Как не платить за газ и не остаться без него

14 ноя, 10:04

Неизвестно, кто первым и в какой отрасли экономики использовал это своеобразное ноу-хау, но если бы оно было запатентовано, то его изобретатель на сегодня был бы уже наверняка знаменит и богат. Если бы, конечно, этим ноу-хау не заинтересовалась прокуратура.

А речь идет о достаточно простом и уже распространенном во многих областях способе уклонения от расчетов за природный газ, который используют местные органы власти. По информации заместителя генерального директора по правовым вопросам ДК «Газ України» Михаила Мохналя, только 36 предприятий, имевших договорные отношения с компанией, нанесли ей ущерб на более чем 510 млн. грн. Так что на сегодня, считают в «Газі України», это уже не просто схема неуплаты за газ, а распространенное явление, которое надо пресечь в законодательном порядке. В противном случае этот «передовой» опыт неплатежей поставит саму газовую компанию на грань банкротства.
Чтобы денег не платить…
С различными вариациями схема уклонения от расчетов выглядит следующим образом. Коммунальную собственность, к которой относятся котельные и тепловые сети, решением сессии местные органы власти отдают в аренду предприятию. Это предприятие заключает договор с ДК «Газ України» о поставках природного газа. По мере потребления природного газа предприятие формирует долги, которые местные органы власти оправдывают неплатежами населения (что не соответствует действительности), несоответствием тарифов на тепловую энергию ее себестоимости (при этом тарифы определяются самими местными органами власти) и разными другими причинами. Утверждая тарифы ниже себестоимости выработки тепловой энергии и не предусматривая в местных бюджетах покрытия этой разницы, местные органы власти заведомо делают предприятия теплокоммунэнерго убыточными, не способными рассчитаться за природный газ. При этом ДК «Газ України» поставлена в такие рамки, что не может остановить поставки газа — при наличии значительных долгов компания вынуждена поставлять газ для выработки тепла при наступлении холодов. При этом все средства хороши — формирование общественного мнения об «извергах в Киеве», которые не дают газ, а люди мерзнут, клятвенные заверения и гарантии расчетов, запросы народных депутатов с требованиями поставки газа и т.п. После окончания отопительного сезона напряженность спадает и на местах забывают о расчетах и об обещаниях. И так до нового отопительного сезона.
Попытки решения проблемы расчетов за природный газ в судебном порядке и через государственную исполнительную службу наталкиваются на противодействие местных органов власти. В ход идет шантаж: если исполнительная служба арестует счета, то прекратим расчеты за газ и вообще ничего не получите.
И вот когда ДК «Газ України» все же заставляет исполнительную службу арестовать счета должника — начинает работать придуманное местными органами власти своеобразное ноу-хау. На сессии местные органы власти принимают решение о прекращении договора долгосрочной аренды с предприятием-должником за газ и о передаче коммунального имущества в аренду другому предприятию без правопреемственности по долговым обязательствам, что уже является нарушением действующего законодательства. Предприятие-должник не ликвидируется, а тихо умирает. Активы в виде задолженности населения незаметно переводятся на новое предприятие — населению для оплаты за тепловую энергию указывают уже счет нового предприятия (на этот счет население и платит за текущее потребление, и погашает долги).
При этом законодатель не стоит на защите прав государственного предприятия — ДК «Газ України» не имеет права отказать новому предприятию в заключении договора поставки природного газа. И вновь начинается формирование долгов.
Таким образом, местные органы власти передают коммунальное имущество, использование которого приводит к формированию долгов, от одного предприятия к другому, а долги остаются на предприятиях. В отношении должников со временем открывают процедуру банкротства и на протяжении долгих лет ликвидируют должника.
И все вроде бы по закону — есть решения местных органов власти, есть договора, вот только расчеты отсутствуют. Решение проблемы на местном уровне приводит к возникновению значительных проблем на государственном уровне — ведь обязанностей рассчитаться с Туркменистаном никто не снимал ни с ДК «Газ України», ни с НАК «Нафтогаз України». При этом местные органы власти уверены на все 150%, что государство всегда найдет природный газ для предприятий теплокоммунэнерго — ведь это тепло для населения.
Так, в Сумской области коммунальное имущество в виде Сумской ТЕЦ только за последние два года уже в третий раз передается в аренду вновь созданному предприятию. Невзирая на принятие хозяйственными судами решений о взыскании долга — исполнение судебных решений и реальное погашение задолженности фактически невозможно ввиду отсутствия активов у предприятий-должников.
Севастополь и газ: по счетам пусть платят банкроты?
Между тем основная борьба с газопотребителями, как правило, разворачивается перед отопительным сезоном. Тогда должники, опираясь на поддержку местных администраций, успешно ают на нервах газовиков: мол, как же вы можете отключить поставки газа накануне холодов или после их наступления? В ход идут депутатские запросы, постановления обл- и горадминистраций, запрещающие отключать газоподачу. При этом никто не гарантирует той же ДК «Газ України», что долги ей будут возмещены, а новые не накоплены по той же схеме. И это при том, что согласно правительственным решениям ДК «Газ України» должна поставлять газ потребителям при условии стопроцентной текущей оплаты и погашения существующей задолженности. На практике же газовикам просто выкручивают руки.
Показательна в этом смысле ситуация с газоснабжением Севастополя. До конца 2003 года газоснабжением города занималось госпредприятие «Крымские генерирующие системы», в состав которого входили Севастопольская ТЭЦ, Симферопольская ТЭЦ и Сакская ТЭЦ. Оно и закупало почти весь газ для региона. Уже из названия этого госпредприятия видно, что входящие в его состав теплоэлектроцентрали производили тепловую и электроэнергию. Но «Крымские генерирующие системы» обанкротились. К тому моменту (по данным на 1 января 2004 года) задолженность за газ этого госпредприятия перед ДК «Газ України» превышала 18,9 млн. грн. После санации обанкротившегося предприятия комплекс Севастопольской ТЭЦ был сдан в аренду ООО «СГС плюс» (полное название — «Севастопольские генерирующие системы плюс»). Другим арендатором имущества «Крымских генерирующих систем» стало ООО «Крымтеплоэлектроцентраль».
Два арендатора поручились пополам погасить накопившуюся задолженность перед ДК «Газ України» в течение трех месяцев. То есть ООО «СГС плюс» должно было к концу марта погасить 9,5 млн. грн. задолженности. На таких условиях «Газ України» подписал с «СГС плюс» договор о текущих поставках газа.
Но если второй арендатор — ООО «Крымтеплоэлектроцентраль» — погасил доставшуюся ему часть долга обанкротившихся «Крымских генерирующих систем», то ООО «СГС плюс» не только не думало о погашении старых долгов, но и успело к началу июня 2004 года накопить текущей задолженности на 1,26 млн. грн.
Видя, что «СГС плюс» не собирается оплачивать использованный газ, ДК «Газ України» летом 2004 года (когда это не грозит катаклизмами) решила отключить газопоставки в адрес этого должника. Директора «СГС плюс» Н.Зинченко поставили в известность об этом, но он проигнорировал требование газовиков. Тогда в июле «Газ України» поручил «Севастопольгазу» отключить должника ООО «СГС плюс» от газопоставок и опломбировать входящую запорную арматуру. «Севастопольгаз», в свою очередь, потребовал от должника и главы Севастопольской горадминистрации Л.Жунько прекратить несанкционированный отбор газа.
Нюанс в том, что технологически «СГС плюс» находится на «одной газовой трубе» с другим потребителем газа и производителем тепла для Севастополя — ГКП «Севтеплоэнерго», поэтому любое безлимитное потребление газа «СГС плюс» приводит к недополучению законных объемов газа ГКП «Севтеплоэнерго». Так что в идеале «СГС плюс» должно было бы пойти на газовое самоограничение. Но даже когда специалисты «Севастопольгаза» попытались опломбировать «газовую задвижку», им это не удалось: их просто не пускали на территорию предприятия, в частности на территорию Севастопольской ТЭЦ.
В конце концов, после вмешательства прокуратуры города Севастополя 26 июля 2004 года запорную заглушку удалось закрыть и опломбировать. Но, как выяснилось впоследствии, ненадолго.
На защиту интересов ООО «СГС плюс» встал мэр Севастополя Л.Жунько. Будучи одновременно и начальником штаба гражданской обороны Севастополя, мэр решил, видимо, заодно покончить и с газовыми проблемами ООО «СГС плюс». Не имея на то достаточных оснований и явно превышая свои полномочия, Л.Жунько издал приказ, согласно которому были сорваны все заградительные пломбы на газопроводе и самовольно возобновлено газоснабжение. При этом, естественно, не имея никаких договорных отношений с «СГС плюс», компания «Газ України» никаких объемов газа для этого потребителя не выделяла. Вот и получается, что ООО «СГС плюс» просто воровало газ у госкомпании. Только в ноябре—декабре 2004-го и январе 2005 года «СГС плюс», по данным «Черноморнефтегаза», незаконно использовало 11,91 млн. кубометров газа, принадлежащего компании «Газ України». Стоимость этого несанкционированно отобранного газа — 3 млн. 309,85 тыс. грн.
Не видя другого способа призвать к ответу должника «СГС плюс», компания «Газ України» начиная с февраля 2005 года неоднократно обращалась в прокуратуру Севастополя. Однако первый заместитель прокурора А.Петруня уже 18 февраля 2005 года запретил останавливать работу Севастопольской ТЭЦ, на которую поставляет газ ООО «СГС плюс». Правда, прокурор тогда же велел ООО «СГС плюс» оформить гражданско-правовые отношения в вопросе газопоставок в Севастополь. Но, видимо, ООО решило не утруждать себя урегулированием договорных отношений и продолжало несанкционированно отбирать газ, принадлежащий компании «Газ України», вплоть до окончания отопительного сезона.
Между тем ООО «СГС плюс», как уже говорилось, производило и электроэнергию, передавало ее в энергорынок и своевременно получало за это оплату. Однако расплатиться за газ не спешило.
ДК «Газ України» снова обратилась в прокуратуру Севастополя и уточнила, что уже в феврале 2005-го «СГС плюс» отобрало 1,646 млн. кубометров газа для промышленных потребителей на сумму 646,37 тыс. грн. (а эти потребители, как правило, и оплачивают газопоставки) и 2,75 млн. кубометров — для производства тепловой энергии, на сумму 507,41 тыс. грн. За 15 дней марта предприятие отобрало еще 2,43 млн. кубометров газа. И все это без права на отбор газа и без его оплаты.
На порочную практику недобросовестного хозяйствования ООО «СГС плюс» обратили внимание в Министерстве топлива и энергетики Украины. И потребовали от Фонда госимущества расторгнуть договор аренды с вышеназванным ООО, которому на условиях аренды была передана Севастопольская ТЭЦ. Таким образом, в августе имущественный комплекс Севастопольской ТЭЦ (а это, напомню, госимущество) был возвращен прежнему владельцу — обанкротившимся «Крымским генерирующим системам». И теперь «Газу України» приходится учитывать немало нюансов при заключении договора на поставки газа уже в этом отопительном сезоне с предприятием-банкротом, находящимся в процессе санации.
Но к началу ноября 2005 года прежний недобросовестный арендатор Севастопольской ТЭЦ — ООО «СГС плюс» — задолжал компании «Газ України» 3 млн. 368,74 тыс. грн. (табл). Последние из трех указанных в таблице договоров были переуступлены дочернему предприятию «Газ-Тепло». Однако ООО изо всех сил отпирается от договора с «Газ-Тепло». Дело в том, что это дочернее предприятие в своих договорах предусматривает практически полный контроль за финансовыми поступлениями предприятия-газопотребителя и в первую очередь забирает оплату за газ. Так что обманывать газовиков становится все труднее.
Но что касается долгов «Газу України», то они так и остались за ООО «СГС плюс», хотя именно по вине этого предприятия договорные отношения так и не были оформлены должным образом. Ситуация повторяется, так как механизма возврата долгов в этом случае, как уже подчеркивалось в самом начале материала, нет.
Правда, в ДК «Газ України» не намерены и дальше терпеть выходки недобросовестных потребителей газа и продолжают требовать вмешательства прокуратуры в эту, согласитесь, странную историю. А заодно обращаются к парламентариям, во власти которых в законодательном порядке прекратить подобную практику несанкционированного отбора газа. Ведь сегодня получается, что «опыт» севастопольского ООО «СГС плюс» используют в большинстве областей Украины. А это наносит прямой ущерб как компании со стопроцентной госсобственностью, так и государству в целом. Не говоря уж о том, что при таких масштабных несанкционированных отборах газа свести газовый баланс страны будет крайне сложно, если вообще возможно.

Задолженность ООО «СГС Плюс» (Севастопольская ТЭЦ) перед ДК «Газ України» по состоянию на 1 ноября 2005 года

Договор №
Период возникновения долга
Тип договора
Дебиторская задолженность, грн.
06/ 05-1198 Р
2005
нераспределенные объемы
616 117,87
102-06/05-1431 Р
2005
нераспределенные объемы
517 557,88
102-1-06/05-1430 Р
2005
нераспределенные объемы
659 296,44
06/ 05-1197 Р
2005
нераспределенные объемы
706 052,64
06/ 05-1379 Р
2005
нераспределенные объемы
154 919,91
06/ 05-1380 Р
2005
нераспределенные объемы
155 295,89
06/ 03-3589-ТЕ-39
2004
теплоэнергетика
Всего
2 809 240,63
211-06/05-181
2004
нераспределенные объемы
789 613,66
212-06/05-182
2005
нераспределенные объемы
2 105 111,13
213-06/05-183
2005
нераспределенные объемы
415 125,37
Всего
3 368 739,14

Данные ДК «Газ України»
Ганна Люта
Инф. zerkalo-nedeli

Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/2767.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua