Полуфабрикат

26 сен, 14:40

Экспресс-анализ первого варианта бюджета на будущий год

Проект бюджета на 2007 год, принятый к обсуждению в парламенте — первый значимый труд, который надлежало сделать новому Кабмину в перерывах борьбы с дефицитом бюджета-2006. Полученный продукт демонстрирует изменение вектора экономической политики с "импортно-потребительской" стратегии на приоритеты экспортного и инновационного развития за счет госзаказов. При этом оптимизм финансовых показателей вызывает некоторые сомнения…

Направления госзаказов
Представляя вариант бюджетного законопроекта, Кабмин акцентировал внимание на следующих моментах. Во-первых, новацией в сфере бюджетостроения стала готовящаяся поддержка отраслей строительства, машиностроения, ВПК, ТЭК и жилкоммунхоза (ЖКХ). Львиная доля средств поступит в виде прямого госзаказа и программ поддержки льготного кредитования в госкомпании машиностроительных отраслей, а также уже названные сферы — ТЭК, строительство и ЖКХ. 25 млрд. грн. уйдут на инвестиционные проекты.

В частности, на внедрение энергосберегающих технологий и альтернативных источников топлива предусмотрено направить 427,9 млн. грн., на строительство газопроводов и установку счетчиков воды и тепловой энергии в виде субвенций местным бюджетам будет выделено 701,1 млн. грн. Производители новой продукции в ВПК — прежде всего авиапредприятия — получат более 1 млрд. грн. На инвестпроекты для местных бюджетов будет передано почти столько же.

Кроме того, на поддержку аграрного сектора и обеспечение социальной сферы села выделят 12,8 млрд. грн. (в 2006 году было предусмотрено около 10 млрд. грн.). На развитие жилищного строительства, в первую очередь строительства для бюджетников и льготное кредитование, предполагается выделить 1,4 млрд. грн., на строительство дорог — 6,9 млрд. грн. На реформу ЖКХ государство в 2007 году предусмотрело 535 млн. грн. (в 2006 году — 118 млн.).

Во-вторых, по словам замминистра финансов Вадима Копылова, одной из ключевых новаций госбюджета-2007 станет уменьшение налогового давления на экономику за счет снижения отчислений в бюджет части прибыли госпредприятий — с 50 до 15%. Это оставит свободными 2 млрд. грн., которые госкомпании смогут пустить на внутренние капвложения.

По словам Копылова, правительство предлагает уменьшить ставку сборов с покупки-продажи валюты с 1,3 до 1%, поскольку это тормозит иностранные инвестиции и ограничивает доступ к зарубежным кредитам.

Таким образом, размер перераспределения ВВП через госбюджет, который в этом году составляет 34,1%, в 2007-м должен снизиться до 30,2%.

"Изюминкой" проекта станет восстановление льгот большинству СЭЗ и ТПР, правда, после инвентаризации всех проектов, которая пройдет до конца года. Но вместо освобождения от НДС и акцизных сборов планируется давать преференции по налогу на прибыль и таможенным сборам на ввоз высокотехнологичного оборудования. Кроме того, продолжат работать векселя на выплату НДС при ввозе высокотехнологичного оборудования для собственного производства.

Финансовые индикаторы
Начнем с базовых цифр. Увеличение размера бюджета сопровождается ростом дефицита. Этот факт вступает в противоречие с настоятельной рекомендацией МВФ не превышать планку в 2,5% ВВП. Еще одно противоречие в фундаменте бюджета-2007 касается расчетов МВФ.

Не совсем понятно, за счет чего Кабмин надеется обеспечить столь внушительное повышение ВВП. Ведь медленный рост соцвыплат ограничит подъем внутреннего рынка, который, кстати, обеспечил солидный рост экономики за 7 месяцев 2006 года, а прогнозы мировой экономики свидетельствуют о серьезных рисках международных, то есть внешних, рынков.

Продолжая анализировать цифры отчета, приходим к среднегодовому курсу гривни относительно доллара США — 5,1. Ни в проекте бюджета, ни в устных комментариях кабминовских чиновников нет ни одного слова о том, из чего, собственно, следует этот курс и что по этому поводу думает Нацбанк.

Ахиллесовой пятой для бюджета-2007 является инфляция. По мнению МВФ, ее значение (вариант Кабмина) 7,5% — "чрезмерный оптимизм". Фонд дает свою цифру — 13,5%. Автор предполагает, что среднегодовая "щадящая" инфляция будет колебаться на уровне 10—11%, а это заметно "посадит" как показатели ВВП, так и эффект от предполагаемого роста минимальной зарплаты.

Возвращаясь к теме грядущего бюджетного дефицита и его предполагаемого финансирования, автор обращает внимание на поразительное единодушие отечественных экспертов, считающих возобновление наращивания госдолга страны неэффективной мерой.

Из вышеупомянутых 25 млрд. грн. на инновации 10 млрд. грн. предполагается выручить за счет приватизации. Ранее бюджетные программы не учитывали вливания в экономику дополнительных ресурсов от приватизации. Впрочем, опыт приватизации-2006, а также отсутствие в списке "громких имен" вызывают сомнения в успешной реализации этого проекта. Почти полутысячный перечень "недоприватизированной госмелочи" таит в себе "минное поле" судебных дрязг, которые способны вообще парализовать работу ФГИ.

Еще одной "особенностью" проекта бюджета-2007 является задекларированное снижение фискальной нагрузки. Кабмин говорит, что при налоговых отчислениях госпредприятий в размере 15% с прибыли появится резерв денег. Но, по сути, это пропорциональное увеличение доходов государства как "бизнесмена", а не снижение налогового бремени.

Особняком в "фискальном" разделе стоит реанимация СЭЗ и ТРП. По мнению профильных экспертов, если будут восстановлены "селективные" налоговые льготы, их брутто-объем "нейтрализует" весь ожидаемый бюджетный "привес". Причем подобный конфуз неизбежен, даже если случится чудо — и рост ВВП окажется выше прогноза Минэкономики. Ведь все равно сумма ожидаемых потерь (до 12,5 млрд. грн.) будет адекватна приросту соцрасходов.

В заключение автор напоминает еще об одной "неприятности", которую, как нам показалось, упустили из виду составители бюджета-2007. Речь о том, что с 2007 года, если верить закону о налогообложении доходов физических лиц, ставка налога с 13 увеличится до 15%. Стало быть, де-факто, кроме 0,3-процентного снижения "оброка" в Пенсионный фонд с покупки СКВ, никаких особо ярких реальных фискальных послаблений ожидать не приходится.

Вместо послесловия
Как представляется автору, безусловной и, пожалуй, бесспорной положительной чертой бюджета-2007 является увеличение доли местных бюджетов, которые в структуре общего госбюджета достигнут 43,6%. Рост доходов и расходов местных бюджетов в 2007 году предусматривается на уровне 35—38%.

В целом кабминовский проект закона о бюджете на 2007 год является "полуфабрикатом", и до его окончательного утверждения неизбежны скрупулезный анализ, дискуссии и правки профильными экспертами. Первое знакомство оставляет спорное впечатление. С одной стороны, деньги вкладывают в перспективные сферы производства: бюджетное строительство, энергосбережение, коммуникации и т. д. С другой — заметно стремление Кабмина "поуправлять" экономикой в "ручном режиме". Но я хорошо понимаю, что в условиях неоднозначной экономической ситуации и сжатого срока "верстки" ничего другого "сложить" было невозможно.

Следует также учесть, что проблемы нынешнего года "переходят" на будущий. А это почти 5-миллиардный недобор налогов, снижение доходов от приватизации и нерациональные расходы. Поэтому не исключено, что наряду с рассмотрением бюджета на 2007 год парламенту предстоит работать над секвестированием бюджета года текущего. Руководитель департамента госбюджета Минфина Владимир Лозицкий считает, что изменения в госбюджет могут быть приняты в парламенте уже в сентябре. Но не дожидаясь милости" от парламента, Кабмин самостоятельно проводит "форс-мажорные" мероприятия по спасению бюджета-2006. К ним можно отнести приостановление действий нескольких постановлений прежнего кабинета. Например, №1101 от 4 августа 2006 года, согласно которому ряд областей получали субвенции из бюджета 2006 года.

Александр Дмитренко

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/32534.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua