21 сен, 16:34
Руководитель группы советников главы Национального банка Валерий Литвицкий сделал ряд замечаний к проекту госбюджета на 2007 г., поданного правительством в Верховную Раду:
"Пока мы имеем дело с полуфабрикатом, первой заготовкой, поэтому к этому проекту нужно так и относиться. Прежде всего, сохраняется неопределенность с ценами на газ. Бюджетный проект лишен поливариантности в контексте разных версий цен на этот энерго- и сырьевой ресурс.
Предположения о базовых макропараметрах: ВВП и инфляции избыточно оптимистичны. Комбинация факторов роста ВВП в прогнозах неубедительна. Внешний - завышен. Внутренний предполагают ослабить через замедление роста доходов граждан.
Инфляционный ориентир не подкреплен ограничением роста тарифов, намерениями удерживать стабильные импортные пошлины. Недостаточно ясны сроки и источники финансирования проекта создания резерва нефтепродуктов. Непонятно, каким будет противодействие росту цен на мясо, который возобновился в августе после 10 месячной паузы.
Бюджет плохо сбалансирован. Дефицит бюджета не уменьшили, а наоборот увеличили. Он не обусловлен снижением налогов или субсидированием повышенных газовых цен, которые неизвестно на сколько поднимутся. Ссылка на европейский уровень дефицит не оправдана. Там ниже инфляция, меньше монополизация услуг естественных монополий, активнее конкуренция, свободнее поток международного капитала, сильнее влияние глобализации, временно компенсирующие те или иные секторальные дисфункции отдельных товарных рынков. Иными словами - меньшим является бюджетное давление на цены. Снижение дефицита бюджета и в Европе ставят за цель.
В бюджете слаб инвестиционный акцент - 25 млрд. С учетом инфляции это 22 млрд. - 14% расходной части бюджета или 3% ВВП. Мало. Рост цен на энергоносители существенно обесценят 8 млрд. прироста капиталовложений.
Инвестиционная ориентация остается слабой. Бюджет сохраняет черты глубоко социального. Что неплохо. Разговоры об отходе с позиций "проедания" - это сюжет из разговорного жанра дурного вкуса. Вопреки анонсам все еще не имеем дело с бюджетом развития. По государственным капвложениям есть угроза повторения традиционного дерибана. "Всем сестрам по серьгам". Кто ближе к правительственной "раздаточной" капвложений, тот не обязательно лучший инвестор. Инвестиционное стимулирование необходимо, но не вместо поддержки потребительского спроса, а вместе с нею. Для этого предпочтительнее не снижать потребительские расходы, а умеренно уменьшать налоговое давление и консолидировать государственные капвложения на инфраструктурных проектах, причем вместе с частным сектором. Создавать фонды совместного инвестирования.
Высвобождение расходных ресурсов для инвестиций необходимо связывать с обязательным реформированием бюджетного сектора.
Временный бюджетный разрыв сегодня полезнее финансировать деньгами от приватизации. А заимствования использовать для амортизации роста газовых цен для экспортеров через субсидирование кредитов на энергосбережение. Еще одним рычагом инвестиционного взбадривания должно стать снижение инфляции и соответствующее удешевление кредитов. Не следует забывать и о привлечении иностранных инвестиций через расширенную приватизацию.
Создается опасный прецедент снижения социальных стандартов, а не только их замораживания (пенсии, пособия по рождению).
Остается старой налоговая база. Просматривается некоторое увеличение фискального давления.
Речь идет:
1) Об увеличении начислений на фонд зарплаты предприятий на 1,4%.
2) О введении 15% ставки налога на доходы граждан.
3) Повышение рентных платежей.
4) Введение 12% налога на с/х производство.
5) О переводе работников силовых органов на уплату подоходного налога по общей схеме. Что означает урезание пенсий.
6) возобновление налоговых льгот для одних предприятий в свободных зонах будет компенсировано усилением фискального давления для других, менее обласканных властной милостью предприятий.
А есть ли ослабление?
Снижение до 15% изъятий с прибыли госпредприятий. А цель? Инвестиции и развитие. Но где гарантия, что госпредприятия высвобожденные ресурсы употребят производительно?
Уменьшение на 0,3% налогообложений валютных операций? Но оно не открывает двери деривативам. Нужно вообще ликвидировать этот сбор.
Налоговый прессинг высок. Поэтому инвестиционный простор остается ограниченным. Уменьшение фискального давления на госпредприятия не гарантирует инвестиционную экспансию. Уменьшения перераспределения до 30% - это эффект большого прогноза номинального ВВП завышенного по дефлятору. 25 млрд. не решат проблему роста.
Пропорция между внутренними и внешними заимствованиями не оптимальна. Планы поступления средств от приватизации выглядят как ненадежные и завышенные.
Обменный курс занижен, с учетом позитивного сальдо баланса платежей, роста ВВП и инфляционного ориентира в 7,5%. Снижение обменного курса до 5,1 грн. за 1 дол. США слабо вяжется с дефицитом 2,5% от ВВП, с торговым профицитом в 160 млн. дол. США, ростом ВВП под 7% и инфляции под 8%. (т.е. производительности).
Идея стабилизационного фонда юридически не прописана.
От бюджета проедания к бюджету анарексии, а не развития - фискальное произведение правительства. Воспитать склонность к анарексии - плохое намерение. Держать потребителя на подножном корме - убить развитие. Старый большевицкий лозунг - отобрать награбленное у богатых. Пока часть (при рождении ребенка, потолок по пенсиям) - цветочки, потом будут ягодки.
Зарождаются три дисбаланса с тенденцией к ценовому стрессу:
- мясо - август (рост стартовал);
- хлеб - июль (рост стартовал);
- бензин - август (стресс, названный в 2005 г. "кризисом")".
Инф. ufs
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/31849.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua