумма, которую оператор железных дорог потратил на масштабные проекты за последние пять лет, и она на треть превышает позапрошлогодние вложения. Из них за счет собственных средств финансирование составило 14,86 млрд грн, привлеченные средства — 2,01 млрд грн.
Кроме того, еще 40 млн грн составили средства инвесторов. Также впервые за много лет сумма реализованных капитальных инвестиций не только покрыла амортизацию, но и превысила ее: в 2018-м амортизация составила 12,55 млрд грн, что на 16% меньше, чем годом ранее.
Таким показателям способствовала реализация ряда больших проектов: в 2018-м УЗ начала обновлять тяговый подвижной состав локомотивами General Electric. Кроме того, реализованы два крупных инфраструктурных проекта: завершены работы по обновлению двухпутного Бескидского тоннеля, которые длились более 10 лет, а также за собственные средства построили быстрый железнодорожный трансфер до главного аэропорта страны "Борисполь".
Ранее предусматривалось более 10 млрд грн на строительство "Бориспольского экспресса", кроме того, стройка должна была длиться несколько лет. УЗ в 2018-м смогла запустить проект менее чем за 10 месяцев. Обошелся экспресс дешевле: на него планировали потратить 800 млн грн ($29 млн), но обошелся он в 480 млн грн ($17 млн). Сэкономить удалось на полотне: по нынешнему проекту построили всего 4 километра ветки до самого аэропорта.
Вырос также еще один расходный пункт — крупнейший во всем отчете. В 2018 году более половины всех операционных расходов пришлось на персонал — 40,59 млрд грн, что на 27% превышает фонд 2017 года, не в последнюю очередь благодаря росту заработной платы. В декабре 2017 года "Укрзализныця" начала вводить новую систему оплаты труда, которая позволила увеличить оклады за счет новых тарифных ставок. Благодаря такому повышению среднемесячная заработная плата железнодорожников Украины в 2018 году выросла до 10 475 грн. В итоге среди отраслей экономики Украины АО "Укрзализныця" заняла 10-е место. Согласно данным Пенсионного фонда, средняя зарплата по Украине за этот период составляла 8137 грн.
Люфт для роста — пассажирское сообщение и тарифы
Узкое место для УЗ — тарифы. Ранее директор по стратегическому развитию УЗ Антон Саболевский отмечал, что последний раз тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины были проиндексированы на 15% 31 октября 2017 года. За это время себестоимость грузоперевозок значительно увеличилась, например, дизтопливо подорожало на 30%, электроэнергия — на 15%.
"Ежегодно динамика изменения железнодорожных тарифов отстает от индекса цен производителей, что приводит к хроническому дефициту инвестиций на существенное обновление локомотивов и инфраструктуры по сравнению с потребностью", — сказал он.
Больше всего опасений в части индексации тарифов и возможного последующего падения перевозок высказывали в сельскохозяйственной отрасли. Однако директор по экономике и финансам "Укрзализныци" Андрей Рязанцев отмечает, что на самом деле зависимость индексации тарифов и объемов перевозок, о которой сейчас говорят зерновики, является условной. Согласно статистике, в годы, когда индексация тарифов осуществлялась, объемы перевозок зерновых росли на 11-14%. В прошлом году, когда ее не было, объем перевозок зерновых уменьшился на 8%.
"Эти показатели позволяют развеять миф о том, что индексация тарифов на грузовые перевозки обязательно влечет за собой падение грузооборота на железной дороге", — уверяет Рязанцев.
При этом в финансовом отчете отмечается, что чистая прибыль компании составила 203,85 млн гривен, что на 78% больше, чем в предыдущем году. В то же время EBITDA компании составила 16 млрд грн, а показатель рентабельности по EBITDA — 19,2%. Аналитики отмечают, что в среднем в европейских транспортных компаниях этот показатель достигает от 15 до 35%.
Инф. delo.ua
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/237272.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua