Типичные огрехи типичного правительства

11 авг, 09:48

Успешность Кабинета министров зависит от простого знания законов экономики

Правительство сформировано, и мы знаем практически каждого из его участников. Мы знаем, как нынешние министры работали в не столь далеком прошлом, а потому можем предположить, как они будут работать теперь. Главное, чтобы этот Кабмин, точнее его экономический блок, не повторял ошибок своих предшественников.

Ошибки в налоговом законодательстве

Правительство Юлии Тимошенко и президента Виктора Ющенко, придя к власти, моментально объявили тотальную войну свободным экономическим зонам (СЭЗ) и территориям приоритетного развития (ТПР). Тогда заявлялось, что через эти зоны и территории идет основной поток контрабанды, причем такой импорт не облагался рядом налогов.

Руководители СЭЗ и ТПР, а также компании, которые вели свою деятельность в этих регионах, тут же забили тревогу, так как на грани исчезновения оказались тысячи мелких и средних фирм, имеющих здесь налаженный бизнес. Причем, как они утверждали, здесь, безусловно, располагались и теневые фирмы, однако это еще не повод обвинять в нарушении законов всех без исключения.

В этой войне был и политический привкус, так как одна из самых крупных СЭЗ располагалась в Донецке. Естественно, на востоке страны такое решение правительства восприняли в штыки.

И, как показало время, власти сделали большую ошибку, поскольку был нарушен простой экономический закон: если облагать налогами то, что еще не облагалось, на рынке возникает дефицит, следствием которого оказываются инфляция и увеличение контрабанды, а не ее сокращение.

Программа «Контрабанда — стоп!» напоминала коммунистическую кампанию. Одно название достойно ежедневного освещения в программе «Прожектор перестройки». На деле же оказалось, что правительство своими руками перекрыло не только контрабанду, но и импорт, пусть и незаконный. Это можно было делать, но при условии, что внутри страны можно произвести аналогичные товары и в тех же количествах. Дефицит продукции, опять же, привел к инфляции.

Ошибки в социальной сфере

Виктор Янукович, будучи премьер-министром в 2004 году, принял беспрецедентное решение об увеличении пенсий до уровня прожиточного минимума. С одной стороны, такой шаг был логичным, потому что пенсия не может быть ниже уровня бедности. С другой — население моментально получило на руки колоссальные деньги.

Пенсионеры могли радоваться этому чуду совсем недолго, так как производители тут же подняли цены на свои товары, узнав, что население стало чуть богаче.

Социальные выплаты, безусловно, следует повышать до более высокого уровня, однако это следует делать лишь тогда, когда в стране есть соответствующие ресурсы, и если повышение выплат не повлияет негативно на макроэкономические тенденции.

Стоит также учесть, что для обеспечения крупных выплат правительством оказывалось сильное давление на налогоплательщиков, в основном на бизнесменов всех уровней. От них требовалась уплата налогов авансом, но авансы, в конце концов, быстро заканчиваются и больше платить никто не станет. Так и случилось.

Ошибки на рынке ГСМ

Украине пора смириться с тем, что большая часть ее нефтяных заводов принадлежит российским компаниям, которые перерабатывают российское же сырье. Они постоянно стараются повышать цены на бензин и дизтопливо, мотивируя это то посевной, то уборочной. Все это так, однако с НПЗ всегда можно договориться, и с ними нужно договариваться.

Когда Тимошенко решила пойти иным путем, в стране разразился бензиновый кризис. В частности, ее правительство выбрало стратегию ультиматумов и угроз в адрес нефтяников. Владельцы НПЗ тут же пригрозили закрыть производство, а Тимошенко пообещала построить мощный НПЗ в Одессе, заранее зная, что это невозможно. Но как только Тимошенко была уволена, а с нефтяниками стали говорить на рыночном языке, ситуация стабилизировалась.

Ошибки в финансовой сфере

Несмотря на все ученые степени, бывший министр экономики Сергей Терехин, автор идеи об искусственном укреплении курса доллара, подставил экономике подножку. Сделано это было, правда, руками Нацбанка.

НБУ имеет достаточно рычагов влияния на валютный рынок, но он не должен использовать их во вред. Его задача — обеспечивать финансовую стабильность, а не резко менять курсы валют в ручном режиме. С резким укреплением гривни по отношению к доллару с апреля 2005 года начались негативные проявления и в финансово-кредитной и производственной сферах. Зачем это нужно было делать, пока так никто толком и не объяснил.

Что же касается банковской сферы, то НБУ и правительство до сих пор не сделали ничего, чтобы снизить ставки по депозитам и кредитам, по крайней мере для физических лиц. В Украине до сих пор наблюдается бум кредитования, однако украинцы платят наивысшие процентные ставки по кредитам в Европе. Кредит в валюте за 12—13% годовых существенно отличается от аналогичного кредита в Европе за 4—5%. К тому же, пока ничего существенного не сделано для увеличения сроков кредитования, например, до 50 и больше лет. Все это говорит о том, что банковский сектор опасается рисков, вызванных политической и экономической нестабильностью.

Инф. kv


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/26379.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua