Путин подарил Украине серу

23 авг, 11:18

Компания «Татнефть» наконец решила выполнить приказ президента: она будет перерабатывать свою высокосернистую нефть на Украине, а не снижать ею общее качество российских нефтяных потоков, идущих на Запад по общей трубе. В результате годовая экспортная выручка Россия увеличится на $340 млн.

Как заявил председатель правления «Укртатнафты» Сергей Глушко, в модернизацию принадлежащего ей Кременчугского нефтеперерабатывающего завода намерена вложить крупные средства копания «Татнефть» (владеет 27% акций «Укртатнафты»). Основной целью модернизации является улучшение качества бензина и дизельного топлива, производимого на Кременчугском НПЗ.

По словам Глушко, сумма инвестиций составляет $1 млрд. «Первый этап – $200 млн – уже завизирован протоколом, который подписали на прошлой неделе министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко и гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов», – сообщил Глушко. И отметил, что первый этап реконструкции должен пройти очень активно, и руководство «Укртатнафты» уже получило указание начать работу по этому проекту: «Окончательно все вопросы модернизации будут решены на заседании наблюдательного совета компании 26 сентября в Киеве».

Как утверждают аналитики, «Татнефть» давно заявляла о своих намерениях развивать нефтепереработку. «Сейчас компания строит огромный нефтеперерабатывающий комплекс в Нижнекамске, который будет производить нефтепродукты с очень высокой глубиной переработки, – рассказывает аналитик группы «ЦентрИнвест» Наталья Янакаева. – Однако, так как нефтепродукты сейчас крайне рентабельны, компания решила выйти и на украинский рынок». По словам Янакаевой, условия в Украине сейчас способствуют развитию в этой стране нефтепереработки:
«Украинские налоги ниже российских, кроме того, там дешевле рабочая сила.

Однако главное здесь то, что правительство Украины само заинтересовано в модернизации Кременчугского НПЗ».

По словам эксперта, заинтересованность украинских властей обусловлена тем, что украинские цены на бензин значительно выше, чем в той же России. «Бензин АИ-95 сейчас стоит в Украине уже больше доллара за литр, – поясняет Янакаева. – Украина импортирует большое количество бензина, а если он будет производиться внутри страны, это позволит удержать цены хотя бы на уровне российских». При этом, по словам Янакаевой, скорее всего, власти Украины предоставят компании «Татнефть» некоторые преференции: «Наверняка будут предоставлены льготы в налоговом режиме, например, на время до выхода завода на проектную мощность».

Однако в действиях «Татнефти» есть и политическая подоплека. По мнению аналитика ИК «БрокерКредитСервис» Екатерины Кравченко, на самом деле «Татнефть» активно ударилась в нефтепереработку потому, что хочет улучшить качество поставляемого продукта и тем самым избавиться от претензий со стороны государства. «Дело в том, что нефть, добываемая в Башкирии и Татарстане является «тяжелой» и содержит высокий процент серы, в отличие от нефти с северных месторождений, – объяснила «Газете» Кравченко. – В дальнейшем нефть, поставляемая «Татнефтью», смешивается в трубопроводах с более качественной нефтью других нефтяных компаний и снижает общее качество нефтяного потока».

В первую очередь от этого несут издержки компании, разрабатывающие месторождения в Восточной и Западной Сибири, так как, в результате, качество их нефти снижается, что отражается на цене. «Нашу нефть марки Urals трудно продавать в Европе из-за низкого качества, приходится облагораживать ее различными присадками, – рассказывает Кравченко. – Власти уже заявляли о том, что если «Татнефть» не будет очищать свою нефть перед прогонкой по трубам, то компании придется платить больше налогов за транспортировку». Но главная причина действий «Татнефти» отнюдь не в нежелании платить дополнительные налоги.

Несколько месяцев назад президент Владимир Путин дал рапоряжение уменьшить разницу в цене между нефтью Brent и российской нефтью Urals – в результате «загрязнения» общего нефтяного потока российское сырье теряет в цене. Тогда это распоряжение было расценено именно как намек компаниям, производящим «грязную» нефть. Однако очищать нефть дорого, и одним из способов решения этой проблемы является ее переработка. К тому же, продавать бензин более выгодно, чем сырую нефть.

Поэтому «Татнефти» не остается ничего, кроме как бросить все свои силы на увеличение глубины переработки нефти. «Если «Татнефть» будет облагораживать свою нефть, чтобы она не снижала качества продукта других крупных нефтяных компаний, то годовая выручка этих компаний вырастет в среднем на $1,5 млрд, – считает Кравченко. – Кроме того, из-за улучшения качества Urals сократится ценовой разрыв между этой маркой и мировой маркой Brent, что в конечном счете положительно отразится на нефтяной отрасли России в целом, так как Brent торгуется на бирже, а Urals пока биржевым товаром не является – ее цена привязывается к мировой».

Согласен с коллегой и аналитик ИК «Финам» Тимур Хайруллин. «Исторически дисконт между ценами на Brent и Urals составляет $4, – рассказывает эксперт. – Если «Татнефть», которая наряду с «Башнефтью» является одним из крупнейших поставщиков высокосернистой нефти, будет отправлять большую часть своего продукта на переработку, дисконт может снизиться до $2,5. Таким образом, перемножив $1,5, на которые сократится разница в цене, и годовой объем российской экспортной нефтяной смеси, мы увидим, что выручка за экспорт нефти увеличится на $340 млн».

ЗАО «Укртатнафта» создано в соответствии с указом президента Украины и указом президента Республики Татарстан в 1994 году на базе Кременчугского НПЗ. Акционеры из Татарстана владеют в общей сложности более 55% акций компании, в том числе Минземимущество Татарстана – 28,778% акций, АО «Татнефть» – 8,613%, контролируемые «Татнефтью» компании Seagroup International Inc. (США) и Amruz Trading AG (Швейцария) – 9,96% акций и 8,336% акций, соответственно. «Укртатнафта» в первом полугодии произвела 627,6 тыс. тонн бензина, 866,6 тыс. тонн дизельного топлива, 847,3 тыс. тонн мазута. Кроме того, компания выпустила 156,1 тыс. тонн топлива ТС-1, 145,4 тыс. тонн товарных масел, 78,9 тыс. тонн битума.

Инф. gazeta


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/27705.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua