Готов ли финансовый сектор Европы к предстоящему подъему?

12 сен, 14:17

В последние годы некоторые из самых захватывающих сообщений с европейских финансовых рынков касались только интриг и пустых разговоров о крупных биржевых операциях. Все они предполагали наличие потенциальных партнеров как в Европе, так и в Америке, хотя до сих пор не заключено ни одной значительной сделки. Среди всей этой болтовни упущен один важный момент: туманное законодательство, из-за которого финансовым рынкам Европейского Союза грозит довольно мрачное будущее.

Биржи будут не единственными, кто ощутит горячее дыхание не особо радужной Рыночной директивы о финансовой документации, известной как MiFID и которая вступает в действие с ноября 2007 года. Она является важным элементом планов Евросоюза по созданию единого рынка финансовых услуг; она охватывает как розничную, так и оптовую торговлю ценными бумагами, включая акции, облигации и производные бумаги. Таким образом, она повлияет на всех – от инвестиционных банков до менеджеров по активам и биржевых маклеров.

Чарли МакГриви, уполномоченный ЕС по созданию единого рынка, с юмором воспринимает такое скверное название: «Это не страшилище, пожирающее людей». Но он евангелически воспринимает назначение этой директивы. По его мнению MiFID «трансформирует» торговлю ценными бумагами в Европе, понизит проценты на капитал, стимулирует рост и повысит конкурентоспособность Европы в мировой экономике.

Эту директиву страны-члены ЕС хотят добавить к своим законам в январе 2007 года; все вышеуказанные цели планируется достичь несколькими путями. Во-первых, эти правила рассчитаны на повышение конкуренции в пределах границ за счет расширения «единого паспорта», который позволит финансовым фирмам вести бизнес по всей Европе, имея лишь разрешение своих местных властей. Чтобы это стало возможным, правила, защищающие инвесторов, тоже должны быть согласованы, чтобы существовал (теоретически) непротиворечивый стандарт в таких сферах, как консультации по инвестициям, обработка приказов и осуществление торговли ценными бумагами – исполнение приказа брокерами по самым выгодным для клиента ценам.

Во-вторых, MiFID направлена на изменение сути конкуренции в торговле акциями. Хотя большинство акций в Европе до сих продаются на биржах, все увеличивается интерес к альтернативным торгам, таким как внебиржевые сделки между инвестиционными банками. MiFID может стимулировать эту тенденцию. В некоторых странах – особенно во Франции, Италии и Испании – существуют порядки, по которым все торги акциями должны осуществляться только на местных биржах. С новыми правилами этой монополии придет конец. Не удивительно, что биржи, представшие перед фактом ужесточения конкуренции, начинают задумываться о слияниях.

Третье, на что направлена MiFID, это прозрачность. В будущем инвесторы должны иметь возможность подписываться на информационные услуги, которые позволят им видеть рынок определенных акций в целом, а не только то, что предлагают местные фондовые биржи. Преследуется такая цель, чтобы инвесторы находили самые выгодные на рынке цены. Для Лондонской фондовой биржи, например, это будет означать усиление конкуренции, поскольку она имеет приличный доход от продажи такой информации. Инвестиционные банки уже объединяются для разработки альтернативных отчетных источников.

Господин МакГриви считает, что напротив, тысячи страниц разъяснений этих изменений принесут больше неразберихи, чем порядка, потому что в них изложены скорее принципы, чем детальные описания того, как нужно вести бизнес. В этом-то и состоит затруднение. Недостаток точности в MiFID – кропотливо составлявшейся в Брюсселе как средство урегулирования политических разногласий европейских правительств – вызывает головную боль у финансовых фирм, пытающихся подготовиться к ноябрю 2007 года. «В политическом плане – это хороший компромисс», – говорит Боб ер из Dresdner Kleinwort, возглавляющий группу по техническим консультациям MiFID. Но он добавляет: «Практически это очень большая головная боль».

Группы, лоббирующие интересы финансовой индустрии, волнуют затраты на внедрение этого проекта. В Лондоне, главном финансовом центре Европы и резиденции многих крупных инвестиционных банков, такие группы предприняли яростные атаки на пункты MiFID, которые они считают неясными или определенно спорными.

Они беспокоятся об исполнении приказов брокерами по самым выгодным для клиента ценам в отношении иных, чем акции, ценных бумаг, таких как промышленные облигации или специализированные производные, торги по которым проходят вне бирж. Управление финансовыми услугами, британский регулятивный орган, предложило «лимитную цену» – по сути, установить диапазон допустимых цен – в целях исполнения приказов брокерами по наилучшим ценам для покупателей.

Один из представителей лондонских трейдеров назвал это «единственной самой сложной проблемой» во внедрении MiFID. По его мнению, лимитная цена непрактична для внебиржевых ценных бумаг, особенно на вялых рынках, где цена является единственным фактором сделки. Он опасается, что это новое правило может привести к тому, что в Лондоне торги прекратятся.

Поскольку правила внедряются в национальные законы по всех странах Европы, скорее всего, останутся и различия в их интерпретации и применении на практике. «Теоретически правила одинаковы для всех, но все мы знаем, что в ЕС так не будет», – говорит Джереми Скотт, возглавляющий отдел финансовых услуг в компании PricewaterhouseCoopers.

Некоторые национальные регулирующие органы также пытаются вписаться в график. В Германии, к примеру, команда из министерства финансов для внедрения MiFID разрабатывает проект поправок к законам о фондовых биржах и ценных бумагах. Поскольку поправки еще должен принять парламент, немцы признают, что они не справятся к январю. Франции отстала еще больше. В результате внедрение MiFID может зайти в тупик, что внесет еще больше затруднений в торговлю между странами. «Мы не наблюдаем совместной работы всех регулятивных органов в Европе, – говорит Боб ер. – Никто не может дать ответов на вопросы, которые так интересуют фирмы».

На самом деле, вся эта неразбериха приводит к тому, что многие финансовые фирмы не могут своевременно провести необходимые изменения. Отделы фондовых бирж, наблюдающие за выполнением правил торговли, «взволнованы» новыми правилами, как говорит Октавио Маренци из Celent, консалтинговой фирмы, специализирующейся на финансовых услугах. «Они ожидают, что кто-то даст им справочник и они все сделают согласно указаниям».

Но, добавляет он, в фирмах, на которых наблюдатели за выполнением правил торговли скрежещут зубами, главы отделов торговли обыкновенными акциями могут увидеть новые возможности в MiFID. Крупные инвестиционные банки, обладающие ресурсами для обновления своих технологий и выполнения норм торговли, могут выиграть. Фирмы, работающие на рынках средней величины, с другой стороны, могут сократить объемы операций или рискуют потерять свой бизнес из-за конкурентов, затраты у которых меньше.
Самая большая опасность грозит тем фирмам, которые отрицают внедрение MiFID. «Если они о ней не побеспокоятся, им придется туго», – говорит Дж. Скотт.//economist/finance/displaystory.cfm?story_id=7887727

Подготовил Антон Юр
Elcomart.Finance

Инф. e-finance


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/30198.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua