Старые машины нам не по карману

28 сен, 11:04

Старым автомобилям – зеленый свет. Законодатели практически готовы уступить требованиям Всемирной торговой организации (ВТО) и снять запрет на импорт в Украину легкового транспорта старше 8 лет. При этом ни о каком переходном периоде (ранее закон предусматривал временной барьер в 5 лет) уже речь не идет. Если ограничения будут сняты – то навсегда и без каких-либо оговорок. Этому противятся отечественные производители. Утверждают, что не выдержат конкуренции с дешевым европейским металлоломом. На что продавцы подержанных авто отвечают – завозить б/у давно не выгодно. И открытие границ ситуации не изменит.

Таможенный тариф размером… в новый автомобиль
На самом большом в Киеве рынке подержанных автомобилей «Центральный» давно забыли, что такое оживленная торговля. Выбор – как никогда большой, а вот покупателей с каждым разом все меньше. Еще лет 6-7 назад отсюда за выходные на собственных колесах уезжали от пятисот до тысячи покупателей. Ныне удачной считается продажа ста-ста пятидесяти машин. Торговцев с опытом здесь хватает. Некоторые гоняют машины десятками лет. Именно они как никто  другой ощутили изменения в начале 2000-х. Валерий Люшник, гоняющий подержанные авто 15-ый год, вспоминает - раньше приходилось мотаться в Германию чуть ли не каждую неделю – старые машины отрывали с руками. Сегодня машины продаются месяцами – предложения в несколько раз превышают спрос. Машины те же, что десять лет назад, только цены вдвое выше – из-за высоких таможенных тарифов и акцизного сбора. Выбором покупателей на рынке не балуют - если раньше торговцы пригоняли все, что предлагали в Германии, сейчас большинство ограничивается исключительно тремя моделями – «Мерседес», «БМВ» и «Ауди» 2-3летней давности. При их стоимости в салонах на уровне не одного десятка тысяч долларов, цена на авторынке значительно привлекательней. О новом законопроекте по открытию границ здесь знают мало, но смотрят на такое предложение правительства скептически. По мнению Валерия Люшника, принятие закона не изменит общую ситуацию. «Восьмилетнюю машину нет смысла ввозить на Украину. Сами посмотрите – если за нее на таможне нужно заплатить до 8-10 тысяч условных единиц, сколько же она должна стоить на рынке? И кто за нее заплатит такую цену?», – говорит продавец. (Согласно отечественному законодательству, чем старше машина, завозимая на территорию Украины, тем выше таможенные тарифы и акцизный сбор). Иногда чтобы провести старый автомобиль, приобретенный в той же Германии за тысячу-две тысячи долларов, говорит В.Люшник, на границе нужно отдать все семь, а то и десять тысяч. Рыночник уверен – пока таможня не уменьшит аппетиты, дешевых Опелей, Фольксвагенов и Фордов украинцам не видать. «Все эти драконовские тарифы, сборы, все делается для того, чтобы отнять у нас выбор. Мне прямо диктуют, на какой  машине я должен ездить. Это не защита отечественного производителя, это лоббирование своих интересов», - говорит продавец. И в качестве примера наводит политику соседних государств. В России, Беларуси или Молдавии до сих пор можно приобрести нормальный подержанный автомобиль за 4-6 тысяч долларов. А размер самого высокого таможенного тарифа в той же РФ составляет 4 тысячи долларов. Для сравнения – чтобы провести в Украину трехлетний автомобиль объемом двигателя в три или в три с иной литра на границе с вас потребуют от 25 до 30 тысяч условных единиц.

Новое авто лучше старых двух? 
Но отечественные производители прогнозам конкурентов не верят. И просят законодателей не снимать временные ограничения. Или хотя бы оставить переходной период – пять лет, как было предусмотрено ранее. Заявляют – если государственники разрешат завозить 8-летний металлолом, от этого выиграет лишь небольшой процент украинцев. Остальные останутся в проигрыше. А саму автомобильную промышленность придется собирать по кусочкам, как в 90-е годы. В качестве наглядного примера приводят Польшу. После ее вступления в ЕС в 2004 году государство было вынужденно открыть границы. После чего объемы импорта новых автомобилей упали в 2 раза – с 600 до 300 тысяч машин ежегодно. А национальные производители снизили ежегодную конвейерную планку с 500 до 80 тысяч автомобилей. Компания «Опель» вынужденно закрылась, а «Фиат» переориентировался на зарубежный рынок. При этом страну наводнили старые автомобили, 80% которых - машины старше 10 лет. Правда, украинские производители несколько лукавят, умалчивая размер польского таможенного тарифа на импорт подержанных автомобилей. А он существенней ниже, чем украинский.

В качестве дополнительных веских аргументов заместитель главы правления корпорации “Укравто” Олег Папашев заглядывает в историю, вспоминая 90-е годы, когда автомобильная промышленность Украины в прямом смысле слова «лежала». Действительно, в 1994-1995 годы, когда таможенные тарифы при импорте подержанных автомобилей в Украину приравнивались практически к нулю, а импортеры даже не платили НДС, производство отечественных авто упало с 150-160 тысяч (вместе с машинами Луцкого автомобильного завода) до нескольких тисяч. В то же время продажа старых автомобилей ежегодно достигала 270 тысяч единиц или 90% всего автомобильного рынка. Спасать ситуацию правительство вместе с парламентом бросилось в 1997-98 гг. Именно тогда был принят ряд законопроектов и постановлений, ограничивших ввоз подержанных автомобилей. Вместе с тем отечественные производители и импортеры новых автомобилей получили достаточно льгот и преференций. В результате импорт старых машин упал с 250-300 тысяч в средине 90-хх гг. до 7-8 тысяч в 2005 году. А завоз новеньких автомобилей вырос в три раза – с 20 до нынешних 66 тысяч ежегодно. В большом плюсе оказались и отечественные производители. После существенного подорожания подержанных авто покупатели с радостью поддерживают национальное. Если в 1999 году АвтоЗАЗ контролировал всего 10% украинского рынка, сегодня это влияние достигает почти 50% (с учетом перепродаж этих же автомобилей в подержанном виде).

Правда, свою обеспокоенность новым законопроектом отечественные производители мотивируют в большей степени заботой о государстве и населении. По словам Олега Папашева, «последствия от принятия данного законопроекта могут быть трагическими для всей Украины». Он напомнил, что в последние годы автомобильная промышленность пополняет государственный бюджет на более чем 3 миллиарда гривен. В данной отрасли заняты сотни тысяч украинцев, а счет предприятий, работающих на эту сферу, идет на тысячи. Если же украинский покупатель опять сделает выбор в пользу подержанных автомобилей, на отечественном автомобилестроении можно будет поставить крест.

В качестве выхода из ситуации руководство «УкрАвто» предлагает оставить 5-летний переходной период, в течении которого будут действовать временные ограничения на ввоз старых автомобилей или в очередной раз повысить таможенные тарифы на провоз машин и акцизный сбор.

Спрос и цены растут
А вот эксперты считают, что паниковать производителям не стоит. Даже если временные ограничения будут сняты, революции на автомобильном рынке не произойдет. Все из-за тех же высоких тарифов. К тому же, по словам директора компании Avto Consalting Олега Омельницкого, за последние пять лет украинцы потихоньку научились отдавать предпочтение новым автомобилям и эта привычка с каждым годом крепнет. Этому способствует и развитие разного рода кредитных схем приобретения автомобиля, в том числе покупки без первого взноса. А вот для простых покупателей автомобильные прогнозы не слишком утешительные. Ни о каком снижении цен на новые и старые автомобили речи быть не может, говорит Олег Омельницкий. Наоборот, в нынешней ситуации, когда наблюдается исключительный дефицит на новые автомобили, возможно даже повышение их стоимости. Напомним, с марта-апреля нынешнего года объемы продаж новых машин превысили все возможные ожидания производителей, импортеров и дилеров. Из-за чего к лету на рынке купить машину без очереди почти у всех операторов стало практически невозможно. А осенью автомобильный дефицит ощутили все без исключения рыночные операторы.

Вместе с тем Олег Омельницкий не исключает, что снятие ограничений в некоторой степени повлияет на автомобильный рынок. По его прогнозам, завоз старых машин может увеличиться с нынешних 1-2% (доля общего рынка автомобилей) до 5-7% за счет подержанных эксклюзивных моделей или совсем  дешевых машин. В связи с этим эксперт не исключает, что АвтоЗАЗ может добиться переходного периода, чтобы окончательно укрепить у отечественных покупателей привычку приобретать новые машины. Или же повысить конкурентоспособность собственного товара настолько, чтоб дешевые аналоги были ему не страшны.

Сами законодатели пока отмалчиваются. И успокаивают отечественных производителей тем, что раньше следующего года данный законопроект рассматриваться не будет. А вот удастся ли убедить Всемирную торговую организацию оставить 5-летний переходной период, сказать в правительстве пока не могут. Как и не могут определиться с тем – спешим ли мы присоединяться к всемирным торговым правилам или же пока будем учить собственных производителей выдерживать конкуренцию в жестких, но равных условиях.  

Ольга Калиновская

Инф. e-finance


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/32943.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua