24 июл, 09:59
На юге Турции состоялось долгожданное событие: лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции в присутствии представителей нефтяных компаний и банков официально объявили действующим нефтепровод «Баку—Джейхан». Событие это, правда, скорее символическое: первый танкер с бакинской нефтью вышел из средиземноморского порта Джейхан еще в июне. Встреча четырех президентов лишний раз продемонстрировала, насколько велико желание Турции использовать свое географическое положение, чтобы стать важнейшим транспортным коридором, по которому нефть и газ Персидского залива и Каспия пойдут на Запад.
Задуманный еще в середине 90-х трубопровод «Баку—Джейхан» лишь первый из многих проектов, которые, по-видимому, будут реализовываться в Турции в ближайшие годы. Страна хочет сделаться важнейшим экспортным терминалом каспийской, а в перспективе иракской, иранской и российской нефти в Европу. А также стать «четвертым коридором» для газовых трубопроводов — сегодня Европа зависит от экспортных поставок по газопроводам из России, Норвегии и Алжира. Благодаря своему уникальному положению, Турция может здесь легко обойти Украину.
Если эти амбициозные цели будут достигнуты, Турция не только получит значительные доходы за транзит, но и увеличит свой вес на международной арене. В Анкаре уверены, это сделает страну более интересной для Европейского союза, что особенно важно сегодня, когда возникли серьезные сомнения по поводу будущих отношений между Турцией и ЕС.
Мимо денег
С террас многочисленных прибрежных кафе по обоим берегам Босфора открывается отличный вид на пролив. Практически в любое время суток с них можно увидеть как минимум один танкер. Борта танкеров, следующих из Черного моря, всегда низко утоплены в воду: они гружены российской и каспийской нефтью, отправляющейся на мировые рынки. За последние десять лет число танкеров, проходящих через проливы Босфор и Дарданеллы, выросло с 4 до 11 тыс. в год — по тридцать танкеров в сутки. Через турецкие проливы, которые, согласно договору Монтре от 1936 года, открыты для международного судоходства, транзитом проходит около трех миллионов баррелей нефти в сутки, и с каждым годом эта цифра растет. «Для обделенной нефтью и газом Турции под завязку загруженные танкеры — это проплывающие мимо деньги. По этой причине страна хочет заменить транзит через проливы на трубопроводы», — рассказал «Эксперту» сотрудник одной из международных нефтяных компаний.
В самой Турции углеводородов немного, однако ее соседи к востоку и югу обладают громадными запасами. По данным последнего статистического обзора мировой энергетики, опубликованного в июне компанией British Petroleum (BP), доказанные запасы нефти на Каспии — в Азербайджане, Туркменистане и Казахстане — составляют 47,5 млрд баррелей (это сопоставимо с запасами нефти в США и Канаде одновременно). Запасы ближневосточных соседей Турции — Ирана, Ирака и Сирии — составляют 255,5 млрд баррелей нефти, что почти эквивалентно доказанным запасам Саудовской Аравии или 20% мировых. Если говорить о природном газе, то на Каспийский регион приходится 4,1% мировых запасов газа, а на Иран — 14,9% (второе место в мире). К северу, через Черное море, расположена Россия, на которую приходится 6,2% мировых запасов нефти и 26,6% — природного газа.
К западу же от Турции находится Евросоюз — крупнейший в мире импортер энергоносителей. Неудивительно, что, обращаясь к участникам ежегодной июньской конференции, которую в Стамбуле проводит американская консалтинговая компания Cambridge Energy Research Associates (CERA), премьер-министр Турции Реджеп Таип Эрдоган заявил, что он видит Турцию как «энергетический коридор между Востоком и Западом, между Севером и Югом». По его мнению, это подчеркнет «ответственность Турции в обеспечении энергетической безопасности в Европе».
Главный нефтяной порт
«Баку—Джейхан» стал первым нефтепроводом, с помощью которого каспийская нефть может попадать на мировой рынок в обход не только России, но и в обход проливов. Нефтепровод протяженностью 1768 км, построенный консорциумом нефтяных компаний под эгидой британской BP, будет поставлять на рынок до одного миллиона баррелей нефти в сутки (выход на полную мощность планируется на середину 2008 года). Окончательная стоимость проекта составила 3,9 млрд долларов, что на 30% больше, чем изначально предполагалось. Это объясняется в первую очередь ростом цен на стройматериалы (прежде всего на сталь) и более высокими расходами на строительство. Но удорожание проекта из-за резкого взлета нефтяных цен не сильно обеспокоило консорциум: многие считали проект слишком дорогим в 2000 году, но сегодня, когда нефть стоит 75 долларов за баррель, все выглядит иначе.
Проблема, однако, в другом: надежды на значительные месторождения нефти на юге Каспия не оправдались — в 2005 году Азербайджан добывал лишь около 400 тыс. баррелей в сутки. На экспорт азербайджанцы и вовсе поставляют 210 тыс. баррелей в сутки — совершенно незначительный по мировым меркам объем. Чтобы «Баку—Джейхан» вышел на полную мощность, его необходимо заполнить нефтью северного Каспия — из Казахстана и России. «Рост добычи в Казахстане в ближайшие десять лет будет феноменальным. Мы прогнозируем, что к 2015 году страна сможет добывать 3–3,5 миллиарда баррелей в сутки — почти втрое больше, чем сейчас. Основная часть казахстанской нефти будет идти на экспорт, и одним из вариантов станет трубопровод ”Баку—Джейхан”», — полагает директор отдела Каспия в консалтинговой компании CERA Кейт Хардин. Если ранняя нефть северного Каспия может доставляться в Баку танкерами из Актау, то для более масштабных поставок потребуется специальный нефтепровод. Строительство 800-километровой нитки «Кашаган—Актау—Баку» пока находится на стадии обсуждения, однако все больше экспертов полагают, что она понадобится и Казахстану, и консорциуму — оператору трубопровода «Баку—Джейхан». В июне президенты Казахстана и Азербайджана подписали соглашение, согласно которому казахстанская нефть будет направляться через бакинский трубопровод. Для Казахстана этот маршрут выгоднее нынешнего через Новороссийск — экономия может составить пять долларов с каждого барреля нефти. В более отдаленной перспективе к бакинскому маршруту транспортировки нефти на запад может присоединиться и Иран — в июне его представители обсуждали этот вариант.
Между тем каспийская нефть может попасть в Джейхан не только через Баку. Сейчас львиная доля казахстанского экспорта направляется в российский порт Новороссийск по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума, а затем танкеры транспортируют ее через проливы в Европу. Но уже в 2013 году, как надеются в Турции, значительная часть каспийской и российской нефти будет идти не через проливы, а из Новороссийска в турецкий порт Самсун, а далее будет перекачиваться по трубе в Джейхан. О строительстве трубопровода «Самсун—Джейхан» протяженностью 550 км и мощностью до 1,5 млн баррелей нефти в сутки объявили в конце июня в Стамбуле итальянская компания ENI и турецкая Calik Group. «Этот проект изучался с 2002 года и был одобрен правительством Турции. Из-за того, что пропускная способность Босфора практически исчерпана, а экспорт нефти из России и Каспия продолжает расти, проект становится крайне необходимым. С 2007 года мы планируем инвестировать полтора миллиарда долларов в строительство нефтепровода, который заработает к 2013 году. И мы приглашаем экспортеров из России и Казахстана пользоваться нашим трубопроводом», — рассказал «Эксперту» президент Calik Group Ахмет Чалик.
Для обхода Босфора неоднократно предлагались и другие варианты (в частности, проект «Бургас—Александруполис» в Болгарии и Греции и «Кыйикей—Ибрикбаба» в европейской части Турции), но Анкара явно делает ставку на проекты, ведущие в Джейхан. «Джейхан станет одним из важнейших нефтяных портов в мире. Танкеры, следующие в Европу, будут загружать нефть из России, Казахстана, Азербайджана, Ирака и Ирана. В одно время, в одном месте», — заявил на конференции CERA турецкий премьер. Уже сегодня в Джейхан ведет нефтепровод из иракского Киркука, так что превращение этого терминала в один из главных центров нефтяной торговли представляется вполне реалистичным.
Голубой поток
На завершающей стадии строительства находится и младший брат нефтепровода «Баку—Джейхан» — южнокавказский газопровод «Баку—Эрзурум». Газопровод будет проходить параллельно нефтепроводу и возле Эрзурума соединяться с газотранспортной сетью Турции. Азербайджан, располагающий шельфовым месторождением Шах-Дениз (одно из крупнейших газовых месторождений в мире, открытых за последние двадцать лет), в сентябре 2006 года начнет поставлять природный газ в Турцию. Проект, который стоил всего миллиард долларов, позволит экспортировать из Азербайджана в Турцию до 6,6 млрд кубометров природного газа в год. Турция уже является крупным импортером газа. Для удовлетворения турецкого спроса были построены трубопроводы «Голубой поток» из России (16 млрд кубометров в год) и «Тебриз—Эрзурум» из Ирана (10 млрд кубометров). Анкару, которая с конца 2006 года будет иметь трех поставщиков природного газа, очень интересует дальнейшая диверсификация. Еще в 1999 году Турция подписала с Туркменистаном соглашение о строительстве трубопровода «Туркменбаши—Баку», по которому туркменский газ будет поставляться через Кавказ в Турцию. Сейчас в связи с активным освоением северного Каспия Анкара также заинтересована в строительстве газопровода «Актау—Баку», который бы шел параллельно с нефтепроводом и поставлял бы газ в Южнокавказский газопровод. Правительство Турции также рассматривает возможности строительства газопроводов из Ирака и Египта. (Египет, чьи запасы газа превышают азербайджанские, может поставлять газ в Турцию либо по газопроводу по дну Средиземного моря, либо по морю в виде сжиженного природного газа.)
Однако прогнозы потребления природного газа в Турции строились до экономического кризиса 2000–2001 годов и мини-кризиса в 2006-м. Поэтому инфраструктурные проекты по поставке газа в Турцию приводят к формированию излишка газа. Этот излишек Турция собирается реэкспортировать в страны ЕС, где потребление газа в ближайшие 15 лет вырастет с нынешних 425 млрд кубометров до 625 млрд. Собственная добыча газа в западноевропейских странах падает, поэтому Евросоюз будет вынужден увеличивать импорт. Причем возможности импорта ограничены — Россия, Норвегия, Алжир и поставщики сжиженного газа. Турция надеется, что, стремясь диверсифицировать поставки, ЕС заинтересуется турецким транзитом. Главным проектом по поставкам транзитного газа в Евросоюз стал Nabucco, одобренный ЕС еще в июне 2003 года. На строительство 2800-километрового трубопровода, который пройдет из Турции в Австрию через Болгарию и Румынию, будет потрачено 6,25 млрд долларов. Nabucco, строительством которого занимается австрийская OMV, позволит с 2010 года поставлять в ЕС 25 млрд кубометров природного газа — транзитом через Турцию из Ирана, Азербайджана, России и, возможно, Туркменистана, Ирака и Египта.
Клубок проблем и масса выгод
Правда, столь масштабная программа превращения Турции в ведущую транзитную державу сопряжена с большими сложностями. «Инвестируя миллиарды, даже десятки миллиардов долларов в транспортную инфраструктуру по всему региону от Каспия до Ближнего Востока, Турция станет заложницей своего транзитного статуса. В случае возникновения проблем или, хуже того, конфликтов в тех странах, которые будут являться источниками нефти и газа для турецкого транзита, неизбежно возникнут проблемы и в самой Турции», — заявил «Эксперту» старший эксперт консалтинговой компании F&N Consulting Надер Султан.
Это означает, что Турция будет крайне заинтересована в урегулировании текущих конфликтов и в предотвращении потенциальных. Проблема в том, что сама Турция ситуацию в соседних странах не контролирует. Хотя Ирак формально находится под контролем коалиции США и союзников, там продолжаются акции саботажа, из-за которых нефтепровод «Киркук—Джейхан» в течение последних двух лет работал с продолжительными перерывами, а добыча и разведка нефти и газа ведутся в условиях, близких к боевым. Понятно, что реализация новых проектов (как, например, строительство газопровода из Ирака в Турцию) в настоящее время исключена. Что касается Ирана, который в будущем сможет поставлять на экспорт через Турцию и нефть, и газ, то здесь Турция становится зависимой от разрешения нынешнего конфликта между Тегераном и западными странами по поводу иранской ядерной программы. А нефте- и газопроводы из Баку представляются очень уязвимыми в случае возобновления армяно-азербайджанского или грузино-осетинского конфликтов. Даже весьма дружественные отношения между Турцией и Россией не всегда идеальны: время от времени Анкара вводит ограничения на проход судов через Босфор, что приводит к огромным задержкам в поставках нефти на мировой рынок и штрафам для владельцев танкеров. Учитывая стремление Турции перевести значительную часть нефтяного транзита с Босфора на трубопроводы в Джейхан, вероятность учащения «закрытий» проливов возрастает. Однако а стоит свеч. От одного лишь нефтепровода «Баку—Джейхан» Турция будет получать за транзит 300 млн долларов в год. После реализации остальных проектов суммарные доходы турецкого правительства от транзита нефти и газа к 2015 году могут достичь 1,2–1,5 млрд долларов. Кроме того, создаются десятки тысяч рабочих мест в строительстве, на транспорте и в сфере поддержания инфраструктуры трубопроводов. Для страны с высокой безработицей (11% официально, 25–40% по независимым оценкам) это очень актуально. Для Босфора, где уже имели место несколько инцидентов с танкерами, это означает уменьшение экологических рисков. С экономическими выгодами Анкара приобретает и заметные политические. «Во-первых, это сделает Турцию более заинтересованной в стабильности и сохранении мира в соседних странах и поддержании сложившегося статус-кво. Анкара будет стараться участвовать в урегулировании конфликтов на своих границах, чтобы эти конфликты не навредили безопасности энергетических поставок. Во-вторых, Турция становится более важной для Евросоюза. В то время, когда ЕС активно ищет варианты для диверсификации источников углеводородов, чтобы уменьшить зависимость от традиционных поставщиков (в частности, России, которую многие в ЕС опасаются), Турция оказывается настоящим спасением. Энергетический транзит может стать главным преимуществом, которое если и не обеспечит вступление Турции в ЕС, то заметно ускорит переговоры по этому вопросу», — рассказал «Эксперту» старший экономист лондонского центра Economist Intelligence Unit Роберт О'Дейли. Желание получить все эти политические и экономические выгоды и движет правительством Турции, которое намерено превратить страну в новый энергетический мост.
Инф. expert
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/24148.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua