Правительство банкротит украинских зернотрейдеров

29 сен, 12:02

Государство потеряло контроль над экспортным зерновым рынком Украины, который сегодня сосредоточен в руках десятка зарубежных транснациональных компаний.

Не имея влияния на экспортном рынке зерна и при отсутствии действенных рыночных механизмов на внутреннем зерновом рынке, государство постепенно возвращается к старым апробированным методам регулирования отраслью. По началу предотвратить возможный дефицит продовольственного зерна в стране, разговоры о котором ведутся с весны этого года, правительство Украины намеревалось с помощью введения лицензирования экспорта пшеницы и ржи. А также путем заключения меморандума о сотрудничестве с ведущими зернотрейдерами. Правда, в подписанном в среду меморандуме,  Минагрополитики "скромно умолчало" о ситуации с  вывозом зерна.

При этом,  за последние недели, благодаря стремительному росту цен на зерновые, проблемы еще более обострились - еженедельно стоимость продовольственной пшеницы повышалась в среднем на 25-30 грн/т, чего ранее в этот период не наблюдалось на рынке. Пользуясь биржевой терминологией «быками» (т.е. оками на повышение) при этом выступили как раз зернотрейдеры, Поскольку сегодня на мировом рынке спрос на продовольственной зерно достаточно высок и стабилен, ввиду низких мировых запасов пшеницы и снижения объемов ее производства в ряде стран Европы, Азии и Америки. Поэтому новость о негласном запрете местных властей (в основном в зернопроизводящих регионах Украины) на вывоз зерновых культур за пределы областей практически не удивило операторов и экспертов рынка. Многие не сомневаются в том, что подобные действия местных чиновников в определенной степени санкционированы правительством, поскольку до сих пор от центральных органов исполнительной власти не поступало однозначных месседжей прекратить безобразие и не вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов аграрного рынка. Но вместе с тем и чиновники, и операторы прекрасно понимают, что провести закупки зерна в так называемые региональные ресурсы (1,5 млн т), в Аграрный фонд и Госкомрезерв (по 400 тыс. т соответственно) - в настоящее время просто не получится. Трейдеры платят за товар уже более 800 грн/т, тогда как тот же Аграрный Фонд может предложить чуть более 700 грн/т.

Потому-то конкурировать с транснациональными компаниями, у которых на рынке все схвачено и которые без лишних проволочек и «дополнительных справок» рассчитываются за зерно, государственные структуры, ограниченные средствами и возможностями быстро реагировать на конъюнктурные изменения на рынке - не могут. Зерно постепенно уплывает за кордоны страны и госоператоры, как говорится, остаются «с носом». Но по шее будут получать все: и госагенты, и госчиновники - если через несколько месяцев стране действительно придется восполнять дефицит продовольственного зерна за счет импортных поставок. Поэтому местные чиновники, скорее опасаясь за свои насиженные места и должности, прибегают к тактике «не пущать». И пытаются уговорами заставить владельцев зерна оставить его в виде «формируемого» регионального запаса (т.е. не продавать трейдерам) или продавать его в закрома Родины - в Агрофонд и Госкомрезерв. Но поскольку большинство аграриев ввиду существенной разницы в ценах довольно слабо поддаются уговорам, то вполне возможно к ним вскоре будут применятся (если уже не применяются) более действенные методы воздействия - налоговые, санэпидемические, милицейские да прокурорские проверки для «несговорчивых».

В любом случае ситуация складывается таким образом, что власть пытается приструнить экспорт зерна любым способом, от чего в первую очередь понесут убытки небольшие украинские зерноторговые компании (которых у нас до сих пор называют «перекупщиками»). А вот монстры зернового бизнеса могут спокойно переждать чиновничий беспредел, продолжая вести закупки зерна и формировать торговые партии, сохраняя товар на своих местных элеваторах. Для них не существенно то, каким будет решение властей - введут ли лицензирование экспорта зерна, или квотирование, или вообще его запретят...

В любом случае за транснациональные компании есть кому заступиться на мировом уровне (начиная от международных торговых организаций до правительств ведущих стран мира), да и по поводу квот и лицензий можно не беспокоиться, так как получить им таковые не составит труда и финансовых возможностей. Есть правда у государства удавочка ввиде НДС, который необходимо возвращать (а можно и придержать) экспортерам продукции, однако и тут ситуация по контролем - достаточно вспомнить избирательный возврат НДС зернотрейдерам в прошлом году, что привело к уходу с экспортного рынка нескольких украинских компаний. В-общем, как считают эксперты, в нынешней ситуации меморандум о сотрудничестве между трейдерами и правительством не будет иметь значительных последствий, так как не приостановит нынешнего роста цен и вывоза зерна. И не позволит государству установить контроль за экспортом зерновых.

Справка
По данным Государственного комитета сатистики, в 2005/06 маркетинговом году из Украины было экспортировано более 13 млн т зерна. Как и в предыдущие годы самыми крупными зерноэкспортерами являются компании: ПИИ «Серна» (группа Glencore International AG, Швейцария) - 13% от общего объема экспорта; Alfred C. Toepfer International Украина (Alfred C.Toepfer International Group, Германия) - 10%; ДП «Сантрейд» (входит в «Bunge Ukraine», которая принадлежит Bunge Limited, США) - 9%; Cargill-Украина (группа Cargill International SA, США) - 9% и ООО СП «Нибулон» - 8%. Собственно из первой пятерки только «Нибулон» в определенной степени можно назвать украинским зернотрейдером, хотя создавалось пердприятие с участием венгерского и английского капиталов. Верхушка рейтинга практически не изменилась, если не учитывать украинских трейдеров, ушедших в прошлом году с экспортного рынка - ЗАО «Рамбурс» и «Зерноторговая компания», составлявших достойную конкуренцию транснациональным компаниям. В настоящее время практически все компании имеют собственые элеваторы в Украине, а собственными перевалочными мощностями в портах располагает только семь компаний общим объемом перевалки 9,2 млн т. Кроме того, на стадии строительства и проектировки находятся еще три терминала общей мощностью около 2-2,5 млн т зерновых.

Олесь Степанов

Инф. proapk


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/33234.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua