Министр хочет привлечь деньги населения в промышленность

02 авг, 09:10

Министр промышленной политики Владимир Шандра обвиняет «Турбоатом» в затягивании процесса создания корпорации «Укрэнергомаш»....

– Уже более года ведутся разговоры о создании корпорации «Укрэнергомаш», в которую должны войти «Турбоатом», «Электротяжмаш», Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко и Харьковский электромеханический завод. В мае Кабмин поручил Минпромполитики разработать устав корпорации. Это вроде бы завершающий этап по ее созданию. Но тут появился судебный иск Мегабанка, и снова неопределенность. Кто и что тормозит создание «Укрэнергомаша»?
– Разговоры о корпорации энергомашиностроительных предприятий велись не год, а гораздо больше. Реальные же действия по ее созданию начались только в марте 2006 года, когда премьер-министр Юрий Ехануров дал поручение подготовить постановление Кабмина о создании корпорации «Укрэнергомаш». Принятие такого решения было вызвано многими факторами, но главный — политическая воля. Кроме этого, специалисты понимают, что корпорация необходима.

– Почему она нужна?
– Реальность международного рынка энергетического машиностроения такова, что если компания хочет занимать серьезную долю, она должна представить покупателям комплексные решения. У нас в энергомашино-строении уникальная ситуация — есть четыре предприятия, объединение которых позволяет предложить решение любой задачи в области энергетики.

– Руководство «Турбоатома» утверждает, что корпорация, созданная из одного прибыльного предприятия («Турбоатома») и трех убыточных — заранее бесперспективный проект.
– Рассказы о том, что все участники корпорации, кроме «Турбоатома», убыточны — это миф. Вот результаты хозяйственной деятельности этих предприятий за последние три года и за первое полугодие 2006 года. «Электротяжмаш» 2005 год завершил с прибылью, а по обороту уже догнал «Турбоатом». При этом средняя зарплата на «Электротяжмаше» на 200 грн. больше, чем на «Турбоатоме». В этом году «Электротяжмаш» добился более высоких показателей рентабельности, чем «Турбоатом».

С прибылью завершил прошлый год и Харьковский приборостроительный завод им. Шевченко. Вот Харьковский электромеханический завод действительно убыточный, но в составе корпорации его можно подтянуть, обеспечив достаточными объемами производства.

В то же время недавно Минтопэнерго выступило с серьезными претензиями к «Турбоатому».

– Какими именно?
– Не выполняются уже оплаченные из бюджета заказы, срываются сроки поставки оборудования.

– Есть ли планы последующей приватизации «Укрэнергомаша»?
– Сейчас такой вопрос не рассматривается. Наша цель — консолидировать ресурсы энергетического машиностроения. Заметьте, что объединение четырех харьковских предприятий соответствует, кроме прочего, интересам миноритарных акционеров того же «Турбоатома». Ведь в результате создания корпорации существенно вырастет капитализация предприятий, а, значит, и стоимость акций.

– Какая выгода государству от создания «Укрэнергомаша»?
– В соответствии с технико-экономическим обоснованием, государство получает, во-первых, стабильно работающие предприятия, на которых работники получают достойную заработную плату. Во-вторых, эти предприятия платят налоги и дивиденды. В этом интерес государства как их владельца. В-третьих, растет капитализация, рыночная стоимость компаний корпорации. И это тоже плюс, один из путей получения дохода собственником.

– Обычно капитализация интересует акционеров с точки зрения последующей продажи акций.
– Не обязательно. Например, рост капитализации интересен при осуществлении новых проектов, для которых необходимы привлеченные (за счет кредитов или облигаций) средства. Приведу пример. В подчинении Минпромполитики Швеции находятся 40 государственных предприятий. Их общий оборот — 55 млрд. евро. Нужно стремиться к укрупнению предприятий.

Легпром не хуже металлургии
– Ведущее место в экономике Украины занимает металлургия — более четверти ВВП, свыше 40% валютных поступлений. В каких еще отраслях промышленности следует ожидать наибольших темпов развития?
– Украина сейчас является индустриальной страной, и работа Министерства промышленной политики направлена на то, чтобы системно и последовательно она становилась современной постиндустриальной страной. Проще говоря, килограмм стали продается по 50 центов, а килограмм изделий в автомобильной промышленности уже за $100, в авиационной превышает $2 тыс., а в космической доходит до $50 тыс. С этой точки зрения, перспективными выглядят авиационная промышленность, судостроение, энергетическое машиностроение и военно-промышленный комплекс. Думаю, что у нас есть все шансы для того, чтобы мы поднялись в этих отраслях на более высокий уровень.

Многое уже сделано. У нас хорошими темпами развивается судостроение — 19,6% за первое полугодие, автомобильная промышленность — 34%, энергетическое машиностроение. Неплохие результаты в сельскохозяйственном машиностроении. Даже в деревообработке рост 26%. Но я не говорю о том, что все сделано.

Есть отличные перспективы у легкой промышленности. Снова приведу пример. В среднем украинец расходует на приобретение одежды до 2 тыс. грн. в год. У нас население 47 млн. человек. Следовательно, емкость внутреннего рынка порядка 100 млрд. грн. Сюда еще следует добавить экспорт. Таким образом, в легкой промышленности мы можем выйти на объемы производства, сопоставимые с металлургией. У нас просто колоссальные возможности, и мы должны заполнять все эти ниши. Для развития промышленности необходимо еще больше инвестиций, не только внешних, но и внутренних.

– Что же заставит украинцев вкладывать деньги в предприятия?
– Сегодня на депозитных счетах население разместило более 130 млрд. грн. Понятно, что ни один гражданин не станет вкладывать в предприятия, ведь надежнее получить в банке 15% годовых на депозите. Необходимо привлечь деньги населения в экономику, в промышленность напрямую, а не через банковские кредиты.

Производственным предприятиям невыгодно брать в банке кредит под 20% годовых, так как в производстве в отличие от торговли очень сложно обеспечить такую рентабельность. Потому надежда в развитии фондового рынка на то, что Верховная Рада наконец-то примет закон об акционерных обществах.

– Выходит, проблема развития промышленности в деньгах?
– Мы все прекрасно понимаем, что промышленность требует инвестиций. Через кредиты или продажу — решать государству. Если хотим резко увеличить инвестиции, нужно резко понижать кредитную ставку. Методов по улучшению достаточно.

Еще один пример — бухгалтерский учет. Сейчас предприятия, акционерные общества вынуждены вести как минимум три вида учета — бухгалтерский, налоговый и для акционеров. И это только «по-белому», я не говорю об учете «для себя». Три вида учета — абсолютно ненормально ни для компаний, ни для контролирующих органов! Надо серьезно поменять законодательство в этом плане для того, чтобы сделать работу бизнеса более комфортной, более открытой, более простой.

Развитие промышленности должно стать государственным приоритетом. Посмотрите, какие государственные льготы предоставляют Boeing или Airbus — это миллиарды долларов и евро. Если мы хотим, чтобы у нас авиационная промышленность работала, парламенту следует принять закон о компенсации ставок по кредитам для нее. Почему не дать деньги на разработку Ан-70 и Ан-148, на запуск производства «Руслана» и так далее? Говорят, нельзя государственные деньги вкладывать в бизнес. Да, это бизнес, но это государственный бизнес, это государственный приоритет!

– Снова все упирается в принятие новых законов. Но для этого нужно лобби промышленников. В новом составе Верховной Рады оно представлено убедительно?
– Посмотрим. Я очень хотел, чтобы так было.

Инф. e-finance.com.ua


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/25409.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua