28 сен, 11:13
Минтранс против обязательной «автогражданки», страховщики - против Минтранса
Спустя полтора года после вступления в силу закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств", Минтранс собрался лишить "автогражданку" статуса обязательного вида. В свою очередь, страховые компании не намерены сдаваться без боя. Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МСБУ) собирается предложить народным избранникам рассмотреть другой документ, который должен узаконить обязательность автоответственности. По прогнозам экспертов, и тот и другой проект имеет немного шансов быть принятым. "Автогражданку" в Украине вряд ли отменят, но и по настоящему обязательной, скорее всего, не сделают.
Авторство документа, представленного на рассмотрение парламента, принадлежит министру транспорта Николаю Рудьковскому. В документе предлагается предоставить водителям право страховать ответственность на добровольных началах, освободить ГАИ от обязанности контролировать наличие страховки у автовладельцев и отменить штрафы за ее отсутствие.
Соответствующие изменения должны быть внесены в закон об "автогражданке", а также "О милиции", "О дорожном движении" и Кодекс об административных правонарушениях.
В прошлом году Рудьковский вместе с Александром Морозом, Иосифом Винским и Николаем Мельничуком, уже пытался продвинуть идею о переводе страхования ответственности водителей в разряд добровольных видов. Однако подготовленный ими законопроект так и не был рассмотрен парламентом.
Главный аргумент, который приводит депутат в пользу отмены "автогражданки" - непосильно высокая цена за полисы, которые не по карману большинству владельцев транспортных средств.
"При низком уровне доходов населения, затраты на страхование гражданской ответственности ложатся тяжким грузом на граждан Украины. С того момента, как страховщики добились утверждения Госфинуслуг базового страхового платежа в размере 291 грн. для наиболее популярных автомобилей, размер страхового взноса в несколько раз стал превышать налог с владельцев транспортных средств", -- отмечает г-н Рудьковский.
Разумеется, в ход были пущены и другие традиционные доводы. Среди них – слишком большое количество обязательных видов, прописанных сегодня в законодательстве (их действительно насчитывается более 40), и скупость страховщиков, не желающих оплачивать убытки пострадавших в ДТП.
Правда, в последнем случае автор проекта почему-то ссылался на статистику прошлого года, которая уже не слишком актуальна. По данным Госкомиссии по регулированию рынков финуслуг, в текущем году платежи по "автогражданке" начали падать, зато выплаты – стремительно расти.
Согласно данным на 1 июля, чистые премии по этому виду упали на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 293,8 млн.грн.), чистые выплаты увеличились на 54%, превысив 73 млн.грн.
"Объемы возмещений растут, т.к. сейчас компании начинают активно платить по договорам, заключенным в прошлом году", - отмечает генеральный директор СК "QBE Украина" Олег Сосновский. По прогнозам экспертов, нынешние показатели еще не предел – колесо выплат только-только начинает набирать обороты.
Такая ситуация может стать весьма опасной, учитывая, что желание страховаться изъявляет все меньше и меньше водителей.
Без всяких стараний депутатов, этот вид страхования и так сегодня является добровольным. ГАИ категорически не желает заниматься проверкой полисов, поэтому автовладельцы со спокойной душой пренебрегают страхованием. В лучшем случае они покупают лишь "короткие" договоры на 15-30 дней, необходимые для прохождения техосмотра или при регистрации авто.
Это подтверждает тот факт, что в сезон техосмотров продажи "автогражданки" ощутимо растут, зато средняя цена полиса резко снижается. Так, в феврале средняя стоимость договоров автоответственности составляла свыше 260 грн., в июле – всего 180 грн.
"Сейчас система обязательного страхования автогражданской ответственности не функционирует должным образом, штрафные санкции не выполняются вообще", - посетовал президент МТСБУ Владимир Романишин.
Страховщики намерены предложить на рассмотрение депутатов свой вариант поправок к закону "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств".
Однако, в отличие от документа, подготовленного министром транспорта, страховой проект предусматривает ужесточение правил ы на рынке и введение репрессий для водителей, нарушающих закон.
"Во-первых, мы предлагаем отменить 15-дневные полисы. Для резидентов Украины минимальный срок договора "автогражданки" должен составлять 3, а то и 6 месяцев. Во-вторых, документ будет предусматривать категорический запрет на регистрацию и прохождение техосмотра авто, чьи владельцы не застраховали ответственность. Кроме того, проект будет предусматривать серьезное увеличение штрафов за отсутствие полиса", - рассказал Романишин.
Кроме того, страховщики попытаются пролоббировать создание автоматизированной системы контроля над исполнением штрафных санкций автовладельцами.
"Сегодня водителю выписывают штраф, составляют протокол, но никто не следит – оплачивает ли он штраф или нет. Поэтому, какими бы ни были финансовые санкции, они не могут подвигнуть автовладельцев к страхованию. Если же в этой сфере будет установлен контроль, можно будет говорить о том, что закон начнет выполняться", - поясняют в МТСБУ.
Инф. economica
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/32949.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua