Одежников раздели. За летний сезон одежные магазины заработали почти вдвое меньше, чем планировали

13 сен, 15:18

Лето опять не оправдало надежд продавцов одежды. И дело не в плохой погоде или отсутствии спроса. Ужесточение конкуренции заставило сети запаниковать и выставить коллекции на распродажи практически в начале сезона. Тем не менее отказываться от завоевания новых высот магазины не намерены — одежники по-прежнему уверены, что на рынке полно свободных мест.

Ушедшее лето войдет в историю рынка одежды как один из наиболее неоднозначных сезонов. На первый взгляд, в отрасли наблюдается немало позитивных тенденций. Так, семимильными шагами продвигается переманивание покупателей с рынков в магазины — представители большинства сетей рапортуют о росте продаж. Михаил Воронин, президент одноименного концерна, констатирует 20%-ную динамику, директор дома моды «Рито» Татьяна Абрамова говорит о 30–40%. Кроме того, продавцы сходятся во мнении, что все больше украинцев готовы платить за качественную одежду. «Если несколько лет назад 20% продаж магазинов удерживал недорогой товар, 50% — продукция по средней цене, и 35% — дорогая, то в этом году доля последней выросла по некоторым категориям до 50%», — считает Михаил Воронин. Менеджер по рекламе компании «Арго трейдинг» Нина Саад отмечает, что спрос на дорогостоящую одежду растет как в столице, так и в регионах, хотя до недавнего времени для глубинки эта тенденция была нехарактерна. «В нынешнем году мы впервые открыли магазины, специализирующиеся на продаже достаточно дорогих ТМ Castro и Miss Sixty, в Одессе, Донецке и Днепропетровске. В Киеве перепрофилировали ранее демократичный Fashion club в более дорогой, а также вывели новый «высокий» брэнд одежды Stella Maccartni», — рассказывает она.

Нина Саад прогнозирует, что в ближайшее время перечень одежных марок в отечественной рознице будет расти как на дрожжах. С ней согласна и Татьяна Абрамова, по мнению которой рынок нынче заполнен лишь на 30–40%. Помимо ассортимента, достаточно активно расширяются и площади одежных сетей. При этом большинство из них ориентируется в первую очередь на регионы, где гораздо слабее конкуренция и ниже порог входа в бизнес. «Предприниматели на местах проявляют очень высокий интерес к сотрудничеству по франчайзинговым схемам. Причем речь идет не только о городах-миллионниках, но и о менее крупных населенных пунктах. К примеру, мы открываем магазины в Алчевске, Лисичанске, Херсоне, Ивано-Франковске», — говорит г-н Воронин. В среднем за год практически все мало-мальски заметные одежные сети открыли по 3–5 магазинов. «Количество новых марок в отечественной рознице и темпы расширения сетей говорят о том, что климат на украинском fashion-рынке достаточно благоприятный», — резюмирует брэнд-менеджер компании «Базис Лимитед» (Esprit, Peacocks) Евгения Савицкая. Татьяна Абрамова прогнозирует усиление подобной тенденции, отмечая, что инвестиции в легпром по-прежнему остаются наиболее «быстрыми».

Впрочем, эксперты склонны рассматривать подобное расширение как достаточно рискованное. Торговцы часто открывают точки только потому, что появились вакантные площади после сдачи в эксплуатацию очередного ТЦ, а не ориентируясь на реальный спрос.

Последствия гонки за квадратными метрами сети ощутили уже этим летом. Если спрос растет в среднем на 20% в год, то предложение — как минимум на 40–50%. Так что, несмотря на утверждения о том, что на рынке еще достаточно свободного места, покупатели попросту не успевают за продавцами. По разным оценкам, магазины одежды заработали за этот сезон $100–300 млн, тогда как изначально планировалось, что эта цифра будет не ниже $500 млн.

И дело не в отсутствии спроса, невостребованности летних коллекций или погоде, на которую продавцы привыкли списывать все свои неудачи. Как раз наоборот, все перечисленные факторы были вполне предсказуемыми. Однако, как отмечает PR-менеджер компании Arber Group («Арбер», «Грегори Арбер», Sensus) Сергей Алябьев, уже с середины июня магазины начали наперебой выставлять товар на распродажи. «Причем особенностью нынешнего сезона можно назвать очень значительные скидки», — добавляет Евгения Савицкая.

В среднем размеры дисконта превышали прошлогодние показатели на 20%. К примеру, в августе 2005 г. коллекции теряли в цене 50%, а в нынешнем году скидки достигали 70%. Других признаков классических распродаж проводящиеся акции, по сути, не имели: покупатели вполне могли выбрать и цветовую гамму, и размеры, а не довольствовались остатками, как это бывает традиционно. Причина, по которой торговцы впали в панику, проста — слишком жесткая конкуренция на фоне весьма слабой лояльности покупателей к той или иной ТМ. Но, как ни странно, даже рекламные кампании магазины строили, отталкиваясь от распродаж.

Понятно, что жалобы сетей на потери, мягко говоря, преувеличены. Ведь не секрет, что даже самые большие скидки вполне компенсируют наценки, иногда превышающие 100–150%. Тем не менее эксперты считают, что время суперприбылей в одежном бизнесе близится к концу — продавцам придется снизить аппетиты до среднестатистических 20–30% торговой наценки. Ранее возможный ценовой обвал на рынке было принято связывать с массовым приходом западных сетей, готовых завозить недорогую одежду. Однако попытка отечественных одежников объять необъятное существенно приблизила этот момент. По прогнозам экспертов, уже при формировании цен на осенне-зимнюю коллекцию сети «подвинутся» в рентабельности на 15–20%, пытаясь реализовать как можно большее количество товара до начала тотальных распродаж.

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/30457.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua