Подозрительно дешевый бензин

10 ноя, 14:08

Цены на топливо поползли вниз. но платит страна за это очень дорого.

Автомобилисты в регионах счастливы: литр 95-го кое-где стоит уже 3 грн 70 коп. В столице пока старые цены: нижняя планка – 4 грн, при этом эксперты обещают, что в течение недели нефтепродукты подешевеют и в Киеве. Чтобы обеспечить это 15-копеечное снижение, правительство рискует тем, что «лягут» нефтеперерабатывающие заводы страны.

Ни тебе сборов, ни тебе налогов, ни тебе Тимошенко!
Специалисты, раньше в один голос кричавшие о грядущем подорожании до 5 грн за литр, теперь объясняют причины обратного процесса. По их мнению, бензиновое отступление вызвано падением сезонного спроса, удешевлением русской нефти и изменениями в законодательстве – теперь ведь разрешен беспошлинный ввоз нефтепродуктов.

Радуется и глава правления НАК «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко:
– Снижение цен на рынке – это то, что мы и прогнозировали. Помните, говорили: будет дефицит в конце года, будет дефицит на осень... А мы же утверждали, что дефицита не будет. Рынок наполнится нефтепродуктами. Более того, будет тенденция к снижению цены, чего сегодня мы и достигли. И цены продолжат снижаться дальше. Я не стану прогнозировать, насколько. Но такая тенденция есть, – с гордостью заявил он «Газете...».
Среди причин порой называют и благоприятные последствия отставки Юлии Тимошенко. Но здесь можно и поспорить – ведь ликвидировать таможенные пошлины на бензин леди Ю предлагала еще в середине лета, тогда ее слова всерьез никто не воспринял. А теперь Еханурову депутаты разрешили возить бензин и солярку из соседних стран. Те политики, которые еще полгода назад с пеной у рта доказывали абсурдность этой идеи, теперь спокойно смирились с неизбежным шантажом российских нефтетрейдеров, которым выгоднее возить нам готовый бензин, чем гнать на переработку «черное золото». А то, что столь прогрессивные подходы – простейший способ сделать украинскую экономику еще более энергозависимой, никого особо не волнует.

Кстати, удешевление объясняется не только ликвидацией ввозной пошлины на готовые нефтепродукты, но и упразднением целого ряда акцизных сборов, 2%-ного сбора в Пенсионный фонд – практически импортеры нефти в Украину оказались в некоем «налоговом раю»: их прибыль напрямую зависит от объемов поставок, и они совсем не делятся с государством.

Зачем нам свой бензин? Нам свой бензин не нужен!
О том, чем такая политика украинской налогово-таможенной лояльности может грозить государству в будущем, мы поинтересовались у Владимира Сапрыкина, директора энергетических программ Украинского центра Разумкова.

– Снижение цен на нефтепродукты – это хорошо для потребителя, это маленькая тактическая победа Еханурова. Но в стратегическом плане – это огромное поражение. Три из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов сейчас стоят. В кризисные моменты, ближе к посевной, государство кратковременно тоже предоставляло льготы импортерам бензина, но никогда столь объемные и на такие длительные сроки! Объемы поставок нефти в Украину в этом году снизились по сравнению с прошлым – в октябре этого года мы получили на 37% нефти меньше, чем в октябре 2004-го. Отечественный рынок заполняется импортным бензином. Вскоре импорт может достичь трети всего рынка в Украине, и это будет крах топливно-энергетического сектора. Уже сейчас наши заводы отстают от зарубежных конкурентов в своем технологическом развитии лет на семь. Наш бензин невозможно никуда экспортировать – по своим экологическим параметрам он не только не подходит под европейскую норму Евро-4 или хотя бы более толерантную Евро-2, но даже не соответствует сильно заниженным внутриукраинским ГОСТам. Заводам срочно нужны деньги на переоснащение производства. А где их взять, если нефти нет, ввозится дешевый бензин и более дорогие нефтепродукты никого не интересуют? Таким образом, заводы де-факто умирают. Причем в регионах, где построены заводы, они являются бюджетоформирующими предприятиями – то есть десятки тысяч людей получают зарплаты и пенсии исключительно благодаря НПЗ.

– В итоге – о каких суммах убытков может идти речь?
– Сейчас это очень сложно посчитать. Мало того, что им не из чего налоги платить, так еще ведь в этих предприятиях есть государственная часть – то есть бюджет не получает плановых прибылей. Плюс в бюджет не падает и копейки за импорт. Так что суммы просто астрономические в итоге получаются. И удешевление бензина на 5–7% (а это предел, ниже цена не опустится, и то 7% – это только в случае, если очередного взрыва какого-нибудь в Ираке не случится) никак не компенсирует Украине гибель целой отрасли.

Дешевый бензин – только в мышеловке

Ярослав Жалило, экономический эксперт:
– Очень настораживает тот факт, что удешевление бензина сопровождается сокращением экспорта нефти. Фактически, мы все меньше производим готовых нефтепродуктов, сети АЗС постепенно переходят на импортное топливо. И это негативный процесс – ведь даже после того, как в строй войдут 3 стоящих в данный момент украинских нефтеперерабатывающих завода, эти АЗС, работающие по накатанной схеме с импортерами, не захотят покупать бензин украинского производства. А девать его некуда – ведь наше топливо слишком некачественное для экспорта. То есть, то, что наши НПЗ при такой государственной политике «ценоснижения» рискуют остановиться насовсем, – это факт. А когда мы достаточно «подсядем» на бензин из-за бугра – тогда импортеры смогут себе позволить много чего. Нельзя исключать возможности, что бензин в Украине после всех этих процессов начнет в итоге резко дорожать. Также неприятен тот факт, что за счет Украины сейчас обогащаются другие государства – ведь из-за отмены пошлин трейдеры нефтепродуктов платят НДС за границей.

Оптом и в розницу
Стоимость 95-го бензина ниже 4 грн за литр зафиксирована уже в 14 областях Украины. Чемпион низких цен – Харьков, где топливо на некоторых заправках подешевело на 20 коп. На отдельных станциях залить можно даже по 3,65 грн/л. Устойчиво снижаются цены в Крыму и Херсонской области – за прошлую неделю горючка упала в цене на 10–15 копеек.

Зато в Киеве, Донецке и Днепропетровске высокооктановый бензин марки А-95 по-прежнему стоит от 4,10 грн за литр. Не сдвинулась с места розница и в Николаеве, где заправиться популярной маркой можно в среднем по 4,06 грн/л.

Эксперты утверждают, что разница между оптовыми и розничными ценами на высокооктановые бензины уже превышает 1000 грн на одной тонне. Поэтому владельцы АЗС сейчас не просто хорошо зарабатывают, а получают сверхприбыли. Причем делают это «с особым цинизмом» – на заправках тех же крупных сетей («ТНК», «Лукойл») цены в разных регионах отличаются. Крупные фирмы, владеющие сетями заправок, стали проявлять неслыханную гибкость на рынке – они как бы отдали мелким фирмам возможность диктовать цену и подстраиваются под их цифры.

Михаил Ганницкий

Инф. pk


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/2641.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua