11 авг, 11:20
Удорожание энергоносителей носит фундаментальный, а не конъюнктурный характер и отражает их общую нехватку, с которой человечество может столкнуться в ближайшие 10—15 лет при сохранении современных темпов развития на современном технологическом базисе. Какой должна быть в этих условиях стратегия России?
Угроза нехватки энергоносителей не абсолютна; так, США могут в любой момент начать разработку битуминозных песков канадской провинции Альберта, рентабельную уже при цене нефти $30 за баррель, что приблизит мировую цену нефти к этому уровню.
Однако США не используют эту возможность, поскольку дорогая нефть не только приносит сверхприбыли их нефтяным корпорациям, но и сдерживает их стратегических конкурентов — Евросоюз, Японию и, главное, Китай (отличие США от них — эмиссия мировой резервной валюты и наличие собственной нефти).
Поэтому удорожание энергоносителей носит долгосрочный характер и превращает российские нефть, газ и уголь из коммерческого в стратегический, геополитический ресурс. Это требует коренного переосмысления принципов и механизмов их использования.
Восстановление энергетического суверенитета
Это первый и наиболее насущный шаг. Надо отказаться от колониальных по сути соглашений с глобальными монополиями, подписанных в первойине 90-х годов и либо прямо нарушающих российские законы (как Каспийский трубопроводный консорциум), либо наносящих России неприемлемый ущерб. К последним относятся, например, соглашения о разделе продукции (СРП). По ним иностранные инвесторы получают практически всю прибыль от добычи российских нефти и газа, а Россия не только полностью компенсирует их завышенные издержки на добычу своих полезных ископаемых, но еще и оказывается им должна!
Формальные основания для отмены соответствующих соглашений может дать расследование обстоятельств заключения данных соглашений. Вскрытие же коррупционных мотивов их подписания российскими чиновниками (а трудно представить себе иные причины, по которым они могли пойти на настолько невыгодные для страны соглашения) по нормам международного права — достаточное основание для признания соответствующих сделок ничтожными.
СРП должны быть законодательно запрещены как неприемлемый для России колониальный способ освоения ее природных ресурсов ее стратегическими конкурентами.
При освоении природных ресурсов следует обеспечивать максимальное влияние российского капитала — и частного, и государственного. У России достаточно денег для самостоятельной реализации проектов любого масштаба; иностранцы должны допускаться лишь как носители отсутствующих у нас технологий и желательно при условии передачи этих технологий. Следует стремиться привлекать их на уровне отдельных специалистов и их групп, при невозможности ограничиться этим — на уровне специализированных фирм, решающих те или иные технологические задачи (вплоть до разработки инвестиционных проектов). В крайнем случае иностранный капитал может привлекаться в виде управляющих фирм, организующих реализацию инвестиционных проектов.
Однако контроль над любым проектом и собственность на добываемые ресурсы при любых обстоятельствах должны быть исключительно национальными.
Трубопроводный транспорт должен оставаться исключительно в собственности государства. Доступ к трубопроводам должен быть равным и свободным для всех представителей российского капитала, но иностранный капитал, как стратегический конкурент России, не должен иметь к ним доступа. Стремление Евросоюза к лишению России этого естественного ее конкурентного преимущества при помощи принуждения к ратификации Договора к Энергетической хартии (обеспечивающего свободный доступ к нашей трубопроводной системе всех желающих) напоминает стремление наиболее оголтелых революционеров столетней давности к обобществлению женщин.
Расширение национального контроля над сырьем
Вторая по значимости задача России — обеспечение баланса между интересами бизнеса и общества при помощи территориального разделения этих интересов. Сверхрентабельная добыча экспортного сырья (в первую очередь энергоносителей) в России должна идти в интересах общества — госкомпаниями или частным капиталом под контролем государства. Сферой реализации коммерческой инициативы и здоровой агрессивности частного бизнеса в первую очередь должно стать постсоветское пространство, которое, по крайней мере в наиболее стратегически важном, энергетическом плане, должно полностью принадлежать российскому бизнесу.
Каждые тонна нефти и кубометр газа, добытые на постсоветском пространстве (не говоря о самой России) любой компанией со значимым участием иностранного капитала (не говоря уже о полностью иностранных), — позор России, оскорбление ее национальных интересов и подрыв ее суверенитета.
Надо любой ценой не допустить реализации проекта газопровода из Казахстана в Турцию в обход России, отсекающий нашу страну от газа Туркмении и Узбекистана.
Государство должно организовывать, направлять и всемерно поддерживать внешнюю экспансию частного российского бизнеса. Основной принцип — предоставление относительно дешевых российских энергоресурсов в обмен на стратегически значимую собственность. Механизм — созданные на «энергетические» деньги пророссийские лобби, но не бесплодный и шокирующий энергетический шантаж, не говоря уже о разрушительных для России «газовых» и иных войнах.
В силу высокого протекционизма развитых стран их освоение российским энергетическим бизнесом должно быть нацелено на качественное повышение доходов за счет увеличения степени переработки экспортируемой продукции и приближения к потребителям.
Наиболее актуален прорыв «Газпрома» в распределительные сети стран Евросоюза. Первоочередными целями помимо Великобритании и Германии должны стать Нидерланды (как ключ к Франции, прямой выход в распределительные сети которой пока невозможен из-за протекционизма), Италия и Греция.
Структурные изменения
Фундаментальная задача — повышение степени переработки экспортируемой продукции. В 2005 году российский бизнес начал замещение экспорта сырой нефти по железной дороге более эффективным экспортом нефтепродуктов: падение экспорта нефти на 5% сопровождалось ростом экспорта нефтепродуктов на 16%.
России нужно форсировать строительство комплекса НПЗ для полного прекращения экспорта сырой нефти по железной дороге и танкерами и замещения его экспортом нефтепродуктов. Следует развивать нефте-, газо- и углехимию для максимально полного замещения экспорта сырья качественно более выгодным экспортом продукции его переработки.
Интенсификация развития не отменяет необходимости освоения новых месторождений, в первую очередь Ямала, и восстановления масштабов геологоразведки, достаточных для устойчивого развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в стратегической перспективе.
Масштабное энергосбережение не может идти стихийно, без системных усилий государства. Так, качественное снижение потерь в ЖКХ требует его технологической модернизации, обеспечения финансово-экономической прозрачности и жесткого ограничения злоупотреблений монополизмом.
Развитие электроэнергетики должно быть подчинено принципам технологической эффективности, а не извлечению прибыли из отдельных фрагментов единой энергосистемы за счет ее общей деградации. Первоочередные задачи — обеспечение приоритетного использования дешевой энергии ГЭС и воссоединение потребителей с «запертыми» мощностями сибирских ГЭС при помощи восстановления «энергомостов».
С учетом оздоровления энергобаланса страны нужен системный анализ экспортных обязательств, взятых на себя Россией и ее компаниями, и при необходимости — приведение их в соответствие с возможностями российского ТЭКа. Без этого возможна ситуация, при которой экспортные обязательства России будут выполняться за счет сокращения поставок на внутренний рынок с дестабилизацией национальной экономики.
Внутренние цены на энергоносители должны быть привязаны к уровню жизни большинства россиян, а не жителей наиболее развитых стран мира (который отражают мировые цены). Их повышение возможно только по мере роста уровня жизни, причем всех россиян и в первую очередь их беднейшей части.
Обязательства по повышению внутренних цен на газ, принятые в ходе переговоров с Евросоюзом о присоединении к ВТО под давлением российского газового лобби, должны быть немедленно отменены как подрывающие национальную конкурентоспособность. Формальное основание — фактический отзыв Евросоюзом своего согласия на присоединение России к ВТО и одностороннее выдвижение им новых, ранее не обсуждавшихся в связи с присоединением к ВТО требований бесплатного пролета самолетов над Сибирью и ратификации Договора к Энергетической хартии.
Переход к экспорту энергоносителей, а затем и остального сырья исключительно за рубли не только кардинально повысит значимость нашей страны в мировой экономике, но и трансформирует мировую финансово-экономическую систему в интересах России.
Доходы от экспорта сырья должны направляться на комплексную модернизацию страны: на возрождение ее управленческого, человеческого и производственного капитала на качественно новой, передовой технологической основе.
Обеспечение на этой основе гарантий обороноспособности страны и безопасности ее руководства — необходимое условие реализации описанной Энергетической доктрины, так как вызываемое ею изменение баланса глобальных финансовых потоков в пользу России создаст для развитых стран насильственного возвращения к современной ситуации колониальной по сути эксплуатации богатств нашей страны.
Инф. profile
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/26410.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua