Буря в стакане воды

13 сен, 14:17

Игнорируя улучшение показателей экономического развития Украины, правительство намерено выводить страну из кризиса

На прошлой неделе Кабмин утвердил план неотложных мер по преодолению кризисных явлений в стране. К таковым были отнесены разбалансированность госбюджета, недопоступления от приватизации, растущий дефицит внешнеторгового сальдо, задолженности по зарплате и т. д. По мнению экспертов, большинство этих «катастрофических» проблем решаются довольно легко. Правда, отнюдь не теми способами, которые предлагаются правительством.

В перечне кризисных явлений, зафиксированных Кабмином, фигурирует несколько блоков проблем. Одним из основных факторов, негативно влияющих на экономику, признана разбалансированность бюджета на текущий год. Как заявил недавно первый вице-премьер Николай Азаров, недофинансирование бюджета на сегодняшний день оценивается примерно в 7 млрд грн. «Нам уже во второй раз, как и в 2002 году, приходится начинать работу с «дырявым» бюджетом. Но мы знаем, как нормализовать ситуацию», — заявил он. Знания вице-премьера не преминули воплотиться в антикризисной программе. Бороться с дефицитом госказны предлагается путем урезания бюджетных обязательств, которые должны корректироваться с учетом реальных поступлений. Главные распорядители бюджетных средств во главе с Минфином уже в сентябре должны разработать планы по сокращению непродуктивных затрат. В документе не уточняется, какие именно расходы госказны будут отнесены к разряду таковых. Однако ранее г-н Азаров уверял, что правительство намерено сокращать дефицит за счет уменьшения трат на содержание госчиновников, не затрагивая социальную сферу. «Это касается прежде всего расходов на содержание аппаратов министерств, ведомств и т. д. Они пойдут под нож», — заявил он. Тем не менее Минфину, Минэкономики, Минтруда и ряду других министерств поручается подготовить предложения о внесении изменений к принятым в этом году законам и нормативным актам, финансирование норм которых не предусмотрено в госбюджете. По всей вероятности, вопреки обещаниям первого вице-премьера, корректировать будут именно «социалку». К примеру, среди принятых в этом году законов наиболее затратными являются касающиеся льгот «детям войны» (они забирают из бюджета более 11,5 млрд грн.), пенсий многодетным женщинам (около 3 млн грн.), социальных гарантий ветеранам войны (524,8 млн грн.). Государственной поддержки также могут лишиться сельхозпроизводители, которые в соответствии с изменениями, принятыми к Закону «О НДС», освобождались от уплаты данного налога.

Однако, по мнению экспертов, велика вероятность того, что все эти жертвы окажутся напрасными. «В доходной части бюджет до августа выполнялся. Расходы превышали доходы, поэтому образовался дефицит. Но это заложено в бюджет. Такое состояние дел закономерно, поскольку не были задействованы источники покрытия дефицита — внутренние и внешние заимствования, поступления от приватизации. Как следствие, использовались ресурсы на счетах правительства. Но это никак не свидетельствует о кризисе. В 2004 году, когда г-н Азаров был вице-премьером, положение дел обстояло гораздо хуже. Тогда в июле дефицит бюджета составлял почти 1,5 млрд, а к концу года превысил 10 млрд грн. И на счетах Кабмина также наблюдался стремительный отток средств из-за масштабных социальных выплат. Тем не менее г-н Азаров не находил эту ситуацию кризисной», — напомнил директор экономических программ Украинского Центра экономических и политических исследований им. Разумкова Василий Юрчишин. Очевидно, само правительство прекрасно осознает, что в данном случае можно задействовать более традиционные меры. В прошлую пятницу Кабмин дал добро на осуществление внешних заимствований в 2006 г. первому вице-премьеру, но в пределах Закона «О госбюджете». Кроме того, активно будут привлекаться и внутренние займы. Всего до конца года правительство намерено одолжить порядка $2 млрд.

Еще один проблемный вопрос, требующий немедленного решения, — серьезные недопоступления в казну от приватизации. За семь месяцев текущего года она принесла всего 177,1 млн грн. при годовом плане 2121,5 млн грн. В связи с этим чиновники планируют расширить соответствующий перечень за счет ликвидных объектов. К слову, ФГИ уже подал на рассмотрение Кабмина Государственную программу приватизации на 2006–2008 гг., приоритетом которой является продажа высоколиквидных объектов с целью наполнения бюджета. Однако в нынешнем году перекрыть кассовый разрыв таким путем уже не удастся. Ведь для того чтобы подготовить крупное предприятие к продаже, нужен не один месяц.

В разряд первоочередных задач Кабинета также было отнесено выравнивание ситуации во внешней торговле. По итогам полугодия отрицательное внешнеторговое сальдо достигло почти $1 млрд (за шесть месяцев 2005 г. позитивное сальдо составляло $1955,9 млрд). Причем дефицит торговли товарами превысил отметку $2,9 млрд. Кабмин предложил довольно неожиданный вариант решения этой проблемы. «Экономика Украины в определенной степени зависит от экспорта металлопродукции, который сейчас пошел на спад. Чтобы не допустить этого, Минэкономики, Минпромполитики, МИД должны создать условия для увеличения поставок металлопродукции в Российскую Федерацию», — говорится в правительственном документе. В частности, предлагается решить вопрос о неприменении ограничительных мер Россией при поставке из Украины труб большого диаметра. Успех данной затеи эксперты считают более чем сомнительным. «Сегодня нет механизмов, с помощью которых можно было бы влиять на объемы экспорта нашей металлопродукции в РФ. Она довольно востребована на российском рынке. Но есть два «но». Первое — постоянное удорожание сырья для украинских металлургов, что делает их продукцию достаточно дорогой в сравнении с аналогичными изделиями россиян. Второе препятствие — госполитика РФ, направленная на импортозамещение. Она проводится по всем направлениям, в том числе металлопродукции», — отмечает экономист Международного центра перспективных исследований Екатерина Малюгина. Более того, аналитики считают, что дефицит во внешней торговле будет стремительно прогрессировать под влиянием опережающих темпов роста импорта. «По нашим прогнозам, дефицит торгового баланса (суммарно по товарам и услугам) в текущем году составит $3 млрд, в 2007 г. — $5 млрд, 2008 г. — $7 млрд. Исходя из структуры нашего экспорта, лучший стимул для его роста — высокие мировые цены на металл. Но, согласно нашим прогнозам, в ближайшие два года подорожания не предвидится», — предсказывает г-жа Малюгина.

Однако главным недостатком антикризисных мероприятий Кабмина эксперты считают совсем не надуманность многих озвученных проблем и неэффективность методов их решения. «В этой программе нет ни слова о развитии экономики вообще и малого и среднего бизнеса в частности. Это свидетельствует о том, что правительство не находит иных способов, кроме как попытаться вновь закрутить гайки в фискальной сфере», — сетует г-н Юрчишин.

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/30435.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua