Выступление премьер-министра Украины Виктора Януковича на заседании Кабинета Министров 28 сентября

28 сен, 15:31

Уважаемый господин председатель Верховной Рады! Уважаемые приглашенные! Уважаемые соотечественники! Я рад всех вас приветствовать.

То, что сегодня Правительство вместе с народными депутатами, руководителями областей – все мы здесь вместе обсуждаем важнейшие государственные задачи, это значит, что мы на добром пути консолидации усилий власти, политиков и всего украинского общества.

Но самое главное для меня, что мы осуществляем эти шаги открыто и прозрачно. И присутствие здесь, вместе с нами большого количества журналистов ярко свидетельствует о расширении свободы слова в Украине, иллюстрирует процесс развития гражданского общества, где власть действует открыто и прозрачно.

Анализируя сегодня результаты социально-экономического развития в этом году, должен подчеркнуть, что условия, в которых нашему правительству пришлось начать работу, оказались, мягко говоря, непростыми. Вы знаете, что я не люблю подвергать критике предшественников. Я привык отвечать прежде всего за себя и свои действия. Но должен указать, процессы в социально-экономической сфере на конец июля приобрели критически отрицательный характер.

Первой проблемой была разбалансированность бюджета. Вопреки увеличению фискального давления в начале в этом году до 35,3% процента от ВВП, бюджет не выполнялся. Вследствие этого нам достался дефицит свыше 6  миллиардов гривен.  Вместе с тем значительно возросли авансовые налоговые платежи и объемы невозмещенного НДС. Несбалансированность бюджета породила ряд и других проблем.  Среди них – недостаток средств на выплату пенсий военнослужащим, для покрытия расходов местных бюджетов на энергоносители и для других расходов.

Огромное беспокойство Правительства вызывает состояние важнейших государственных монополий, прежде всего “Укрзализныци” и “Нафтогаза Украины”. Назову лишь две цифры: по оценкам специалистов, убытки “Нафтогазу” в этом году могут достичь 1,5 млрд. долл. США, а накопленные долги “Укрзализныци” превысили 7 млрд. грн. Вследствие избыточной финансовой нагрузки и полуторагодовалого, не побоюсь этого слова, преступного хозяйничанья, эти компании фактически оказались на границе банкротства.

Во-вторых, в очень непростом состоянии мы приняли социальную сферу. Объем задолженности по выплате заработной платы с начала 2006 года увеличился почти на 10% и превысил 1 млрд. грн. Трудным бременем лег на плечи наших граждан “инфляционный налог”, который тяжелее всего отразился на малообеспеченных людях. В то время, как официальная инфляция в январе-июле 2006 года составляла 3,8%, более всего возрастали цены на товары и услуги повседневного спроса. Возросла стоимость жилья, лекарств, коммунальные платежи.
В-третьих, вследствие провальной внешнеэкономической политики украинцы получили неоправданно стремительный рост цен на энергоносители. Это привело к увеличению тарифов и, как следствие, к удорожанию жизни наших граждан.

В-четвертых, нестабильность в экономике и искусственный ажиотаж вокруг печально известной реприватизации отрицательно отразились на инвестиционном климате и имидже Украины в мире.

За последние полтора года состоялось существенное замедление роста всех макроэкономических показателей. Прежде всего речь идет о сокращении темпов роста промышленного производства почти на 8%. На конец июля Украина имела отрицательное сальдо внешней торговли товарами свыше 3,2 млрд. долл. США.
 
Еще раз подчеркиваю – я не хотел бы, чтобы это воспринималось как упрек нашим предшественникам, так как здесь есть и устаревшие проблемы, которые накапливались годами. Мы сознательно не искали ответа на вопрос «кто виноват?», а сразу определили первоочередной задачей для себя возвращение управляемости системы государственного управления. Мы наладили действенное сотрудничество между парламентской коалицией и коалиционным правительством. Мы восстановили добрые партнерские отношения с нашими соседями. Мы уняли и, успокоили инвесторов – улучшили инвестиционный климат.

Впервые за два прошлых года правительство своевременно утвердило макроэкономические показатели развития страны на следующий год. Мы спланировали рост валового внутреннего продукта на 6,5%, инфляцию – не более 7,5%, валютный курс – на уровне 5 гривен 10 копеек за доллар. Мы должны четко придерживаться этих нормативов. Бюджетного волюнтаризма больше не будет.
 
Задачей для правительства я определяю и возвращение положительного сальдо внешнеторгового баланса. Об это будет разговор отдельный.

Правительство завершило формирование Государственного бюджета на 2007 год. Несмотря на сжатые сроки, мы своевременно подали законопроект в Верховную Раду. Мы понимаем, что бюджет нужно совершенствовать, и мы открыты для сотрудничества с Президентом и парламентом в этом вопросе.

Мы осознаем глубину и сложность тех проблем, которые стоят перед нами, и, в первую очередь, в социально-экономической сфере. Впереди важный и ответственный экзамен – зима, начало отопительного сезона. И этот экзамен мы будем сдавать перед людьми – перед пенсионерами, перед матерями и детьми, перед учителями в школах, перед больными в больницах. От нас с вами, от того,  сможем ли мы работать как настоящие партнеры, как ответственные государственные мужи, зависит, будут ли люди с теплом и светом.

Хочу сообщить, что вчера правительственная делегация успешно завершила переговоры по газовым вопросам.
Первое. Мы обеспечили и гарантируем до конца этого года стабильную цену на газ на уровне 95 долларов США. А это значит, что правительство выполняет свои обязательства.

Второе. Мы достигли договоренности о стабильных поставках необходимых объемов газа в Украину до 2010 года. Цена этого газа будет лучше тех цен, которые имеют наши соседи. Об этом доложит министр топлива и энергетики Юрий Бойко.

Таким образом, экономические основы работы жилищно-коммунального хозяйства на зиму мы обеспечили. Но мы должны честно признать: состояние дел в ЖКХ аварийное, а во многих случаях – просто катастрофическое. Я крайне недоволен тем, как в некоторых регионах решаются людские проблемы, экономической динамикой и состоянием подготовки этих регионов к зиме. Правительство будет инициировать соответствующие кадровые решения.

Власть в этом периоде должна работать в режиме внутренней мобилизации. Для этого мы создаем в правительстве центральный оперативный штаб. Я также обязываю руководителей областей создать региональные штабы, которые будут работать в каждой области и в каждом районе. Я требую, чтобы все руководители местных штабов были предупреждены о персональной ответственности. Также прошу министров и других руководителей отнестись к этому вопросу ответственно.

Я убежден – настало время большому капиталу взять на себя долю социальной ответственности. Об этом также будет отдельный разговор. Я приглашаю к сотрудничеству руководителей банков и энергетических компаний, которые смогут оперативно помогать правительству и местной власти быстро решать вопрос в сложных ситуациях. Сразу же хочу предупредить, что мы никому не разрешим отключать от тепла или от света любую квартиру, любой дом, независимо от ситуации. Анархии в обеспечении людей светом и теплом не будет. Мы этого не допустим.

Также уже к началу отопительного сезона мы обеспечим экономически обоснованные справедливые тарифы. Правительством проведены тщательные расчеты относительно принятого решения о существенном уменьшении тарифов. Мы этот вопрос сегодня рассмотрим. Прежде всего это касается снижения цен на газ, тепло и электроэнергию для населения. Сегодня правительство по этому поводу примет соответствующее постановление.

Мы с большой ответственностью должны подойти к вопросу поддержки наших социально незащищенных граждан. Решая сложные социально-экономические проблемы, мы одновременно сумели решить принципиальные задачи в политической плоскости. Первое и главное – создание нового демократического механизма сотрудничества Верховной Рады, правительства и Президента. Вы помните, наверное, что этот барьер оказался «непроходимым» для наших предшественников. Мы будем делать все для усовершенствования этого сотрудничества. Впервые за годы независимости исполнительная власть в Украине перестала быть инструментом в борьбе между политическими силами. Теперь отношения «власть-общество» приобретают характер контракта. Общество делает заказ – власть выполняет, и это создает возможность для партнерских отношений между властью и гражданами. Я считаю такие правила взаимоотношений между правительством и обществом честными.

Следующим этапом реализации политической реформы должен стать реформа местного самоуправления. Она, прежде всего, предусматривает перераспределение обязанностей и полномочий между центром и властью на местах. Мы будем идти путем децентрализации власти. Местные советы должны получить реальные экономические и законодательные рычаги для решения региональных проблем. Это - единственный путь к прорыву в развитии регионов.

Уважаемые коллеги!
Каждый наш шаг, сделанный совместно – имею в виду все ветви власти – это шаг к демократии. А демократия, как говорил Черчилль, это – процедура. Таким образом, закон о Кабинете Министров – это пусковой механизм демократической исполнительной власти. Это сегодня, я убежден, понимают и Президент, и парламент. То, что мы вместе работаем в этом направлении, является свидетельством стремления всех ветвей власти жить по демократическим стандартам. На это есть наша общая политическая воля. Именно так мы видим будущее нашего государства и, я убежден, мы никому не разрешим сорвать демократический процесс. Ведь он дает нам уникальную возможность создать систему эффективной и ответственной власти.

Инф. kmu


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/33031.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua