27 сен, 14:33
Правительство готовится к масштабной кампании против неплательщиков налогов. Но если Кабмин Юрия Еханурова видел корень зла в финансово-промышленных группах, которые недоплачивают казне миллионы, то их сменщики — в государственных и коммунальных предприятиях. Несмотря на обширный перечень мероприятий по сокращению налоговой задолженности, их суть сводится к одному — реанимации некогда очень популярных методов теневой приватизации.
На бюджете «сэкономили» почти 14 млрд грн.
В минувшую пятницу на официальном сайте ГНАУ был размещен проект правительственного постановления, определяющего дополнительные мероприятия, которые должны поспособствовать погашению задолженности предприятий по обязательным платежам в государственный и местные бюджеты. Позиция Кабмина, считающего, что все существующие у государства возможности влиять на неаккуратных налогоплательщиков исчерпаны, вполне обоснована. По данным ГНАУ, на 1 сентября долги перед казной имели 82 тыс. компаний, общая сумма их задолженности составила 13,9 млрд грн., или 9% от запланированных на текущий год налоговых поступлений. Главными виновниками сложившейся ситуации признаны предприятия нефтегазового комплекса и оптово-розничной торговли. Сумма их долгов составляет соответственно 26,6 и 23,2% от общей суммы налоговой недоплаты. Немалую лепту в ее формирование также внесли предприятия угольной промышленности (8,6%) и электроэнергетики (4,7%), значительными остаются суммы налогового долга, накопленного субъектами хозяйствования, работающими в сфере строительства, транспорта и связи, сельского хозяйства, а также представителями промышленности. Правда, теперь ГНАУ не акцентирует внимания на форме собственности должников. Судя же по готовящимся решениям, зафиксированным в упомянутом проекте, речь в первую очередь идет о предприятиях государственного сектора (ответственность за несвоевременную уплату налогов и неисполнение обязательств по погашению задолженности будут нести руководители центральных органов исполнительной власти). И во вторую — о приватизированных предприятиях, неисправно рассчитывающихся с казной. В отношении самых крупных неплательщиков правительство намерено инициировать реприватизацию с последующей продажей компаний новым собственникам. Впрочем, последнее скорее относится к методам устрашения, поскольку никаких конкретных предложений на сей счет в документе не содержится.
Должников не пощадят
Чего не скажешь об организационных мероприятиях по выбиванию долгов из государственных и коммунальных предприятий. Этот вопрос предлагается решить чрезвычайно просто — активы должников пустят с молотка. Для этого правительство рекомендовало сессиям местных советов утвердить перечни имущества, которое может быть реализовано в счет погашения налогового долга, Минтопэнерго совместно с НАК «Нафтогаз України», ФГИ и ГНАУ — организовать продажи объектов социально-культурного назначения НАКа, ее дочерних компаний, предприятий и хозобществ, контрольные пакеты акций которых переданы в уставный фонд «Нафтогаза», а также пакеты акций АО, находящиеся в собственности нефтегазового монополиста (кроме осуществляющих деятельность по добыче, транспортировке, поставке и переработке нефти и газа). Для погашения налоговых долгов министерства и ведомства должны передать ГНАУ перечни непрофильных активов подопечных предприятий, которые также планируется выставить на торги.
Впрочем, для того чтобы процесс пошел, необходимо устранить главное препятствие — действующий ныне мораторий на принудительную реализацию активов государственных предприятий. Законопроект о его отмене правительство поручило подготовить профильным ведомствам (ГНАУ, Минфину, Минэкономики и Минюсту) и вынести на рассмотрение в парламент уже в ноябре. Временный мораторий на продажу за долги имущества предприятий и хозяйственных обществ, в уставных фондах которых 25% и более принадлежит государству, действует с ноября 2001 г. Тогда депутаты пошли на этот шаг с подачи премьер-министра Виктора Ющенко, выразившего крайнее возмущение отчуждением за долги трех электростанций государственной компании «Донбассэнерго», наиболее ликвидных сетей «Донецкоблэнерго» (имущество обоих предприятий легло в основу детища Рината Ахметова — «Востокэнерго»). Законодателю тогда удалось сдержать набиравшую обороты теневую приватизацию. Правда, предполагалось, что действие временного запрета на продажу имущества госпредприятий без их согласия продлится недолго — пока в законах не будет прописана прозрачная и контролируемая процедура принудительного отчуждения активов за долги. Тем не менее нужные нормативы так и не были приняты, в то же время любые попытки снять действующий мораторий заканчивались провалом: избавиться от него не позволили многочисленные законопроекты, которые парламент стопорил с неизменным постоянством, и даже обращение в Конституционный суд с требованием признать указанную норму не соответствующей Основному Закону.
Приватизация уходит в тень
Нынешнее же правительство, очевидно, не слишком заботит, как именно будет распродаваться государственное имущество после снятия моратория. Поскольку в плане действий по погашению налоговой задолженности нет ни слова о процедурах и механизмах таких продаж. Впрочем, сейчас это обстоятельство вряд ли станет помехой для снятия моратория — Кабмин уже доказал свои неограниченные возможности влиять на парламентские решения хотя бы тем, что подчистую раскритикованный всеми парламентскими фракциями проект государственного бюджета на следующий год, тем не менее, был принят к рассмотрению, за что отдали свои голоса ни много ни мало 249 народных избранников из 434 зарегистрировавшихся.
Все остальное выглядит звеньями одной цепи, которые позволят заинтересованным лицам быстро завладеть наиболее ликвидными государственными активами в обход приватизационных процедур. Уже в октябре, согласно правительственному поручению, в Верховную Раду должен быть подан законопроект, вносящий изменения в Закон «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» в соответствии с решением Конституционного суда относительно применения налогового залога. Напомним, что в марте прошлого года КС счел неконституционным положение закона, по которому в налоговый залог попадают все активы предприятия вне зависимости от объема накопленных им долгов перед казной. Но справедливое указание КС о необходимости уравнять стоимость заложенных активов с размером налогового долга может сыграть с должниками злую шутку. Если в законе не будет четко прописан механизм отбора активов под обеспечение налоговых обязательств, ГНАУ сможет самостоятельно регулировать этот процесс. В результате не исключена ситуация, когда у компаний-должников будут оставаться сплошные неликвиды, самые же лакомые куски перейдут к покупателю залога.
Причем, судя по всему, делаться это будет довольно быстро. Среди прочих поручений правительства ГКЦБФР, ГНАУ и Минфину предлагается отработать изменения к Положению о порядке ведения реестров собственников именных ценных бумаг таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственную перерегистрацию находящихся в налоговом залоге ЦБ на выкупившее их лицо. Стоит сказать, что после внедрения в жизнь всех предлагаемых правительством новаций схем проведения теневой приватизации будет предостаточно. Среди прочего план мероприятий предусматривает снятие ограничений по взиманию налогового долга по исполнительным надписям нотариусов (речь идет о долгах, возникших вследствие несвоевременного погашения налоговых векселей по внешнеэкономическим операциям), а также отмену законодательных норм, устанавливающих срок исковой давности в отношении взыскания налогового долга.
Все эти мероприятия Кабмин планирует провести еще до конца нынешнего года. А значит, уже через несколько месяцев в стране начнется самый масштабный теневой передел государственной собственности.
Алексей Смирнов
Инф. dsnews
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/32767.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua