А олени — лучше

14 сен, 14:05

Об авиастроении

Украинское авиастроение — одна из немногих отраслей, в целесообразности развития которой не сомневается никто. Логика проста: раз при Союзе могли строить самолеты (а некоторые из них до сих пор летают), почему бы не делать того же сейчас.

Теперь давайте посмотрим, производители каких стран оккупировали рынок самолетостроения? США с Boeing, Lockheed и Falcon, Евросоюз с Airbus. Канадская Bombardier и бразильская Embraer, якобы конкуренты американского и европейского производителей, — оки скорее локальных рынков и отдельных сегментов, нежели глобальные монстры. Япония — на что уж промышленно развитая страна — и та 5 сентября объявила о создании собственного пассажирского самолета. Азиатский гегемон Китай о вхождении на мировой рынок самолетостроения пока не задумывается. Но можно не сомневаться — рано или поздно у китайцев появятся свои самолеты.

Дело в том что авиастроение — своего рода надстройка над всеми базовыми отраслями промышленности. Создание собственного самолета, особенно пассажирского, — сигнал: у нас все отлично, тяжелая промышленность прочно стоит на ногах, мы можем позволить себе вкладываться в очень дорогие и долгоиграющие проекты с неопределенным горизонтом окупаемости. «Мы» означает государство: авиастроение — та отрасль, где без помощи бюджетных средств не обойтись. Минимальный срок окупаемости проекта под названием «самолет» в самом лучшем случае насчитывает 10-15 лет, а инвестиции исчисляются миллиардами.

Можно ли рассматривать производство самолетов в Украине как прибыльный бизнес, а не как политический проект? Вряд ли. Государство с его хроническим дефицитом бюджета деньги, может, и выделит, но их, как всегда, не хватит. Проект профинансируют свои или российские олигархи? Так им сейчас не до самолетов — они заняты уже купленными активами в других отраслях, пытаясь уберечь эти активы от посягательств конкурентов и/или государства. Зарубежным промышленным конгломератам Украина малоинтересна даже как рынок сбыта, не говоря уже о возможности реализации длинных инвестпроектов: в такую рисковую страну иностранцы готовы вкладывать, только рассчитывая на немедленную 50% ежегодную рентабельность. Наконец, даже при наличии интереса к отрасли у государства или олигархов Украине для производства конкурентоспособного самолета не хватает главного — промышленности и инфраструктуры, которые есть у Америки, Европы, Японии, а скоро появятся и у Китая.

Конечно, все сказанное выше касается, по большому счету, пассажирского самолетостроения. На мировом рынке военной и грузовой техники Украину все еще воспринимают как полноценного ока. Но даже для развития этого сегмента необходимо привлекать в отрасль специалистов, не только имеющих опыт работы на рынке в течение последних 10-15 лет, но и не понаслышке знающих о финансовом планировании. Ведь трудно требовать эффективной работы от менеджеров, которые через 15 лет после развала СССР вместо того, чтобы инвестировать (то есть вкладывать деньги в расчете на прибыль) продолжают «осваивать средствА».

Инф. kontrakty


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/30620.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua