Турция будет диктовать России свои условия… если России, Болгарии и Греции не удастся договориться

11 сен, 10:32

На прошлой неделе по пути в Африку Владимир Путин заехал в Грецию. Сделано это было с одной конкретной целью – спасти проект нефтепровода Бургас-Александруполис. Увы, этой цели достигнуть не удалось – долгожданная труба может так и не появиться на свет.

Проект возник еще в прошлом веке: где-то в 1993 г. не то греки, не то наши нефтяники предложили проложить трубу от болгарского берега Черного моря к греческому побережью моря Средиземного. Уже тогда было ясно, что проливы, соединяющие эти моря (турецкие Босфор и Дарданеллы), скоро не справятся с растущим нефтяным трафиком из России и стран СНГ. Впоследствии проект оказался более актуальным, поскольку Турция стала ограничивать проход танкеров через свои проливы, мотивируя это заботой об экологии и безопасности. И действительно, огромным танкерам нелегко и небезопасно там маневрировать, особенно в плохую погоду. А нефть-то нужно возить круглый год! Сейчас доходит до того, что у входа в проливы создается настоящая "пробка", в которой иные танкеры простаивают чуть ли не месяц. Убытки от этого исчисляются сотнями миллионов долларов.

Таким образом, нефтепровод в обход проливов становится все более актуальной темой. Собственно, одна такая труба уже есть – это нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Но он рассчитан на каспийскую нефть Азербайджана и Казахстана – нашу по нему гнать просто нерентабельно: уж больно большой крюк получается, да и разные у нас сорта нефти. К тому же БТД в любом случае не перетянет на себя весь нефтяной поток: максимум 50 млн т, а через проливы идет сейчас раза в три больше. Нужна еще, как минимум, одна труба от черноморского побережья.

И проектов в последние годы возникло немало. В качестве исходных пунктов рассматривались болгарские, румынские и турецкие порты, а в качестве конечных – греческие, хорватские, словенские, албанские и, опять же, турецкие. Но проект Бургас (Болгария) – Александруполис (Греция) выгодно отличается от всех остальных. Это труба довольно небольшая (285 км) и недорогая ($700-900 млн) при пропускной способности до 50 млн т в год. Она должна пройти по территории двух стран, традиционно дружественных России и культурно близких ей. Кроме того, это территория Евросоюза (Болгария уже практически ЕС), а значит, можно рассчитывать на внимание и поддержку проекта со стороны Брюсселя (европейская столица, в лице еврокомиссара по энергетике Андреса Пиебалгса, такую поддержку уже пообещала). Российская сторона тоже подготовилась: ТНК-ВР и "Газпромнефть" подписали соглашение о совместном участии в международной компании, которая будет осуществлять проект. Почти уже согласилась на участие и "Роснефть", интересуется проектом "ЛУКОЙЛ". На уровне правительств трех стран в апреле прошлого года был подписан меморандум о содействии реализации проекта.

Да вот беда: уже 13 лет все твердят об актуальности и выгодности этого трубопровода, но до строительства так и не дошло. До сих пор нет даже ТЭО проекта. И на этот раз в Афинах ничего конкретного лидеры трех стран не подписали: только очередную декларацию о намерениях, правда, с клятвенным обязательством заключить соглашение до конца года.

Из обрывочных сведений, которые журналистам и обозревателям удалось почерпнуть из источников, как говорится, близких к переговорам, выясняется следующая картина. Точнее, перечень проблем. Во-первых, ни одна из российских нефтяных компаний пока не гарантировала наполнение будущего нефтепровода. Парадоксально! Ведь он был задуман с целью разгрузить нефтяной трафик через проливы – и этот трафик почему-то не очень рвется "разгружаться" в новую трубу. В этом проявляется вторая проблема - тарифы. Несмотря на то что греки давно кричат об экономической привлекательности будущей трубы, видимо, их аргументы по этой части не очень убедительны. Все-таки, несмотря на "пробки" в проливах, один раз залить нефть в танкер и довезти ее, скажем, до итальянской Аугусты – обходится дешевле, чем по пути переливать "черное золото" в трубу, потом опять в танкеры, да еще и платить транзитные сборы двум странам. Наконец, третье (и, возможно, главное) препятствие: доли участия в создаваемом трубопроводном консорциуме до сих пор не распределены.

Поначалу греки и болгары хотели поделить это дело с братьями-россиянами по-братски, то есть по 33,3%. Но, видать, забыли, что Россия хоть и брат, но старший. Поэтому ему нужно больше. Этим летом появились сообщения о том, что они готовы уступить старшему брату контрольный пакет – 51%, оставив себе по 24,5%. Но, видимо, это предложение тоже не устраивает российские компании: они хотят еще большей доли. Как-никак, ведь именно им придется вносить основной вклад в строительство трубы, да и нефть по ней пойдет российская. Кроме того, греческая пресса утверждает, что российские компании попутно добиваются права на реализацию ряда проектов в энергетике Греции (модернизации и строительства новых ТЭС, подземных газохранилищ), а также получения доли в газораспределительной сети страны. Видимо, эти требования тоже стали предметом торга, причем, неудачного. Неспроста на пресс-конференции после переговоров из уст российского президента прозвучали довольно странные слова: "одно дело - обсуждать проблемы энергобезопасности, а другое - иметь у себя хранилища, терминалы, трубопроводные системы, получать налоги, реально влиять на энергетическую политику в Европе. Главное - научиться осознавать свои национальные интересы!" Это он – как бы продолжая переговоры – еще раз призывал греческую сторону не препятствовать проникновению российских компаний в свою энергетику. Но греки, видимо, такой свой национальный интерес пока не осознали. Наконец, определенные разногласия, судя по всему, существуют по поводу участия в проекте Бургас-Александруполис американской компании Chevron, которую хочет привлечь Греция.

В общем, как это ни печально, но три близкие по духу и истории страны так и не смогли договориться о том, как им построить одну небольшую, но очень нужную трубу. И договорятся ли – теперь уже не ясно. Президент Путин покинул Афины явно раздосадованный. Глава "Роснефти" Сергей Богданчиков как-то неопределенно высказался, что ему кажется "реалистичным" строительство нефтепровода к 2009-2010 году. Эксперты на этот счет высказываются более пессимистично.

А тем временем российские нефтяные компании попутно изучают альтернативный проект: строительство нефтепровода между турецкими портами Самсун (на Черном море) и Джейхан (на Средиземном). Он, конечно, почти вдвое длиннее и дороже трубы Бургас-Александруполис, но зато пройдет по территории только одной страны, у которой уже есть опыт реализации подобных проектов. Почти наверняка тарифы на прокачку там будут ниже, да и переговоры пройдут легче. Не исключено, что российские компании в итоге предпочтут именно турецкий вариант обхода проливов. И это будет означать полный провал проекта Бургас-Александруполис.

Что ж, возможно с турками договориться будет и вправду проще, чем с греками и болгарами вместе взятыми. Но со стратегической точки зрения это менее предпочтительный вариант. Он позволит Турции прибрать к рукам весь нефтяной транзит в своем регионе: у них уже есть и проливы, и БТД. Вряд ли стоило бы еще усиливать Турцию как транзитную страну – еще начнет тарифы диктовать! И потом: она является проводником интересов США в этом регионе, а те, как известно, хотят, чтобы у Европы всегда были проблемы с энергоснабжением – это снижает ее конкурентоспособность. Значит, Самсун-Джейхан (как и Баку-Джейхан) станет инструментом влияния США на ЕС (а также и на его поставщиков).

Кроме того, в последнее время Турция ведет еще и какую-то свою у – не то стремится сблизиться с арабским миром, не то стать самостоятельным "центром силы". И если ее нынешние переговоры о вступлении в ЕС совсем "зависнут", то она может и взбрыкнуть - откажется от своего европейского выбора, начнет нефтяной шантаж Брюсселя… Одним словом, греки да болгары – с их желанием не упустить единственный шанс и выторговать себе хоть какую-то роль в нефтяной е – куда понятнее и безопаснее, чем турки. Возможно, поэтому Россия в конечном итоге им уступит, так сказать, в счет старой дружбы. Как-никак, город Александруполис основали в 1877 г. инженеры русской армии, освобождавшей Грецию от многовековой османской оккупации.

Инф. utro


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/29926.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua