Китайский экспорт опирается на дешевый юань

14 сен, 16:42

Шанхай. Согнувшись над грохочущими станками 170 рабочих местной фабрики производят блестящие поршни для автомобильных двигателей на экспорт. Как говорят менеджеры компании Shanghai Datong Automotive Industrial, популярность их экспорта объясняется продуктивностью и твердыми низкими ценами. «У нас отличные технологии, маленькие зарплаты и избыток материалов», – утверждает Жин Жангфу, инспектор по производству.

Но в американских городах, где производители автозапчастей борются за свое выживание, предлагается совсем другое объяснение – дешевая китайская валюта – конкурентоспособности таких компаний как Shanghai Datong. Подобные компании в ближайшее время ожидают от администрации Буша предельного внимания, поскольку новый секретарь американского Госказначейства намерен посетить Азию.

Уэс Смит, президент компании E&E Manufacturing из Плимута, штат Мичиган, производящей крепежные детали и другие автодетали, в сердцах обвиняет в своих проблемах проводимую Пекином политику строгого контроля стоимости юаня на таком уровне, что китайские производители имеют несправедливое преимущество.

«Мы конкурируем не с так называемой зарплатой по столько-то долларов в день, – говорит Смит, – а с тем, что они субсидируют свое производство путем манипуляций с валютой».

Яростная критика валютной политики Китая продолжается уже несколько лет, но эта проблема начинает принимать новый и взрывоопасный оборот, поскольку китайский экспорт неумолимо рвется вверх, начиная от одежды, ушек и телевизоров и заканчивая такими товарами, как автозапчасти.

Этот вопрос будет обсуждаться в эти выходные на ежегодном собрании Международного валютного фонда и Мирового банка в Сингапуре и еще раз – в ходе визита министра финансов США Генри Полсона в Китай на следующей неделе. Хотя некоторые экономисты считают этот вопрос раздутым, другие говорят, что обменный курс юаня из ряда вон выходящий и представляет собой опасность для мировой торговли.

В прошлом месяце на слушаниях специального органа, созданного конгрессом для изучения американок-китайских вопросов, Брэд Сетсер, директор по международным исследованиям ООО Roubini Global Economics, сказал, что китайский экспорт, объемы которого в 2002 году составляли 325 млрд. долларов США, в этом году достигнет 950 млрд., что он назвал «чрезмерным ростом» для такого короткого срока. За это время, добавил он, сальдо китайской внешней торговли выросло в шесть раз до 220 млрд. долларов, а это 8% общего объема производства в Китае.

Этот факт служит простым, но серьезным обоснованием того, что стоимость юаня существенно занижается, по мнению Сетсера и других экономистов.

В 2002 году американский доллар начал резко падать по отношению к другим основным валютам, включая евро, британский фунт, японскую йену и канадский и австралийский доллары, но не по отношению к юаню, который китайское правительство жестко укрепило на уровне 8,28 за доллар. Под давлением Соединенных Штатов в июле 2005 года Китай объявил, что он поднимет стоимость юаня на 2% и позволит ему больше колебаться вместе с предложением и спросом. Но ограничения Пекина на приток и отток денег в страну свели дальнейшее повышение стоимости к минимуму – еще на 2%, что намного меньше, чем те 20-40%, которые прогнозировали некоторые аналитики.

На примере индустрии автозапчастей это явление прослеживается четко. Резкий рост автомобильной отрасли Китая ранее очень зависел от импортируемых запчастей, но в прошлом году впервые страна экспортировала больше автозапчастей, чем она купила за границей. Продажи в США в 2005 году выросли на 39% до 5,4 млрд. долл. Китай поставил цель экспортировать по всему миру запчастей на 70 млрд. долл. к 2010 году – это в семь раз больше, чем в прошлом году. Это очередная порция соли на раны умирающей американской автоиндустрии, как свидетельствует глава 11 дела о банкротстве корпорации Delphi. И в то время, как стоимость труда дает объяснение тому, что китайские фирмы проникли в такие секторы, как мебельный, производители автозапчастей считают валюту решающим фактором.

Например, корпорация Dura Automotive Systems из Рочестер Хиллс, штат Мичиган, владеет заводами в 14 странах, включая Китай. Она продает тросы для парковочных тормозов, сделанные в США за 4,50 долл., на которых она имеет по 35 центов. А тросы китайского производства продаются в США по 3,70 доллара, потому что там стоимость производство меньше, чем в Штатах, объясняет Гарри Дентон председатель и генеральный директор Dura.

«Если бы мне пришлось выровнять валюту до адекватного уровня, – говорит Дентон о том, что юань должен подняться по отношению к американскому доллару на столько же, насколько и австралийский доллар, британский фунт или евро за последние несколько лет, – то китайская и американская цена продажи были бы одинаковыми, на уровне 4,50 долларов. Тогда бы мы конкурировали на равных условиях».

Почти все основные страны мира за последние десятилетия перешли к валютам, которые не придерживаются фиксированных обменных курсов, но у Китая другая система. Ограничивая приток и отток капитала, Китай строго удерживает курс юаня и избегает финансовых кризисов, которым были подвержены их азиатские соседи в конце 1990-х годов, после такого шага он заслужил международное признание. Политика фиксированного курса также помогла пережить инфляцию в 1990-х годах.
Но теперь главный фактор китайской политики – страх того, что из-за резкой ревальвации юаня экспорт станет менее конкурентоспособным, что грозит потерей рабочих мест.

«Рост Китая строится на экспорте, и правительство очень волнуется за него, – говорит Хе Фан, экономист Китайской академии социальных наук в Пекине. – Его проблемы грозят повальной безработицей».

Такую тревогу можно понять, с учетом того, что скачок безработицы в Китае может поставить под угрозу стабильность страны. Однако, по мнению ряда экономистов, эти настроения свидетельствуют о том, что валютный режим Пекина равнозначен политике «сделай соседа нищим».

В ситуации, когда Китаю позволено недооценивать свои товары, «он может экспортировать часть своей безработицы в другие страны мира и пользоваться огромным преимуществом смещения валютного курса», – считает Фред Бергстен, директор Института международных экономик в Вашингтоне.

В результате, помимо влияния на компании и рабочие места в Соединенных Штатах, усиливается и без того огромный торговый дисбаланс, который может привести к беспорядку в мировой экономике, как говорят Бергстен и другие экономисты.

В прошлом году дефицит торговли в США составлял 716 млрд. долларов, доля Китая в нем составляла более четверти. Поэтому на встрече МВФ и Мирового Банка в Сингапуре будет обсуждаться валютная политика Китая. Ведущие стратеги обсудят способы уменьшения такого дисбаланса из опасения, что зарубежных инвесторов может отпугнуть растущий в США дефицит и они начнут сбрасывать по демпинговым ценам принадлежащие им американские акции и облигации. Также этот вопрос будет подниматься на встрече Полсона с китайскими лидерами в ходе его первой поездки в Пекин в роли главы министерства.

«Мы намерены усилить наше взаимодействие с ними», – говорит Тимоти Д. Адамс, заместитель министра финансов по международным делам, ссылаясь на обширный опыт Полсона, полученный в Китае, когда он возглавлял инвестиционную банковскую фирму Goldman Sachs. Китаю нужно сделать намного больше, чем просто ревальвировать юань, подчеркивает Адамс.

Поездка Полсона также подчеркивает необходимость того, чтобы Пекин перешел от экспорта к увеличению потребительских расходов. Но конгресс настаивает на коррекции валютного курса, а законодатели угрожают введением штрафных пошлин на китайские товары.

Некоторые экономисты считают, что такие требования выдвинуты не по адресу. Рональд МакКиннон, профессор международной экономики из университета Стрэдфорд, говорит, что большинство продукции, которую китайцы продают за границу, это потребительские товары, собранные в Китае из японских, южнокорейских, тайванских и таиландских запчастей. «Китай всего лишь лицо мирового роста экспорта на американские потребительские рынки», – утверждает МакКиннон в своей статье, опубликованной в июле в соавторстве, отмечая что на рождество «американские семьи получают подарки, на почти всех из которых написано «Сделано в Китае».

По МакКиннону, значительный подъем юаня приведет к спаду китайского экспорта, но повредит китайской экономике настолько, что спрос нации на зарубежные товары также понизится, и в результате дисбаланс торговли не сократится. Именно так и случилось в Японии в последнее десятилетие, когда она подчинилась упорству США в повышении стоимости японской иены.

В последние месяцы возникла новая проблема – риск того, что китайская экономика перегрелась. Пекинские стратеги беспокоятся о том, что бум в таких быстро растущих секторах, как автопроизводство и недвижимость, повлечет за собой строительство большего количества фабрик и офисных парков, чем нужно Китаю. В результате может произойти спад, который подорвет банковскую систему страны.

Некоторые экономисты считают, что повышение стоимости юаня – это именно то, что нужно. Согласно этой теории, экспорт замедлится, что ограничит накопление Китаем иностранных запасов и замедлит поток средств в банки, которые предоставляют займы для инвестиций.

Пекинское правительство расходится во мнениях, насколько быстро нужно двигаться: центральный банк настаивает на ускорении ревальвации, чтобы предотвратить перегрев, тогда как другие министерства склоняются к незначительным переменам.

Китайские экспортеры высказываются против повышения стоимости валюты. Когда Жину, инспектору по производству завода Shanghai Datong, задали вопрос, что случится, если юань поднимется хотя бы на 10%, он грустно сказал: «Мы этого не перенесем».

Аналитики говорят, что влиятельный китайский Государственный совет борется за сохранение промежуточной позиции, он наиболее склонен к повышению юаня где-то на 3-5% в год в следующие два года.

«Последствия настолько серьезны, что никто не может принять решение», – говорит Мао Йуши, председатель Института экономики единого принципа (Пекин). «Все знают, сейчас должна произойти ревальвация (юаня), но ни у кого не хватает смелости провести ее».

По материалам washingtonpost/wp-dyn/content/article/2006/09/12/AR2006091201621.html

Подготовил Антон Юр

Инф. e-finance


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/30664.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua