11 сен, 11:44
Симеон Дьянков: Реформы в Украине — проблема не только правительства, но и бизнеса, который недостаточно лоббирует свои интересы
Украина в 2006 году улучшила условия для ведения бизнеса. Такой вывод можно сделать на основании совместного отчета Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC) «Ведение бизнеса 2007: как проводить реформы» (Doing Business 2007). «Общий рейтинг Украины по благоприятности условий для ведения бизнеса улучшился: если по данным исследования за 2005 год страна занимала 132-е место среди 175 стран, то сейчас она занимает 128-е место» (сразу за ней идет Беларусь. — Авт. ), — сообщил журналистам директор ВБ в Украине и Молдове Пол Бермингхем, предоставляя результаты исследований. Среди достижений Украины, по словам директора ВБ, создание «единого окна» для регистрации нового бизнеса, упрощение процедуры получения лицензий для предпринимательской деятельности. В то же время руководитель деятельности IFC в Украине Елена Волошина обратила внимание на то, что Украина, «поднимаясь вверх», «все еще находится на первом этаже». По словам Волошиной, несмотря на реформы, получить разрешение на ведение бизнеса в Украине все еще проблема, да и количество этих разрешений не уменьшилось, хотя правительственная коалиция намерена снизить их количество. По мнению эксперта, нужно унифицировать такие специальные законы, как о пожарном надзоре, принять законы об инспекциях и проверках, а главное — о хозяйственных обществах. Нужно устранить из менталитета украинских чиновников крепко засевшую в ней презумпцию виновности предпринимателя...
Словом, доклад Doing Business 2007 дал богатую пищу для дискуссии на заданную тему. Накануне его официального представления «День» взял по телефону интервью у одного из соавторов этого исследования Симеона Дьянкова.
— Чем, по вашему мнению, объясняется невысокий рейтинг Украины в отношении создания условий для ведения бизнеса, выведенный в отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business 2007: политическим положением, инертностью правительства, отношением к нашему отечественному бизнесу в обществе, или, возможно, тем, что в украинском парламенте представлен в основном крупный бизнес, который обычно успешно устраивает свои дела через связи с высокими чиновниками и не имеет такой острой потребности усовершенствовать законодательную базу?
— В этом году Doing Business впервые отследил политический цикл проведения реформ по всему миру. Мы обнаружили, что самое большое количество реформ, особенно реформ в части улучшения предпринимательской среды, происходят в период, наступающий после прихода к власти нового правительства. По имеющейся у нас статистике, 85% результативных реформ происходят в течение первых 15-ти месяцев после назначения нового правительства. На мой взгляд, медленный ход реформ в Украине можно объяснить нестабильной политической ситуацией за последние полтора года.
— То есть вы имеете в виду не правительство Януковича, которое пришло к власти теперь, а скорее — правительства Тимошенко и Еханурова?
— Действительно, первое правительство, пришедшее к власти после оранжевой революции, не использовало своеобразное «окно возможностей» для проведения масштабных реформ. Давайте рассмотрим пример соседних стран, которые также недавно прошли через смену правительств. Например, Грузия, Румыния или Кыргызская Республика. В этих странах было проведено большое количество реформ в первый год после смены правительства. Этого не произошло в Украине, возможно, потому, что первое правительство — правительство Тимошенко — сфокусировало внимание на других сферах экономической деятельности. В принципе, в мире, не только в странах бывшего Советского Союза, есть такая тенденция, что наиболее активно и результативно реформы проводятся в первый, максимум во второй год, а позже это уже трудно сделать. Сейчас стоит вопрос, сможет ли сегодняшнее правительство Украины сфокусироваться на решении экономических вопросов, или, из-за более широкой программы действий, снова не уделит достаточно внимания решению проблем, связанных с улучшением условий для ведения бизнеса. Я надеюсь, что нынешнее правительство сможет использовать новый шанс и осуществить важные реформы в течение пятнадцати месяцев.
Еще хочу привести вам пример Румынии. Четыре года тому назад в Румынии к власти пришло новое правительство, которое в течение первых двух лет не успело справиться с экономической ситуацией. Но два года назад там снова произошли политические перемены, хотя и не такие, как в Украине. И новое правительство сумело в течение прошлого и нынешнего года сделать много нового. В принципе, это возможно и в Украине, и только время покажет, удалось ли это сделать.
На вторую часть вашего вопроса я не могу ответить, поскольку мы не проводили такого анализа. Но могу привести вам пример нескольких стран, в частности, в Латинской Америке, таких как Бразилия, Мексика, Колумбия, где проведение реформ о ведении бизнеса традиционно осуществлялось под влиянием крупного бизнеса, а интересы малого бизнеса оставались позади. С некоторых пор, однако, та же Мексика и другие страны стали обращать внимание и на малый бизнес. В мире сегодня не так много стран, где при проведении экономических реформ правительство по-прежнему фокусируется только на интересах крупного бизнеса. На наш взгляд, это большая ошибка, потому что большинство новых рабочих мест создается именно малыми и средними предприятиями, и совсем не так много — большими компаниями. Так что в том случае, если в программе правительства первоочередной задачей значится создание новых рабочих мест, оно обязано думать о благоприятных условиях для малого и среднего бизнеса. Иначе программу выполнить не удастся.
— Пример стран, которым в вашем рейтинге отведены первые места (Грузия, Румыния), указывает другим, в том числе Украине, каким путем нужно идти. Не могли бы вы назвать первоочередные реформы, которые должны быть осуществлены в Украине?
— Первый вывод для Украины: действовать нужно немедленно. Второй вывод — можно заимствовать идеи о реформах у соседних стран, то есть брать то, что уже было внедрено и что можно адаптировать к условиям Украины и успешно реализовать. Например, неплохой идеей было бы внедрение в Украине упрощенной системы налогообложения для всех предприятий, а не только для малого бизнеса. Введение упрощенного налогообложения с уплатой единого налога уже неоднократно обсуждалось в Украине. Полтора года тому назад, сразу после избрания Тимошенко на пост премьер-министра, такой пункт был в программе действия ее правительства, но, к сожалению, система внедрена не была. В конце прошлого года этот вопрос снова обсуждался в правительстве Еханурова и снова единый налог для всех предприятий введен не был. Выходит, хорошие инициативы не идут дальше обсуждения. Жаль. Но на мой взгляд, налоговая реформа в Украине является одной из двух-трех наиболее важных. И ее нужно осуществить немедленно.
— А есть ли примеры других стран мира, где единый налог был введен?
— Их очень много. Из 26-ти стран бывшего социалистического лагеря 18 уже имеют такую систему. Это, к примеру, Эстония, Литва, Словакия, Болгария, Венгрия, Румыния, Армения, Грузия. Интересно, что введение единого налога произошло именно в странах с переходными экономиками. В 15-ти из этих 26-ти стран эта система уже введена в действие. До стран с переходными экономиками упрощенная система налогообложения существовала, например, в Израиле (с середины 1980-х годов). Страны с переходными экономиками начали внедрять единый налог у себя лет десять назад, и к этому времени большинство из них уже работают с упрощенной системой налогообложения.
А теперь о том, какие реформы являются самыми важными. Опыт наиболее успешных реформаторов, таких как Грузия, Румыния и другие страны, свидетельствует о том, что реформы следует осуществлять параллельно в трех основных направлениях. Первое — это уплата налогов, и об этом уже было сказано. И при этом в первую очередь нужно уменьшить налоговое бремя и административное бремя, которое несут предприятия при уплате налогов. Вторым направлением является область лицензирования предпринимательской деятельности, что фактически сводится к сокращению перечня видов деятельности, которые подлежат лицензированию, и к упрощению процедур получения лицензий и разрешений. Важно отметить, что Украина уже занимается этим и довольно успешно. И третья реформа, которая фактически связана с вашим вопросом, — вступление Украины в ВТО — это упрощение условий для экспорта продукции — то есть все, что касается пересмотра процедур или изменения уровня затрат для экспортеров.
Почему именно эти три направления являются самыми важными? Они более всего связаны с созданием новых рабочих мест в частных компаниях и прежде всего на малых предприятиях. И если отвечать на вопрос, каким образом экономика может ускорить свое развитие и создать наибольшее количество рабочих мест, то эти три сферы будут наиболее значимыми. Пока же Украина имеет незначительный прогресс в лицензировании, совсем небольшой прогресс в международной торговле и никакого прогресса в сфере налогообложения.
Хотел бы пояснить, что я имею в виду, говоря о международной торговле. Мы оценивали в исследовании Doing Business сколько стоило в виде официальных уплат правительству — не взяток, а исключительно официальных платежей — оформление экспорта одного стандартного контейнера, например, из Киева во Франкфурт в Германии. Это стоит чуть больше $1000 (без транспортных затрат). Теперь сравните: для китайского предпринимателя оформление такого же контейнера с экспортом в Германию составит всего $335, то есть треть того, во что это обходится украинскому предпринимателю. Китай находится гораздо дальше от Германии, чем Украина, то есть путь экспортного груза намного длиннее, но административные затраты в Китае настолько ниже, что конечная цена экспорта оказывается намного меньше. Выходит, что дешевле экспортировать китайский товар из Китая в Германию, чем из Украины в Германию.
Мы, а также многие другие исследователи проводили анализ: что произойдет в случае, если налоговые ставки будут урезаны или будет введен единый налог. Оказалось, что в 17-ти из 18-ти стран с переходной экономикой, которые я уже упоминал, за исключением Румынии, которая только недавно внедрила единый налог, общая сумма поступлений в государственный бюджет от уплаты налогов на самом деле увеличилась, и очень значительно. В каждой из этих 17-ти стран поступления в бюджет от налогов увеличились очень существенно. Например, в той же Грузии единый налог был введен два года назад и, в сущности, за этот период до сегодняшнего дня сумма поступлений в бюджет от уплаты налога на прибыль предприятий составляет 300%, то есть, сейчас они собирают от уплаты налогов в три раза больше, чем до введения единого налога, и это несмотря на то, что ставка самого налога значительно ниже.
— Можно ли говорить, что такой подход, такая система налогообложения способствует выходу предприятий из тени?
— Безусловно. Именно это является самой важной причиной, почему, как я сказал, в странах бывшего социалистического лагеря такого рода перемены в налогообложении имеют очень положительный результат. Когда правительство уменьшает ставку налога, большое количество бизнесменов, которые работают в теневой экономике, переходят в официальную экономику. И, я думаю, что это самая важная причина, почему в этих странах мы видим такой положительный результат в увеличении суммы поступлений в бюджет. Очень много людей предпочитает перейти из неофициальной экономики в официальную, потому что меньшая ставка налога на прибыль не является для них такой болезненной. Иногда правительства таких стран, как Украина, смотрят на пример Западной Европы, на ту же Германию, где разговоры о необходимости введения единого налога идут давно. Однако, если вы послушаете немецкого консультанта по вопросам экономики, то он, скорее всего, будет отговаривать вас идти в этом направлении, потому что, в свое время, введение упрощенной системы налогообложения в Германии такого положительного эффекта не дало. Это объясняется очень просто. В Германии сектор теневой экономики очень мал. Если там понизить ставку налога, то такого значительного роста доходов в бюджет, как это было бы возможно в Украине, не получишь. Но в странах с переходными экономиками можно получить удивительно положительные результаты. Я говорю «удивительно положительные». И даже само правительство удивится, насколько больше поступлений от налогов получит бюджет.
— Возрастет ли рейтинг Украины в следующем вашем исследовании, если наша страна в конце этого года или в следующем году вступит в ВТО? Какие преимущества получит в этом случае украинский бизнес?
— Я не думаю, что само вступление в ВТО даст значительный положительный эффект. Понятно, что некоторые процедуры для ведения международной торговли в Украине будут улучшены. Но главное, что это поможет упростить некоторые процедуры и понизить затраты, но многие вопросы все-таки останутся за пределами вступления в ВТО. Например, сокращение затрат на оформление экспорта, на мой взгляд, этим должно заниматься Министерство финансов, чтобы они не были настолько болезненны для бизнеса. ВТО не уделяет столько внимания самим затратам, обращая внимание на процедуры и администрирование.
Полагаю, что рейтинг Украины возрастет немного, но это произойдет не благодаря вступлению в ВТО. Я надеюсь, что Украина займет более высокую позицию в рейтинге благодаря продолжающимся реформам в стране. Например, учитывая то, что уже сейчас проводятся реформы в сфере лицензирования бизнеса и разрешительной системе — происходит сокращение количества лицензий — в следующем году мы увидим еще больший эффект от них, и это не будет иметь никакого отношения к вступлению Украины в ВТО. Эта организация больше беспокоится об импорте. Она рассматривает возможность других стран импортировать их продукцию в Украину и не очень беспокоится о том, смогут ли ваши экспортеры экспортировать свою продукцию за рубеж. Экспорт должен быть заботой Министерства финансов и правительства Украины. Мы видели, как два года тому назад в ВТО вступил Китай. Тогда китайские экспортеры и в целом китайский бизнес воспользовались моментом и пролоббировали в правительстве понижение экспортных пошлин и упрощение административных процедур при экспорте. Поэтому, если украинский бизнес станет лоббировать правительство, чтобы параллельно с облегчением процедур импорта оно также упростило бы экспортные процедуры, то вступление в ВТО может быть весьма полезным для страны. Если такого лоббирования не будет, то экспорт из Украины не станет легче и дешевле сам по себе только оттого, что страна вступила в ВТО.
— Малому бизнесу в Украине иногда приходится устраивать протесты против правительства или даже организовывать акции неповиновения, чтобы защитить свои рабочие места. Как относятся к таким явлениям ваши исследователи и что еще они могут посоветовать предпринимателям, права которых нарушаются, а судебная власть не становится на их сторону?
— Понятно, что протесты и акции насилия вряд ли являются лучшим способом для мелких предпринимателей выразить свои взгляды, во всяком случае, вряд ли они дадут ожидаемый положительный результат. С другой стороны, такой инструмент, как лоббирование интересов малого бизнеса, оказался чрезвычайно эффективным в целом ряде стран, когда это лоббирование касалось улучшения условий для ведения бизнеса. Отмечу, что традиционно в переходных экономиках люди привыкли полагаться на правительство, чтобы оно предоставило им решение имеющихся проблем, и обижаются, когда такие решения не предлагаются. Вот поэтому и предприятия в наших странах не ают такой активной роли, какую на себя берут предприниматели в более развитых странах. Тот недостаток реформ, который мы наблюдаем в Украине, — это проблема не только правительства, которое этих реформ не осуществляет, но и проблема малого бизнеса, который недостаточно лоббирует свои интересы. Во многих странах, которые являются наиболее активными реформаторами, будь то страны с переходными экономиками или такие страны, как, например, Мексика или Китай, в этом году вошедший в десятку лучших реформаторов, в правительстве, в министерствах экономики и финансов работают люди, которые ранее сами были владельцами малых предприятий или управляли малыми предприятиями. На мой взгляд, одним из наиболее простых способов, которым мы можем определить наилучших реформаторов, является вопрос: кто в правительстве отвечает за реформы и управлял ли этот человек сам когда-либо малым или средним бизнесом. Во многих передовых странах мы обнаружим, что это так.
— Недавно Украина отмечала День предпринимателя, а этот праздник по определению призван привлечь внимание к частному сектору экономики. Существует ли нечто подобное в тех странах, которые, согласно вашему исследованию, заняли первые места в рейтинге?
— Безусловно, во многих странах мира отмечается День предпринимателя. Но что еще существует во многих странах мира, и что, я не уверен, есть в Украине, — это круглый стол, за которым каждый месяц высокопоставленные правительственные чиновники встречаются с предпринимателями.
— Они встречаются в День предпринимателя или когда возникает потребность?
— Встречи за круглым столом проводятся ежемесячно, независимо от того, возникает или не возникает потребность. Так вот, каждый месяц. А, например, в Грузии такие встречи проходят каждую неделю. Представители малого бизнеса, я повторяю, малого, а не крупного, могут прийти на такую встречу и поговорить с правительством о конкретных проблемах, как то: почему вы ввели такое разрешение, почему это стоит так дорого и так далее. В случае, если на круглом столе, какой-то вопрос поднимают несколько человек, — например, в Украине, я убежден, обязательно встал бы вопрос налогов, — тогда этот круглый стол назначает комитет из числа представителей правительства и, скажем, объединения предпринимателей, то есть из числа представителей обеих сторон: чиновников и бизнеса, а не только чиновников, которые затем должны выступить с предложением нескольких реформ. Таким образом, круглые столы проводятся каждый месяц, независимо от тематики, но обсуждение некоторых остро стоящих вопросов приводит к назначению специального совместного комитета, который затем должен предложить реформы. Важность этих комитетов состоит в том, что этот коллегиальный орган составлен из представителей правительства и частного сектора, и его предложения правительство обязано принять и не может отказаться от них, мотивируя свой отказ тем, что поданые предложения лоббируют интересы какого- то частного бизнеса. Таким образом осуществлять реформы гораздо легче, потому что это совместно выработанные предложения, и они могут идти непосредственно в парламент.
Один пример из нашего отчета — реформы, которые проводились в Мексике. Она, как вы знаете, в этом году занимает в рейтинге реформаторов третье место. Все реформы, которые были тут осуществлены — стали результатом таких круглых столов и затем последующей работы в специальных комитетах. Так что в некотором смысле проводить Дни предпринимателя полезно, но они не создают реформы. Необходимо намного больше проводить встреч и заседаний, регулярно, каждый месяц, а также нужна система, которая бы помогла перейти от разговоров к практическому изменению законодательства и нормативных актов, а это может произойти, только если частный бизнес станет принимать активное участие во внесении изменений в нормативную базу. Поверьте мне, одним Днем предпринимателя этого не добьешься.
— Как получилось, что Украина в рейтинге идет нога в ногу с Беларусью, которая считается «заповедником тоталитаризма»?
— Если посмотреть на весь переходной период, в котором находилась Украина, то вы увидите, что целый ряд реформ был начат еще в середине 1990-х, в 1997, 1998 и 1999 годах. То есть Украина начала очень активно улучшать условия для предпринимательства в конце 90-х годов, а затем произошло ухудшение ситуации. Поэтому, если сравнить ситуацию в Беларуси и в Украине по состоянию на 2000 год, то на тот момент ситуация в Украине была значительно лучше, чем в Беларуси. Она, между прочим, была даже гораздо лучше, чем в России. Думаю, что сравнение с Россией даже более уместно, поскольку на 2000 год условия для бизнеса в Украине по целому ряду аспектов были намного лучше, чем в России. А затем, когда в 2001 году начался второй срок правления президента Путина, в России начались реформы в нескольких сферах параллельно (одним из ярких примеров является введение упрощенной системы налогообложения в 2001 году). Они в течение нескольких лет успешно продолжались, тогда как в Украине, не знаю, что произошло, но каким-то образом реформы остановились, а в некотором роде даже пошли вспять. Так что сегодня получилось так, что Украина выглядит только немногим лучше, чем Беларусь.
Хорошей новостью все же является то, что даже в таких странах, как Грузия, которые долгое время находились далеко позади — еще каких-то два года она была намного ниже Украины в рейтинге и занимала 140-е место — буквально за два года можно осуществить много реформ. Вопросом остается, однако, захочет ли нынешнее правительство, которое только что пришло к власти в Украине, фокусироваться на реформах в течение следующего года. И если правительство так сделает, то у Украины есть хорошие шансы не только улучшить собственную ситуацию, но и оказаться в числе первых реформаторов. А вот если этого не произойдет в течение ближайшего года, то, как свидетельствует отчет Doing Business, вряд ли это случится во второй, третий или четвертый годы нахождения правительства у власти. Фактически перед ним открыто «окно возможностей» продолжительностью в один год и если правительство использует эту возможность, то Украина может продвинуться достаточно далеко. Если же правительство упустит этот шанс — у меня весьма пессимистичные ожидания того, что реформы могут произойти в течение последующих нескольких лет.
Инф. day
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/29953.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua