Китайская интрига

11 авг, 16:56

По словам Лакшми Миттала, приоритетными направлениями грядущего расширения Arcelor — Mittal станут Китай и Индия — рынки, которые имеют наилучшие перспективы в обозримом будущем. Однако реальность может внести определенные коррективы в эти планы: если в Индии эта группа скоро обретет надежный плацдарм, то на пути ее экспансии в Китай уже возникли серьезные препятствия.
Появление на мировой арене гигантской корпорации Arcelor — Mittal вызвало серьезное беспокойство в сталелитейной промышленности Поднебесной. Каждый из партнеров по этому мега-слиянию и раньше прилагал серьезные усилия к проникновению на этот рынок — в прошлом году группа Mittal Steel инвестирована 338 млн. долларов в приобретение 37,6% акций Valin Steel Tube & Wire , а в начале текущего и Arcelor заключила сделку о покупке за 260 млн. долларов крупной доли (38,4%) в компании Laiwu Steel . Однако если в то время открытые протесты против этих сделок не прозвучали, теперь, когда гиганты объединились, топ-менеджеры китайской сталелитейной отрасли впервые обнародовали свое беспокойство: по их мнению, присутствие в стране настолько мощной международной корпорации “создаст огромные проблемы национальной промышленности”.

Защита по-китайски

Ассоциация China Iron and Steel Association ( CISA ) обратилась к правительству с просьбой повысить барьеры, препятствующие иностранцам приобретать активы на крупнейшем в мире рынке. По этому поводу вице-председатель CISA Лю Биншен заявил: “Сектор должен контролироваться не иностранцами, а китайскими государственными и частными компаниями, поскольку сталелитейная промышленность — важнейшая из базовых отраслей страны”. Правда, и без того после прошлогоднего изменения промышленной политики иностранцам запретили владеть контрольными пакетами китайских производителей стали, но теперь, когда образовалась Arcelor — Mittal , китайцы сочли, что этого запрета недостаточно для полноценной защиты отрасли. И это при том, что в текущем году ужесточение правил уже произошло, и при новых приобретениях китайских компаний иностранный инвестор может получить не более 10%.

В начале августа правительство ужесточило правила доступа зарубежных фирм к китайскому рынку — теперь в закон добавлены новые статьи. В частности, “поглощения китайских компаний иностранными не должны ослаблять экономическую безопасность или приводить к потере государственных предприятий”. Кроме того, зарубежные инвесторы обязаны подчиняться китайским законам и руководствоваться в своих приобретениях китайской политикой .

Это означает, что в соответствии с новым нормативным актом, который вступит в силу 8 сентября, приобретение предприятия иностранной компанией не должно влиять на действующие правила конкуренции. Иностранные инвесторы обязаны следовать местной политике промышленного развития и законам о земле и охране окружающей среды. В отраслях, для которых запрещена чисто иностранная собственность на предприятия, зарубежные инвесторы не могут полностью владеть приобретаемой компанией — контроль над ней должен принадлежать китайской стороне, даже если основную часть акций приобрели иностранцы. Кроме того, в законе поименован ряд отраслей, в которых иностранцам полностью запрещено приобретать китайские компании.

Таким образом, сбылся прогноз помощника министра торговли США Франклина Лэвина, который за несколько дней до публикации новых положений предупреждал: “Появились признаки, что Китай может изменить отношение к иностранным инвестициям в определенные сектора”. По мнению Лэвина, причины этих перемен связаны с комбинацией самоуспокоенности, возникшей у китайцев после многих лет быстрого подъема экономики, и ослабления стимула к реформам, происходившего по мере постепенного выполнения Китаем большинства обязательств, принятых страной для получения ства в ВТО. При этом дискуссии о сути китайских реформ совпали по времени с беспрецедентными переменами в мировой сталелитейной промышленности, переменами, которые, безусловно, затронут и Китай.

Консолидация по-китайски

По словам Лю, образование гигантской корпорации Arcelor — Mittal создает грандиозную проблему для Китая. Сейчас в стране функционируют более 800 производителей, главным образом, мелких, и теперь консолидация отрасли, которая приведет к созданию компаний, конкурентоспособных на мировом уровне, становится неотложной задачей. Однако существует масса причин, препятствующих слияниям и объединениям, хотя правительство уже более двух лет прилагает большие усилия, чтобы превратить сотни разрозненных заводов в современную эффективную отрасль. Одна из важнейших — трудности оценки китайских сталелитейных активов, поскольку государственные предприятия крайне редко раскрывают свои активы и доходы. Их зарегистрированные на биржах подразделения, которые ежеквартально отчитываются о своих финансовых результатах, обычно представляют собой наиболее прибыльные части родительской компании. Другая причина заключается в уникальном смешении централизованного планирования с ожесточенной рыночной конкуренцией. Третья — это стремление местных властей уберечь от закрытия свои убыточные заводы, обеспечивающие занятость населения. Поэтому местные политики пытаются — в рамках указаний федерального правительства — объединять заводы, в первую очередь, по географическому признаку, т. е. производить слияния предприятий, находящихся в одной провинции, чтобы сохранять укрупненные компании в собственной юрисдикции. “Для ускорения консолидации необходимо устранить региональные барьеры” — полагает Лю.

При этом даже те объединения, которые все-таки происходят в Китае, радикально отличаются от вариантов, принятых в западных странах: как правило, вместо слияния активов, местные компании создают нечто вроде консорциумов. Например, именно по такой схеме объединились в прошлом году Angang и Bengang , производители провинции Ляонин: их сделка не включала изменения владельцев акций, и обе компании сохранили статус отдельных юридических лиц. Фактически, они просто договорились о совместном использовании ресурсов, разработке технологий, маркетинге и зарубежной торговле. Другой, более свежий пример — нынешние переговоры об объединении Jinan Iron and Steel и Laiwu Steel , расположенных в восточной провинции Шаньдон, которое будет произведено по такой же схеме. При этом неясно, затронет ли эта реорганизация интересы Arcelor , которая в феврале добилась предварительного утверждения своей сделки по приобретению крупного пакета акций Laiwu — в китайских промышленных кругах поговаривают, что эта сделка будет расторгнута.

Фактически, оба названных альянса имеют целью, скорее, не задекларированное их участниками повышение конкурентоспособности, а защиту от поглощений со стороны. Местные власти Ляонин стремились, прежде всего, к созданию второй по величине компании страны (после Baosteel ), и к тому, чтобы компании объединили усилия по защите местных интересов. Аналогичная мотивация имеется и у руководства провинции Шаньдон. В составе новой группы Shandong Iron and Steel Group , Jinan и Laiwu (как и Angang с Bengang в составе Anben Iron and Steel Group ) будут функционировать совершенно самостоятельно. Характерно, что из этого объединения не проистекает никакой синергии — эти компании не подходят друг другу как партнеры, поскольку они практически не пересекаются на рынке: одна производит длинномерный прокат, другая — плоскокатаную продукцию. Таким образом, местный протекционизм препятствует трансграничным слияниям и созданию действительно эффективных объединений. Подтверждением этого тезиса служит провал попытки Baosteel произвести слияние с Jinan .

Фактически, только шанхайская Baosteel Group пытается реально консолидировать отрасль. Лидер китайского рынка ставит перед собой задачу в ближайшее время увеличить объемы производства стали до 50 млн. тонн в год, и с этой целью активно изыскивает возможности перспективных поглощений. В настоящее время группа начала переговоры о покупке небольшой компании Bayi Iron and Steel Group в западном регионе Синцзян, которая, кстати, два года назад отвергла предложение о поглощении со стороны Mittal Steel . Если нынешняя сделка состоится, Bayi не только увеличит мощности Baosteel по производству конструкционной стали на 3 млн. тонн в год, а и откроет шанхайской компании доступ к рынкам Центральной Азии.

Кроме того, Baosteel вознамерилась произвести поглощение Chongqing Iron and Steel Group — крупнейшей сталелитейной компании на юго-востоке страны. Группа Chongqing Steel собирается к 2010 году увеличить свои мощности до 6 млн. тонн, и правительство уже утвердило ее проект строительства линии по производству толстолистовой стали производительностью 1,5 млн. тонн в год. Из этого слияния тоже можно было бы извлечь ощутимую синергию, но китайские обозреватели предсказывают, что, скорее всего, власти Чонкина, как и правительство Шаньдона в случае с Jinan , воспрепятствуют этой сделке, опасаясь, что она повлечет за собой сокращение рабочих мест.

Правда, не исключено, что центральное правительство сумеет, все-таки, преодолеть местный протекционизм, и китайская консолидация примет более рациональные формы. В конце концов, обусловленное перепроизводством снижение цен привело к резкому сокращению прибылей отрасли, и, возможно, что этот фактор поможет реализовать уже давно объявленные планы закрытия убыточных заводов. Недавно центральные власти объявили (в очередной раз) о намерении закрыть за ближайшие два года мощности по производству 100 млн. тонн стальных полуфабрикатов. Однако в любом случае, Baosteel , скорее всего, сумеет выполнить свою программу расширений без отставания от намеченного графика, и этому будет способствовать ее соглашения о реализации проектов строительства новых заводов совместно с другими крупными компаниями страны — Ma ' anshan Iron and Steel и Shaoguan Iron and Steel Group (с последней Baosteel договорилась о строительстве в Южном Китае завода производительностью 10 млн. тонн в год). Аналогичные планы имеются и у других крупных компаний, так что говорить о сокращении китайских мощностей в обозримом будущем было бы несерьезно.

Инф. ukrrudprom


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/26479.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua