20 сен, 14:28
Депутаты предлагают предоставить Госфинуслуг полномочия отказывать в регистрации финучреждениям, если те не будут сообщать полную информацию о собственниках. В случае принятия законопроекта финансистам придется отказаться от своих номинальных оффшорных хозяев, называя регулятору имена истинных владельцев.
Документ, зарегистрированный в парламенте на прошлой неделе, автором которого является депутат Василий Цушко, — на самом деле не что иное, как «ремикс» законопроекта, подготовленного и одобренного Госфинуслуг в начале текущего года. Он практически дословно повторяет все новации, которые в свое время небанковский регулятор предлагал внести в законы «О страховании», «О кредитных союзах», «О негосударственном пенсионном обеспечении» и «О финансовых услугах».
Аргументация принятия свежих норм новизной также не блещет: необходимость внедрения в Украине международных стандартов надзора за финучреждениями и выполнения требований FATF. «Изменения направлены на усовершенствование надзора за финучреждениями путем установления их реальных собственников и специальных требований к ним. Их принятие будет способствовать обеспечению безопасности и стабильности на финансовых рынках, защите интересов потребителей финуслуг, возрастанию доверия к финучреждениям», — отмечает автор законопроекта.
В частности, документ предполагает, что для внесения в госреестр финучреждений основатели новосозданной структуры должны будут предоставлять надзорному органу обширный пакет документов. Помимо стандартного заявления, регулятор будет требовать бизнес-план либо стратегию развития компании, информацию о деловой репутации акционеров, имеющих «существенное участие» в ее уставном капитале. Согласно проекту таковым является наличие в собственности 10% и более акций. Для самих финорганизаций существенным участием будет считаться даже владение 5%-ным пакетом акций другой финансовой структуры. Если в комиссии сочтут, что предоставленная информация не дает полной картины обо всех собственниках нового финучреждения, она будет отказывать ему в регистрации. Кроме того, надзор вправе затребовать подтвержденную аудитором годовую финансовую отчетность и документацию за последний отчетный период, которые должны свидетельствовать о наличии достаточных для внесения в уставный фонд средств и характеризовать финансовое состояние собственников. Наполнять «сомнительными» средствами уставные фонды финучреждений акционерам не позволят. В пакет документов должна входить также справка, подробно объясняющая источники происхождения денег, инвестируемых в уставный фонд. С Госфинуслуг будут непременно согласовываться кандидатуры руководителей финучреждений. В частности, заявителей обяжут подтвердить профессиональное соответствие и деловую репутацию будущих топ-менеджеров финансовых структур. Проектом также оговорено, что собственниками финорганизаций смогут стать лишь юридические лица, которые работают на рынке не менее года.
Теоретически введение вышеперечисленных требований не лишено смысла. Однако на практике финансисты всегда смогут найти способ обвести вокруг пальца бдительный надзор. К примеру, когда аналогичные требования были предписаны для банковских учреждений, последние начали дробить свои пакеты до 9,9%, активно сокращая списки лиц, имеющих существенное участие в их капиталах. В результате Нацбанк по сей день так и не смог выяснить всю подноготную своих подопечных. По прогнозам экспертов, такая же участь ожидает и Госфинуслуг, которому едва ли удастся удовлетворить свое любопытство в полной мере.
Инф. dsnews
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/31554.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua