12 сен, 14:35
Крупнейшие фондовые площадки мира резко активизировали работу по привлечению к сотрудничеству украинских компаний. Однако и государству, и самим компаниям необходим полноценный национальный рынок акций
«Маргарет Тэтчер украинского фондового рынка», говорят о президенте Первой фондовой торговой системы (ПФТС) Ирине Заре финансисты. Последнее подтверждение бойцовского характера хрупкой с виду женщины — получение три месяца назад ПФТС лицензии фондовой биржи, несмотря на противодействие конкурентов и чиновников. Теперь главная задача биржи — стать эффективной и технологичной площадкой, с помощью которой граждане смогут зарабатывать на украинских акциях, а предприятия — привлекать капитал. Об этом корреспондент «Эксперта» беседовала с Ириной Зарей.
— Ирина Александровна, что изменится в работе ПФТС после получения статуса фондовой биржи?
— Мы продолжаем заниматься тем же, чем и прежде, — строим в Украине организованный рынок ценных бумаг. Лицензии и у ПФТС, и у других фондовых бирж и раньше были одинаковыми, поэтому за рубежом нас всегда воспринимали как регулируемый рынок. Просто теперь мы в своей работе учитываем те требования, которые украинское законодательство выдвигает к фондовым биржам.
— Почему ПФТС изначально создавалась не как биржа, а как торгово-информационная система (ТИС)?
— По двум причинам. В 1996 году, по старому Закону «О ценных бумагах и фондовой бирже» биржа должна была являться только акционерным обществом. Однако наши торговцы ценными бумагами, опираясь на опыт многих стран, хотели создать биржу как некоммерческое партнерство. Кроме того, в 90-х фондовые биржи в Украине в основном работали с «голоса» и с ограниченным количеством финансовых инструментов. Поэтому участники рынка хотели подчеркнуть, что создают принципиально иную площадку. Да и NASDAQ первоначально называлась торговой системой, чтобы отличаться от бирж, торгующих «на полу». После перехода почти всех фондовых бирж мира на электронные торги технологические различия сгладились. В 2004-м вступила в действие директива Евросоюза о финансовых рынках, определившая всех лицензируемых организаторов торговли как регулируемый рынок. В этом году новый Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке» назвал всех организаторов торговли фондовыми биржами и разрешил создавать их в различных организационно-правовых формах, но выдвинул новые требования к практике работы бирж.
— Когда на базе ПФТС заработает рынок заявок и система интернет-трейдинга, которые позволят участвовать в торгах мелким частным инвесторам?
— Рынок заявок начнет работать уже в этом году. Скорее всего, по этой технологии будут торговаться наиболее ликвидные ценные бумаги. Что касается интернет-трейдинга — это не только технология. Это и маркетинг, и разъяснительная работа наших участников — брокеров и банков — с населением. Для полноценного интернет-трейдинга необходим определенный уровень инвестиционной культуры. Люди должны отвечать за свои решения, а не выстраиваться у банков или инвесткомпаний с претензиями, что их обманули, и они не получили обещанной доходности в размере триста процентов годовых.
— Тем не менее средний класс уже проявляет интерес к фондовому рынку. Когда украинские граждане смогут зарабатывать на ценных бумагах, вкладывая в них самостоятельно, а не только участвуя в инвестфондах?
— Это можно делать и сейчас. Любой, кто хочет вложить деньги в ценные бумаги, может зайти на сайт ПФТС, ознакомиться с акциями и облигациями, которые торгуются наиболее энергично, посмотреть рейтинги самых активных торговцев ценными бумагами, к которым можно обратиться, чтобы приобрести или продать те или иные ценные бумаги. После выхода на рынок специальных брокерских систем и раскрутки рынка заявок наши соотечественники смогут участвовать в биржевых торгах ПФТС, сидя за своими компьютерами.
— Доля организованного рынка ценных бумаг в Украине не превышает десяти процентов. Что предпримет биржа ПФТС, чтобы увеличить этот показатель?
— Биржи мира применяют два метода учета торгового оборота: при первом учитываются все сделки ов биржи с биржевыми бумагами, при втором — только сделки, проходящие через биржевую систему. В Украине, в отличие от большинства стран, почему-то предпочитают второй вариант. Поэтому мы имеем небольшой организованный рынок ценных бумаг, а объем неорганизованного рынка превышает ВВП. Кроме того, к неорганизованному рынку в Украине относятся приватизационные сделки, а также сделки с векселями. Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку запретила фондовым биржам торговать векселями, поскольку теперь они считаются нерыночной бумагой, хотя сделки с ними занимают сорок процентов совокупного оборота рынка ценных бумаг. Не думаю, что такие ограничения оправданы. Допускаемых на организованный рынок бумаг должно быть больше.
Мы как Ассоциация участников фондового рынка ПФТС будем делать всё возможное, чтобы законы, приватизация, а также решения судов не приводили к сокращению количества ценных бумаг, находящихся в свободном обращении. Как биржа мы присоединимся к биржевой торговой системе новых участников, введем в биржевой реестр новые инструменты — всё это обеспечит новые сделки. Кроме того, запустим на ПФТС институт маркет-мейкеров на рынке акций, что увеличит ликвидность рынка.
— Как в ближайшее время будут меняться объемы и структура торгов?
— Благодаря появлению новых финансовых инструментов и подключению новых участников объемы торгов ценными бумагами будут расти. Сохранится тенденция к увеличению доли акций в торгах. Корпоративные облигации уже не доминируют, их роль возрастет с появлением облигаций, обеспеченных имуществом. Хотелось бы, чтобы активнее формировался рынок репо и большую роль али муниципальные бумаги.
— Как можно повысить капитализацию украинского фондового рынка?
— Соотношение капитализации фондового рынка к ВВП у нас составляет тридцать пять процентов. В группе стран, чьи фондовые рынки классифицированы агентством Standard&Poor's как «граничные» (сюда же входят Румыния, Словения, Хорватия, Болгария, Эстония, Литва. — «Эксперт»), Украина по этому показателю лидирует. В то же время в России капитализация фондового рынка превышает восемьдесят пять процентов ВВП. В США рынок ценных бумаг равен нескольким ВВП. Чем ликвиднее рынок, тем он больше: ценные бумаги оборачиваются быстрее. Ликвидность рынка зависит от количества бумаг, находящихся в свободном обращении (free float). Зарубежные инвесторы вкладывают в компании, у которых free float в стоимостном выражении не меньше ста миллионов долларов. Это их условие вхождения на украинский рынок. Эмитенты будут заинтересованы в увеличении free float только после изменений в налоговом законодательстве. Сейчас тех, кто хочет повысить свою рыночную стоимость путем размещения новых акций на бирже, сдерживают требования Закона «О налогообложении прибыли предприятий» — разница между рыночной и номинальной стоимостью акций может облагаться налогом. Этого нет нигде в мире, до прошлого года не было и в Украине.
Кроме того, в нашей стране в ходе приватизации до девяноста процентов акций продаются стратегическим инвесторам. То есть на рынок не выходит достаточное количество мелких пакетов акций, которые обеспечили бы его ликвидность.
— До сих пор приватизация крупных предприятий действительно была направлена на их продажу стратегическим инвесторам, лишь небольшое количество акций размещали среди работников предприятия, причем позднее их скупал топ-менеджмент. Что необходимо изменить в технологии приватизационных продаж на биржах?
— Беда в том, что на биржи идут пакеты, не обладающие инвестпривлекательностью, без серьезного понижения цены. Биржи по два года пытаются продать то, что никому не нужно, по цене, которую за эти пакеты никто не даст. Это имитация приватизационных процессов. Были в истории украинской приватизации продажи крупных пакетов через отдельно выбранную биржу, по специальной цене, в определенные руки. Так называемая заказуха. Были случаи реализации небольших пакетов инвестиционно-привлекательных предприятий, но в неправильное время.
Перед тем как продавать крупный пакет акций стратегическому инвестору, государству необходимо выставить на биржу, где обращаются эти бумаги, пяти-десятипроцентный пакет акций и по частям продавать его несколько месяцев. Это разогреет рынок и создаст условия для роста капитализации компании. Если государство не хочет оставлять балласт у себя на шее, оно должно продавать неликвиды — пакеты акций, много лет никого не интересующие, — с большой скидкой. Наконец, если государство на самом деле отстаивает конкурентность и прозрачность торгов, оно не будет продавать госпакеты на фондовых биржах, фактически не ведущих профессиональной деятельности.
Почитайте Financial Times. Там — объявления о продаже в процессе приватизации пакетов акций предприятий Сербии, Словении, Польши, но я никогда не видела такого объявления об Украине. Организация приватизационных торгов должны предусматривать грамотную технологию, а также PR. Я считаю, что очень важной является продажа госпакета «Укртелекома» на ПФТС, где сосредоточен рынок акций компании. Но высока вероятность того, что когда подойдут к приватизации предприятия, большой пакет телекоммуникационного гиганта могут отдать в одни руки. Это неграмотная приватизация, вредящая и компании, и стране.
— В этом году ПФТС неоднократно приостанавливала торги акциями «Запорожстали» из-за нарушения прав миноритарных акционеров. Почему биржа не исключила этого эмитента из листинга?
— Мы не прибегли к делистингу, поскольку акции «Запорожстали» не являются неликвидными бумагами. Они торгуются на рынке много лет и пользуются спросом не только отдельных юрлиц и физлиц, но и институциональных инвесторов — инвестиционных и пенсионных фондов. Последние регулярно рассчитывают стоимость своих активов, в том числе с учетом стоимости акций «Запорожстали». Если остановить торги, никто не будет знать, сколько стоят эти акции. В дальнейшем мы будем отслеживать взаимоотношения предприятия с миноритарными акционерами и принимать решения.
— Намерена ли ПФТС ужесточить требования к котирующимся на ней бумагам? Не считаете ли вы, что наличие трех уровней листинга снижает качество бумаг?
— В ближайшее время мы собираемся повысить требования к ценным бумагам первого уровня листинга. А различные котировочные листы сохранятся. Это очень удобно для тех, кому надо узнать реальную стоимость конкретной бумаги. На бирже торгуются бумаги разного качества. Принадлежность к третьему уровню листинга указывает на то, что с такими ценными бумагами операции проводить гораздо рискованнее.
— В последнее время популярными стали частные и публичные размещения акций наших компаний на международных площадках. «Эксперт» составил список предприятий, которые в ближайшие три года намерены провести IPO за рубежом, — в нем более тридцати компаний. Что необходимо изменить, чтобы размещения в ПФТС стали публичными и украинские эмитенты не уходили за пределы страны, или ничего менять не стоит?
— Говорить, что отечественные эмитенты выходят на зарубежные биржи, не совсем корректно. Чаще всего туда выходят не украинские юрлица, а аффилированные с ними зарубежные компании, зарегистрированные таким образом, чтобы было проще привлечь финансовые ресурсы. В странах, где эмитент проводит первичное открытое размещение для неограниченного круга инвесторов, понятны правила ы, алгоритм взаимодействия между крупными и мелкими акционерами, менеджментом и наблюдательным советом, кредиторами и акционерами. В мире становятся популярны площадки со сниженной планкой требований для ценных бумаг эмитентов из стран с развивающимися рынками. К примеру, альтернативный инвестиционный рынок (AIM) Лондонской фондовой биржи. Кроме того, в Европе, чтобы разместить ценные бумаги в виде депозитарных расписок, уже не всегда нужен договор эмитента с биржей, достаточно договора с брокером. Нет ни одного государства, по размеру равного Украине, где бы ни профессиональное сообщество, ни государство не проводили бы политики содействия конкурентоспособности национального фондового рынка.
В первую очередь необходимо изменить валютное законодательство, а также законодательство об акционерных компаниях. Нужна реформа судебной системы. В частности, надо предусмотреть суды по корпоративным спорам. Если и дальше дела будут рассматривать районные суды, ситуация не изменится. Национальный комитет IPO, созданный по инициативе журнала «Эксперт», должен активнее использовать возможности публичного делового издания, наши возможности биржи и объединить участников рынка, чтобы изменить правила ы. Со своей стороны ПФТС будет вводить специальные технологии для размещения ценных бумаг, более удобные эмитенту и андеррайтеру. В Украине в 1992–1994 годах были случаи публичного размещения акций. Но потом ситуация изменилась: усложнились отношения между мажоритарными и миноритарными акционерами, участились случаи обслуживания нашими судами интересов конкретных лиц.
— Россияне вот-вот примут закон о депозитарных расписках. Если это произойдет, украинские эмитенты акций начнут массово уходить на российские биржи, где выше ликвидность и больше обороты. Чем мы можем этому воспрепятствовать?
— Для того чтобы украинские ценные бумаги не уходили за рубеж, необходимо срочно изменить систему валютного регулирования. В 1993 году Декрет «О системе валютного регулирования и валютного контроля» позволил оперативно разрулить очень сложную ситуацию на валютном рынке. Однако сейчас разрешительная система осуществления операций с ценными бумагами, которая предписывается этим декретом, стала удавкой на горле фондового рынка страны. Пока будет действовать нынешнее валютное законодательство, иностранный инвестор не поверит украинским мини-давосам.
Инф. expert
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/30205.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua