Карточный долг

29 авг, 14:17

Через два-три года основным инструментом потребительского кредитования станут пластиковые карточки

Начало бума
На руках у украинцев лишь 1,5 млн настоящих, то есть не обеспеченных депозитами или имуществом, кредиток — около 4% от выпущенных банками карточек. Непопулярность кредиток банкиры списывают на низкие доходы населения. Сомнительный аргумент — в Турции и Египте доля кредитных карточек составляет 75% всего пластика. Однако в ближайший год количество кредиток, эмитированных украинскими банками, по меньшей мере удвоится. Рынок дебетных карт уже насыщен, так что наращивать эмиссию карточек банки могут только за счет кредитного пластика. Уже поставили на конвейер выпуск кредитных карт ПриватБанк, «Надра», УкрСиббанк.

В дальнейшем, прогнозируют банкиры, карточные кредиты постепенно будут замещать популярные сегодня целевые потребительские займы. «Нынешние тенденции свидетельствуют о начале лавиноподобного роста потребительского кредитования. Думаю, что пик этого процесса наступит уже в ближайшие год-два. При этом пластиковые карточки станут основным инструментом потребительского кредитования. Их использование существенно упростит как процедуру предоставления займа, так и процесс погашения», — уверен заместитель начальника департамента индивидуального бизнеса Агробанка Александр Дубина.

Кредитки будут прельщать украинцев меньшей стоимостью, льготным периодом пользования займом (более низкие проценты) и гибким графиком погашения долга. Кредиторы, в свою очередь, с помощью карточек привяжут клиентов на длительный срок и уменьшат расходы на выдачу займов, ведь в этом случае заемщик проверяется один раз, а не при каждой следующей покупке.

Процесс втягивания населения в карточные долги, очевидно, ускорят бюро кредитных историй — этот бизнес в Украине только начинает развиваться. Кроме собственно историй, бюро будут предлагать банкам скоринговые системы, которые значительно ускоряют принятие решения о кредитном лимите (максимальной сумме кредита, которую банк может предоставить заемщику).

Первые...
Банкиры сейчас расширяют круг претендентов на кредиты через пластик. Как и прежде, финучреждения наиболее лояльны к существующим клиентам. VIP- клиентам (обороты в банке от $100 тыс.) предлагают карточки высшего класса Visa Infinite с кредитным лимитом от $20 тыс. (в ПриватБанке — от $50 тыс.). Владельцы депозитных счетов могут рассчитывать на кредитный лимит в размере 70-80% суммы депозита. Пластиковое кредитование вкладчиков — довольно удачный маркетинговый ход. Таким образом финучреждения страхуют себя от досрочного разрыва депозитных договоров. Сегодня около 7% клиентов закрывают счета раньше срока только из-за срочной необходимости в средствах. Кроме того, кредитуя владельца депозита, банк получает ликвидный залог.

Владельцам зарплатных счетов оформляют карточки с кредитным лимитом до $5 тыс. (как правило, в пределах 70-75% месячного оклада клиента). Благосклонность к этой категории клиентов объясняется уверенностью банков в их платежеспособности — в случае непогашения задолженности по карточному кредиту банк спишет деньги с зарплатного счета.

Заемщики под жилье или авто — тоже одни из первых в очереди за кредитными карточками. К основному кредиту банки часто выписывают клиентам карточки с лимитами до $4 тыс. Доверие к покупателям квартир и машин измеряется имуществом, переданным в залог. Во многих банках заемщики с положительной кредитной историей бесплатно получают кредитку с лимитом до 5% от суммы займа. «Вообще, кредитные карты в качестве бонуса идут в комплексе с 80% услуг банка», — признается Александр Дубина.

Впрочем, финучреждения не испытывают доверия к тем, кто привлекает беззалоговые кредиты. А покупатель товара в рассрочку заинтересует банкира как потенциальный собственник кредитки разве что после погашения займа.

Впрочем, в поле зрения банкиров могут попасть даже случайные посетители отделений. Например, в ПриватБанке неактивированные карточки класса Visa Electron Credit вручают при обмене валюты на сумму от $300.

На электронные кредиты могут рассчитывать и граждане, засветившиеся в базах данных компаний-партнеров, часто корпоративных клиентов банка. За рубежом — обычная практика, когда финучреждение покупает чужие клиентские базы, чтобы выявить состоятельных граждан — потенциальных клиентов.

«Классический пример продвижения кредитных карт в европейском банке — финучреждение покупает клиентскую базу данных какой-нибудь розничной сети. Дальше эмитирует для этих потребителей карточки, устанавливает на них кредитные лимиты, проводит адресную рассылку. Расчет банка — часть состоятельных клиентов розничной компании со временем станет и его клиентами», — рассказывает Александр Дубина.

Экс-председатель правления банка «Ренессанс Капитал» Сергей Равняго приводит пример американского банка MBNA, который начал продвижение кредиток, предложив услугу фанам хоккейных клубов NHL. В Украине также есть подобные примеры. Например, зимой неактивированные карточки класса Visa Classic нашли в своих почтовых ящиках абоненты компании «Воля-Кабель», проживающие в престижных районах столицы. Летом подобные карточки, эмитированные ВАБанком, получили клиенты сети ресторанов «Мировая карта». К direct-mail (массовой рассылке неактивированных карточек с письмом-предложением) банкиры прибегали довольно часто и раньше. Но обычно письма-предложения присылались гражданам, которые являются или были клиентами банка. По словам Сергея Голованя, начальника управления платежных карточек банка «Крещатик», эффективность продажи карточек через почту составляет 14-15%.

Украинские банкиры все чаще пользуются западными технологиями привлечения клиентов — раздача карточек с небольшим кредитным лимитом выпускникам престижных вузов, анкетирование потенциальных собственников кредиток (УкрСиббанк, например, распространял анкеты для клиентов в торговых учреждениях и кинотеатрах).

Популяризируя кредитные карты, некоторые банки даже сознательно идут в минус — предлагают бесплатные карточки (иногда международного класса) с льготным периодом пользования (30-60 дней, в течение которых кредит стоит символические 0,01%). Бесплатные кредиты окупаются за счет комиссионных от торговцев (за каждую операцию по карточке ритейлер или ресторатор должен отдать банку около 2%) или комиссионных за снятие наличных в банкомате.

...и последние в очереди
По собственной, не банковской инициативе обзавестись кредиткой довольно сложно. Заявки граждан, не имевших депозитных или кредитных отношений с банком, кредитные комитеты изучают сверхтщательно. Новичкам обычно предлагаются скромные лимиты и намного более высокие, чем давним клиентам, проценты по кредиту. При первом обращении заемщику выдают карточку с невозобновляемой кредитной линией (новый кредит доступен только после погашения предыдущего и процентов по нему). Кроме клиентов, револьверную кредитную линию (новый заем доступен после погашения 5-10% задолженности и процентов по предыдущему кредиту) могут открыть и «человеку с улицы», но при условии его платежеспособности и положительного вердикта кредитного комитета.

Впрочем, чтобы понравиться кредитору, справки о доходах недостаточно. Претендент на кредитку должен состоять в браке, иметь квартиру, автомобиль и т. д. Пенсионерам, холостякам и разведенным женщинам с детьми банкиры почти не доверяют деньги. Не очень уважают и тех, кто часто обращается за кредитами. Хотя на Западе обычная практика, когда клиент банка имеет несколько кредиток, перекрывая задолженность по одной карточке деньгами с другой.

Добиться благосклонности банка легче при наличии положительной кредитной истории. По словам Андрея Кияка, председателя правления Международного бюро кредитных историй, кредиторов прежде всего интересует своевременность погашения клиентом предыдущих кредитов.

Досье на каждого
С недавних пор банки применяют скоринговую оценку заемщика. Сейчас скоринг при определении кредитных лимитов используют ПриватБанк, «Надра», УкрСиббанк. Скоринг предполагает составление статистической карты заемщика по социально-демографическим данным — возраст, пол, семейное положение, место работы, имущество и т. д. На основе исторической информации о кредитах и их погашении рассчитывается уровень риска невозвращения денег. Скоринговые модели, построенные на качественной статистической базе, позволяют с небольшой погрешностью прогнозировать поведение заемщиков. Применяя скоринг, западные и даже некоторые российские банки оформляют кредитки за 1-2 часа при минимальном пакете документов.

Для украинских банков скоринг пока что — скорее вспомогательный инструмент. Принятие решений по кредитному лимиту происходит в ручном, а не автоматическом режиме. Поэтому оформление кредитки в нашем банке обычно занимает 2-3 недели. Исключением из правила является разве что ПриватБанк, сообщающий о решении кредитного комитета через два дня с момента подачи документов.

Руководствоваться только скорингом банки не могут за неимением информации, а значит, неточности статистических моделей. По словам Даниэля Зелинского, руководителя представительства Experian Scorex в России, скоринговые системы начинают полноценно функционировать через 2-3 года после начала сбора информации о заемщиках. К тому же в Украине минимум 40% граждан пока не обращались за займами.

Очевидно, процесс принятия решений значительно ускорят кредитные бюро. Банк делает запрос в КБ и за считанные секунды получает кредитную историю и (или) скоринговую оценку клиента. По прогнозу Андрея Кияка, благодаря активному сотрудничеству бюро кредитных историй и банков, за год объем карточных займов возрастет в 1,5-2 раза. Уже функционирует Украинское бюро кредитных историй (основатели — ПриватБанк и Big Optima). Первое Всеукраинское бюро кредитных историй (основатели — Ассоциация украинских банков, 2 страховые компании и 30 банков) будет предоставлять услуги с 5 октября. Международное бюро кредитных историй (основатели — Национальная ассоциация кредитных союзов Украины, финансовая группа «ТАС» и Creditіnfo Group) планирует начать продажу кредитных отчетов в начале сентября. Для сотрудничества с бюро банкам необходимо предоставлять информацию о своих заемщиках. Передать информацию о клиенте можно только с его согласия. Впрочем, это не проблема, ведь заемщикам, не желающим «светиться», банки отплатят отказами в кредитах.

5 лучших карточных займов

Название/банка
Стоимость (в грн)
Максимальный кредитный лимит
Кому оформляют
ПриватБанк

3% (на первые 30 дней 0,01% годовых)

$1 тыс.

Всем

Аваль

0,1% годовых (при погашении задолженности до 15 числа),

$5 тыс.

Владельцам депозитных и зарплатных счетов

2% в месяц (при погашении после 15 числа) $2 тыс. Ипотечным заемщикам
«Надра»

3% в месяц

3 среднемесячные зарплаты (не больше 5 тыс. грн)

Всем

6 среднемесячных зарплат (90% от суммы обеспечения) Владельцам депозитных и зарплатных счетов
2,5-20 тыс. грн Кто кредитуется под покупку авто или жилья
УкрСиббанк

28% годовых

2 среднемесячные зарплаты (не больше $2 тыс.)

Всем

19% годовых До 10% суммы ипотечного кредита Пользователям ипотечными займами
УКРСОЦБАНК

0,1% в месяц (обязательное условие ежемесячное погашение долга и процентов)

0,5 среднемесячных зарплат

Всем

2% в месяц 6 среднемесячных зарплат (50% от суммы обеспечения) Владельцам депозитных и зарплатных счетов

Информация, которую будут продавать кредитные бюро
Виды запросов
Данные
Стоимость, $
Бланковый Отсутствие данных по заемщикам, количество запросов и оценка рискованности заемщика 0,2
Негативный Идентификационные данные, негативная информация 4
Базовый Идентификационные данные, текущая негативная информация о долгах и кратком описании долгов 0,75
Стандартный Детальная информация о заемщике 1,5
Расширенный Детальная информация о заемщике, проверка поручителя 3
По данным Международного бюро кредитных историй

Основные эмитенты кредитного пластика
Эмиссия кредиток MasterCard
Эмиссиякредиток VISA
Всего эмитированных карточек
Доля кредиток в портфеле, %
ПриватБанк 310527 2505433 10400057 27
«Надра» 185249 1654250 3992924 46
Аваль 175168 1034919 4245206 29
УкрСиббанк 41208 513967 1536142 36
Проминвестбанк 209639 64248 1773994 16
Правэкс-Банк 13138 141205 965015 16
«Ощадбанк» 90719 87407 1084459 16
Укрпромбанк 109025 3535 522213 22
Финансы и Кредит 17877 103549 322190 38
Брокбизнесбанк 55904 107320 312235 52
По данным ЕМА на 1.07.2006

А как у них
На Западе кредитные карточки — наиболее распространенный платежный инструмент. Кредитками пользуются более 90% европейцев, которые уже давно не прибегают к экспресс-кредитованию в магазине, за исключением разве что испанцев. Активно заменяют потребительские кредиты на карточки и российские банкиры.

Россияне могут получить кредитки за 10-20 минут и без предъявления справок о доходах (банки полагаются на скоринг). Например, Русфинанс Банк (группа Societe Generale) предоставляет карточки класса Cirrus Maestro и MasterCard Standard с лимитом в $200-2000 за несколько минут. Клиенты Банка Москвы кредитку с лимитом до $4000 получают в течение часа. Заемщики, уже имеющие кредитную историю, могут обжаловать установленный для них лимит, предоставив банку полный пакет документов. Впрочем, далеко не все банки в России отваживаются работать на скорую руку.

Наиболее лояльные финучреждения стараются себя подстраховать. Например, Русфинанс Банк предоставляет кредиты и рассылает активированные карточки по почте только клиентам, занесенным в базу данных компании РPE Group (занимается дистанционным распространением товаров), то есть состоятельным гражданам.

Инф. kontrakty


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/28243.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua