07 авг, 10:29
К вопросу о национальных особенностях бюджетовыполнения и бюджетостроения
27 июля парламент проголосовал проект Бюджетной резолюции в варианте профильного комитета. Примерно в то же время прошли слушания по итогам выполнения текущей сметы казны за первое полугодие. Оба мероприятия наводят на непростые размышления…
В этот раз первой национальной особенностью бюджетостроения стало то, что на момент готовности проекта "Основ бюджетной политики на 2007 год" (зарегистрирован в Верховной Раде 17 мая 2006 года), работать с документом было некому, поскольку фактически не работал не только Бюджетный комитет, но и сам парламент. Этот временной лаг (парламентские слушания положено проводить не позже 1 июня) привел ко второй особенности бюджетного процесса — нерасформированный на конец первого полугодия старый Кабмин нарушил сложившуюся в прежние годы традицию, когда новоназначенный глава Минфина рапортовал о деятельности своего предшественника. Изначально нарушенные бюджетные традиции дают нам полное основание препарировать этот процесс с конца, то есть с анализа бюджетных планов на 2007 год и завершать текущим состоянием дел.
Факты
Бюджет страны формируют налоги. Предполагается, что в 2007 году в Украине появятся новые фискальные "оброки": на наследство, на подарки, на операции с недвижимостью и имуществом. Будет введен единый соцналог, при котором совокупная ставка отчислений уменьшится в зависимости от финансовых возможностей фондов социального страхования и государственного бюджета. Кроме того, Резолюция предлагает "усовершенствовать упрощенную систему налогообложения".
Кроме того, планируется "постепенное приведение тарифов на электроэнергию и цен на природный газ, тарифов на жилищно-коммунальные услуги для всех категорий потребителей до экономически обоснованного уровня" и "повышение роли" рентных платежей и платы за землю в формировании бюджета.
В документе не обойдена социальная сфера, где к финишу 2007 года намечено увеличение зарплатного минимума до 450 грн. Пенсионеров порадуют законодательным "урегулированием вопросов внедрения единого порядка назначения и пересчета пенсий для всех категорий".
Как обычно, высказано пожелание увеличить объемы госкапвложений и реформировать высшую школу, для чего лишить вузы статуса бюджетных учреждений.
В контексте продвижения страны во Всемирную торговую организацию, которое отнюдь не однозначно воспринимается населением и депутатами, планируется уже в следующем году принять все необходимые техстандарты на агро- и пищевую продукцию.
Наконец, камень преткновения бюджета-2006, т. е. дефицит, в будущем проекте думают установить на уровне 2% и финансировать по-старинке, за счет приватизации.
Размышления
Даже неспециалисту очевидно: в течение одного года весь список намеченных планов реализовать не получится. В этом контексте критика резолюции-2007 главой профильного комитета Рады Николаем Азаровым, назвавшим направления бюджетной политики "крайне декларативными", уже не кажется жесткой и политически ангажированной. Азаров подчеркнул, что представленная Резолюция, декларируя увеличение финансовой самодостаточности бюджетов территориальных общин, не имеет каких-либо подтверждений этого тезиса. Он также обратил внимание на то, что вопреки Бюджетному кодексу в Резолюции отсутствует "цифровая конкретика", а сам документ "пестрит противоречиями и несуразицами"…
Справедливости ради следует заметить, что подобные документы безотносительно к составу кабминов декларативны и скупы на цифры всегда. Однако, как было замечено выше, временной график бюджетного процесса почти безнадежно (более чем на полтора месяца) нарушен, и до 15 августа — даты начала моратория на все законы, влияющие на формирование бюджета-2007, осталось всего ничего. Между тем, неожиданно для самого действующего Кабмина и вопреки фактическому безвластию в стране, резко улучшились экономические показатели, требующие модернизации уже синтезированной Резолюции-2007 и пересчета параметров бюджета-2007 на более серьезном уровне. Когда и кто этим будет заниматься (то есть трансформировать "фэнтези" Бюджетной резолюции в суровый "соцреализм" проекта), осталось загадкой. Полагаю, длительная подготовка и последующие метаморфозы парламентской коалиции не дают гарантий, что в возникшей спешке синтеза бюджета-2007 не будет серьезных ошибок и просчетов.
Реальность
И теперь самое время перейти к отчету Минфина о состоянии дел в бюджетной сфере и комментариям к нему заинтересованных лиц.
Парадокс заключается в том, что Кабмин регулярно подчеркивает, как замечательно выполняется бюджет и какие у нас блестящие статистические показатели. Вопрос показателей — это отдельная тема, потому что официальная статистика — умение не столько констатировать, сколько "правильно считать" и выгодно сравнивать.
Поэтому автор хотел бы остановиться на таком немаловажном моменте, как ощутимое снижение госдолга. Дело в том, что весь фокус с цифрами плотно завязан на технологии финансирования бюджетного дефицита, который был "технично" перенесен на II полугодие. Поэтому по итогам I полугодия выполнение госбюджета по доходам "провалено" всего на 3 млрд. грн. Но к концу года эта сумма может составить до 8 млрд. грн. К сожалению, госбюджет 2006 года не покрывает многие расходы, предусмотренные действующим законодательством. Одной из основных проблем Азаров считает повышение цен на природный газ и электроэнергию. По его подсчетам, "цена этого вопроса" составляет около 1 млрд. грн. В целом, по словам главы комитета, уходящий Кабинет министров оставляет после себя нерешенных бюджетных проблем минимум на 30 млрд. грн.
Ни Минфин, ни глава "временного" Кабмина Юрий Ехануров не согласились с критикой Бюджетного комитета и попытались переложить вину за проблемы на Раду. Для улучшения ситуации в бюджетной сфере Ехануров порекомендовал парламенту отменить ряд законов, которые были приняты "в угаре выборов в I квартале".
Усугубляющим "вину" нынешнего Кабмина обстоятельством является то, что его бюджет-2006 придется… перекраивать "с колес". Несколько забегая вперед и с учетом вышеупомянутого цейтнота, автор не склонен считать таким уж благом незапланированный "умниками" из Кабмина рост ВВП и проистекающую из этого "модернизацию" бюджета-2006.
Напомним, госбюджет-2006 рассчитывался на основе прогноза роста реального ВВП в 2006 году на 7%. Сейчас Кабмин ожидает рост 2,8% при инфляции 11,4%.
Перспективы
Вопрос бюджетного благополучия действительно лежит в плоскости покрытия 2,5%-процентного дефицита. Автор обращает внимание на заметное ухудшение состояния рынка внешних займов. А также предвидит известные трудности (проистекающие из разного политического мировоззрения сил, входящих в коалицию) с обеспечением выполнения годовых планов приватизации.
Авансы сегодняшних авторов Бюджетной резолюции о вероятной ее трансформации в контексте улучшения "видов на ВВП" автор оценивает скептически. Прежде всего — по причине отсутствия прямой зависимости бюджета от роста ВВП. В данном случае иллюстративным является экспортный ренессанс металлургии, по сути, дающий очень скромный привес в бюджетную копилку из-за отсутствия НДС в экспорте. Впрочем, с учетом быстроменяющейся внешнерыночной конъюнктуры, что само по себе является отдельным риском, ожидать особых "откровений" от ВВП-2007 тоже не следует. Равно как и ощутимого улучшения внешнеторгового сальдо, "положительность" которого Минэкономики ожидает уже в III квартале 2006 года.
К слову, именно в декларировании обеспечения "плюсовости" этого показателя и нынешний Кабмин, и критики его бюджетной политики из профильного комитета оказались солидарными. Остается надеяться, что ударная работа по "доведению до ума" Резолюции-2007 завершится в сжатые сроки (не в ущерб качеству) и предохранит бюджетный процесс от срыва.
Инф. versii
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/25847.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua