Мораторий

07 авг, 10:35

В повышении цен и тарифов нужна передышка

 

На минувшей неделе в Верховной Раде был зарегистрирован проект постановления №1093-2 о временном моратории на повышение тарифов на электроэнергию, газ, жилищно-коммунальные услуги, пассажирский транспорт и связь для населения. Авторами законопроекта являются депутаты Иван Бондарчук (СПУ), Спиридон Килинкаров (КПУ), Ярослав Сухой и Александр Стоян (ПР). То, что законопроект подготовлен депутатами антикризисной коалиции, говорит о том, что его, скорее всего, примут.

 

Напомним, что ранее Верховная Рада фактически не могла вмешаться в бурную деятельность правительства и структур исполнительной власти из-за политической неразберихи вокруг выборов спикера и глав комитетов, чем и воспользовался нынешний Кабинет министров, повысив цены на электроэнергию, природный газ, жилищно-коммунальные услуги распоряжениями НКРЭ. Одновременно "Укртелеком" увеличил расценки на предоставление услуг связи. И хотя население пока не ощутило на себе последствий всеобщего повышения тарифов, уже в ближайшие месяцы это существенно отразится на уровне жизни.

 

Между тем факт повышения цен и тарифов внес свой вклад в "головокружительный" рост ВВП за последние два месяца. Напомним, что, по данным Госкомстата, в июне 2006 года рост ВВП составил 9,3%, в связи с чем показатель прироста ВВП за первое полугодие 2006-го по сравнению с аналогичным периодом 2005-го составил 5%. Это, к сожалению, свидетельствует не о бурном экономическом подъеме в стране, как пытается доказать уходящий премьер Юрий Ехануров, а о том, что организациям и гражданам начали начислять большие суммы за свет, воду и газ. Вот ВВП и "скакнул" резко вверх. Если повысить цены, скажем, в 4—5 раз, то макроэкономические показатели Украины просто зашкалят.

 

Так или иначе, меры депутатов антикризисной коалиции можно считать своевременными. Дело в том, что в масштабах Украины проводить тотальное повышение тарифов без учета специфики тех или иных регионов, без дифференциации по категориям населения и действенного механизма компенсации нельзя. Это чревато социальным взрывом. Одно дело — повысить тариф на жилищно-коммунальные услуги в Киеве, где у населения стабильно высокие зарплаты, и другое — в каком-нибудь депрессивном городке Западной Украины, где людям приходится оплачивать коммунальные услуги за счет заробитчан. А что делать жителям умирающих городков шахтерского края, которые и так не имеют нормального коммунального обслуживания? Просто не платить, увеличивая "долговой мешок" ЖКХ?

 

Конечно, мои оппоненты могут заявить, что существует система субсидий. Однако она несовершенна. И многим людям очень трудно собрать все необходимые документы, чтобы получить субсидию. Кроме того, нужно учесть, что нынешнее повышение цен и тарифов не решает проблем жилищно-коммунального хозяйства. В одних городах подобное повышение позволит предприятиям ЖКХ свести концы с концами и даже начать запоздалую модернизацию коммунальных сетей, в других же даже двукратное или троекратное повышение цен проблемы не решает. К тому же столь радикальное решение нивелирует роль местных советов и местного самоуправления. Как известно, в Украине еще не завершена конституционная реформа, ключевым моментом которой является законопроект №3707, который передает значительную часть полномочий на места. Повышать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги до вступления в действие этого законопроекта и политически, и экономически нецелесообразно. Получается, что правительство и НКРЭ решают за местные советы, сколько людям платить за свое жизнеобеспечение, без привязки к специфике региона. А потом местным советам придется заново пересматривать тарифы. Ведь именно на местах лучше всего знают ситуацию в ЖКХ и поэтому могут рассчитать и экономически обосновать тарифы и механизм получения субсидий.

 

Исходя из уровня социального обеспечения населения регионов, это справедливо и по отношению к местным советам: люди будут знать, какие политические силы реально, на деле, а не на словах, заботятся о решении местных проблем, и уже не будут ориентироваться на местных выборах по первым фигурам центральных партийных списков в Верховную Раду.

 

Поэтому целесообразно как можно скорее принять законопроект №3207, а затем, исходя из реальности местного самоуправления, предоставить право местным советам самим устанавливать цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги и — по согласованию с соответствующими энергокомпаниями и ГК "Газ Украины" — на электроэнергию и природный газ. В таком случае на местных советах будет лежать вся ответственность за социальную ситуацию в регионах. Пока же введение моратория видится как вполне конструктивный и закономерный шаг.

 

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/25848.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua