Кабмин возобновит предоплату при госзакупках

21 сен, 08:30

С июля бюджетные средства почти не расходуются, потому что Минюст запретил государству выплачивать авансы за товары, работы и услуги

Министерство юстиции отменило приказ Минфина восьмилетней давности, который позволял делать предоплату по госзакупкам. По угрозой выполнение более ины договоров. Кабмин намерен срочно решить изменить законодательство, которое требует выплаты государством денег только по факту поставки.

В сфере госзакупок переполох. Еще 17 июля Министерство юстиции отменило государственную регистрацию, а со 2 августа исключило из госреестра приказ Минфина №83 «О порядке заключения соглашений по предоставлению услуг (выполнению работ) и приобретению материальных ценностей у субъектов хозяйствования, оплата которых проводится за счет бюджетных средств». Этот нормативный акт, принятый еще 6 апреля 1998 года, позволял государственным органам делать предоплату в пользу коммерческих структур. Теперь из-за невозможности осуществления предоплаты приостановлены более чем 50% заключенных договоров в сфере госзакупок.

Как справедливо заметили в Минюсте, приказ не соответствовал действующему бюджетному законодательству. Как рассказали «Экономике» в министерстве, они уже не раз предупреждали Минфин о том, что Бюджетный кодекс предполагает оплату закупленных товаров и услуг только по факту поставки. То есть, «после». Последнее письмо дитировано 3 июля этого года.

«Минюст не раз предлагал Минфину признать приказ утратившим силу и подать соответствующий распорядительный документ на госрегистрацию. Однако по состоянию на 14 июля такой нормативно-правовой акт на госрегистрацию не подан», - значится в решении Министерства юстиции.

Однако практика сильно отличалась от теории. Государственные органы хорошо известны плохой платежной дисциплиной. Чиновники склонны к просрочке с перечислением денег. Из-за этого коммерческие и даже государственные поставщики требовали хотя бы 50-процентной предоплаты. Делать это, в обход требований Бюджетного кодекса, разрешал приказ №83. И отменять его то ли из-за занятости, то ли по каким-то другим причинам Минфин не спешил.

В июле терпение Минюста иссякло, и он отменил регистрацию документа. Как признались в Минфине, какое-то время вопросы предоплаты решались на уровне министров – по звонку. Однако обиженных оказалось слишком много – с начала года более ины всех заключенных контрактов предусматривали предоплату. Теперь, когда контракты уже подписаны и пропечатаны, государство не имеет право выплачивать деньги. Как минимум, это грозит срывом плана по закупкам. Вполне возможно также, что некоторыми договорами предусмотрены штрафные санкции.

Позиция Минюста однозначна: «Делайте оплату по факту». Министерство даже блокировало похожий приказ, который пытался принять Минфин на замену отмененному. Однако поток жалоб в Госказначейство и Кабмин достиг такого масштаба, что вопросом занялся премьер-министр Виктор Янукович. По непроверенной информации, он поручил в кратчайшие сроки разработать необходимые изменения в законодательство, которые позволят госпредприятиям делать авансовые платежи в пользу поставщиков. Каким именно нормативным актом Кабмин надумал блокировать действие нескольких Кодексов, пока что неясно.

Справка
Позиция Минюста с юридической точки зрения полностью обоснована. Приказ №83 был принят в 1998 году во исполнение постановления Кабмина от 7 июля 1997 года «О состоянии использования бюджетных и внебюджетных средств в 1996 году и первом квартале 1997 года Министерством угольной промышленности, Министерством социальной защиты населения, Министерством связи, Госкомитетом по геологии и использованию недр».

Документ определял существенные условия договоров о закупке услуг, работ и материальных ценностей с возможностью частичной предоплаты. В частности, предусматривалось, что поставка в пользу государства должна произойти в течение месяца после осуществления проплаты. За нарушение на поставщика налагался штраф в размере не ниже учетной ставки НБУ (сейчас 8,5%).

Однако с 2001 года вступил в силу Закон «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», с 2002 года - Бюджетный кодекс, а с 2004 года – Гражданский и Хозяйственный. Приказ противоречил всем этим нормативным актам. В частности, упомянутый закон запрещал заключать договоры про закупку, которые предусматривают расходование государственных средств и/или оплату товаров, услуг и работ до или без проведения четкого перечня процедур. Фактически, это означало лишь возможность оплаты после поставки.

Бюджетный кодекс ужесточил требования. В нем записано, что Казначейство переводит деньги лишь по факту получения товаров, работ и услуг.

Инф. economica


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/31652.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua