Перманентная война за право регистрации

07 авг, 10:43

Борьба между депозитариями может помешать принятию закона об учете ценных бумаг

Борьба между двумя украинскими депозитариями, продолжающаяся уже шесть лет, снова обострилась. Виной тому — законопроект "О системе депозитарного учета ценных бумаг", предлагающий создать подконтрольный государству Центральный депозитарий на базе Национального депозитария Украины. Единственный в полной мере функционирующий на сегодня депозитарий Межрегионального фондового союза (МФС) остается "не у дел". Идея эта не нова и, похоже, реализовать ее и на этот раз будет непросто. Хотя до окончания этой войны и нахождения приемлемого для всех выхода еще далеко.

Злополучный проект

В конце прошлого месяца представители Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса совместно с ами Первой фондовой торговой системы, Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев, а также Ассоциации украинских банков направили Президенту и Верховной Раде открытое письмо, в котором попросили вернуть законопроект "О системе депозитарного учета ценных бумаг" на доработку. Согласно тексту письма, в предложенном законопроекте не учтены предложения рынка и лучший мировой опыт. И хотя участники рынка в целом поддерживают принятие этого документа, отдельные нормы законопроекта нуждаются в пересмотре и уточнении.

Напомним, что законопроект "О системе депозитарного учета ценных бумаг" был разработан Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) еще в конце прошлого года, а 27 июня этого года под номером 1094 был зарегистрирован в парламенте. Как говорят разработчики, законопроект должен содействовать созданию централизованной депозитарной системы в Украине, а также устранить недостатки в системе учета прав собственности на ценные бумаги.

Предлагаемый законопроект вводит целый ряд новшеств. К примеру, он предусматривает выпуск именных ценных бумаг исключительно в электронной форме. Соответственно существующие ныне на рынке регистраторы и хранители ценных бумаг упраздняются, а вместо них появляются совершенно новые структуры — депозитарные учреждения. Их задача — собрать данные о собственниках ценных бумаг и передать их в Центральный депозитарий, который, собственно, и будет вести реестры. По мнению разработчиков, такая система сделает невозможным ведение двойных реестров.

Вплоть до этого момента у участников фондового рынка законопроект особых нареканий не вызывает. Дискуссия начинается там, где речь заходит непосредственно о создании Центрального депозитария. Законопроект предполагает, что он будет создаваться на базе Национального депозитария Украины и государство будем иметь в нем не менее 25% + 1 акция. При этом в состав акционеров смогут войти участники рынка ценных бумаг, но доля каждого из них не должна превышать 5%.

Фондовики не согласны ни с тем, ни с другим. По их мнению, формировать новый Центральный депозитарий необходимо при равноправном участии Нацдепозитария и Межрегионального фондового союза (МФС) — единственного де-факто функционирующего на сегодняшний день депозитария, акционерами которого являются представители рынка. Кроме того, по мнению фондовиков, в создаваемом Центральном депозитарии доля государства должна составлять не минимум, а максимум 25% + 1 акция. Представители МФС такую позицию отстаивают не первый год.

История противостояния

Следует заметить, что конфронтация между Нацдепозитарием и МФС, существующая последние шесть лет, была неизбежна с первого дня существования этих учреждений. Нацдепозитарий был создан в 1999 году как верхнее звено в инфраструктуре обслуживания фондового рынка. Но еще до этого, в 1998 году, при поддержке Агентства США по национальному развитию был учрежден клиринговый депозитарий МФС. Причем если Нацдепозитарий создавался исключительно как государственное учреждение (ГКЦБФР тогда управляла 86% акций), то акционерами МФС являлся ряд украинских банков и фондовых учреждений.

Кроме того, согласно Меморандуму, подписанному правительством Украины, НБУ, правительством США и Всемирным банком в том же 1998 году, Национальный депозитарий (над его созданием тогда уже работали) не мог осуществлять коммерческую депозитарную деятельность до 2010 года. Примерно такое же положение содержал и Указ Президента "Об общих принципах функционирования Национального депозитария Украины" от 1999 года. Таким образом, Нацдепозитарий занимался стандартизацией депозитарного учета, кодификацией и налаживанием отношений с депозитариями других стран.

На первый взгляд может показаться, что создание альтернативной государственной структуры, которую и депозитарием-то можно назвать с трудом, при существовании уже функционирующего депозитария МФС, — шаг не вполне логичный. Однако, во-первых, того требовал Закон "О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине", принятый еще в 1997 году. А кроме того (и это, позволим себе предположить, основная причина), создание Нацдепозитария было условием при предоставлении одного из траншей Всемирного банка.

Таким образом, острая и затяжная борьба между двумя учреждениями была гарантирована. И первым, заметим, в нее ввязался именно МФС. В начале июня 2000 года общее собрание МФС обратилось к Президенту и правительству Украины с предложением вообще ликвидировать Нацдепозитарий, а взамен преобразовать МФС в полнофункциональный центральный депозитарий.

Меньше чем через год ситуация поменялась. 6 февраля 2001 народным депутатам впервые был роздан проект изменений к Закону "О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг". Если не вдаваться в детали, то суть этого документа ничем не отличалась от оспариваемых и сегодня предложений по механизму создания Центрального депозитария. Как и сегодня, участники фондового рынка жаловались на то, что их пожеланий при составлении законопроекта никто не учитывал.

К идее создания Центрального депозитария на базе Нацдепозитария возвращались и позже (было даже соответствующее постановление Кабмина), затем вплотную взялись за обсуждение возможного слияния двух депозитариев. Решение о таком объединении с переменным успехом обговаривали пять лет. Однако стоит отметить, что на самом деле от этой идеи не были в восторге ни в Нацдепозитарии, ни в МФС. В МФС — потому что фактически речь шла не о слиянии, а о поглощении МФС Нацдепозитарием. В Нацдепозитарии же втайне надеялись на разрыв меморандума, запрещающего Национальному депозитарию исполнять коммерческие функции. Действие меморандума было приостановлено только в начале 2006 года, хотя лицензию на коммерческую деятельность Нацдепозитарий не получил до сих пор.

Позиция ГКЦБФР

С регистрацией в Верховной Раде законопроекта "О системе депозитарного учета ценных бумаг" борьба между двумя депозитариями вновь обострилась. Представители МФС и участники фондового рынка по-прежнему считают, что создавать подконтрольный государству, а не участникам рынка, да еще и на базе Нацдепозитария Центральный депозитарий нельзя. "Система депозитарного учета ценных бумаг… ни в коем случае не может быть использована для достижения политических целей или работать в интересах отдельных финансово-промышленных групп, что может быть в случае поддержки Верховной Радой законопроекта, который разработан без учета мнения представителей фондового рынка", — говорится в сообщении, отправленном Президенту и парламенту.

Кроме того, в МФС считают, что Нацдепозитарий просто не справится с учетной и расчетно-клиринговой функциями. "Ключевой для украинского фондового рынка является функция учета прав собственности, которую в депозитарной системе сегодня не выполняет никто, кроме МФС", — говорит наблюдательного совета МФС Дмитрий Сапунов.

Примечательно, что в последний момент на сторону МФС стала и ГКЦБФР, разрабатывавшая данный законопроект. В тот же день, когда для обсуждения проекта собирались участники рынка, ГКЦБФР вынесла его на заседание своего Консультационно-экспертного совета, который… попросил комиссию отозвать законопроект из Верховной Рады.

Фактически на стороне МФС выступил и ГКЦБФР Сергей Бирюк. "Нецелесообразно создавать Центральный депозитарий Украины на базе Национального депозитария Украины, — сказал он. — Для обеспечения полного доверия со стороны инвесторов очень важно, чтобы регистраторы и депозитарии были действительно независимыми и обеспечивали сбалансированность интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и государства".

Однако в Нацдепозитарии с такой постановкой вопроса не согласны. "Наш рынок не дошел до того уровня, чтобы отдавать управление Центральным депозитарием на откуп участникам рынка", — объясняет свою позицию председатель правления Нацдепозитария Владимир Ульянов. Поэтому очевидно, что до окончания войны между двумя депозитариями еще далеко.

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/25852.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua