02 окт, 12:14
Падение мировых цен на нефть, рост экспортных пошлин и сезонное падение спроса привели к тому, что продавать нефть в России стало выгодно. За месяц оптовые внутрироссийские цены на нефть упали на 40%, однако, как полагают эксперты, бензин на АЗС начнет дешеветь лишь к концу октября, пишет газета "Ведомости". Теперь, когда ситуация стабилизировалась, правительство утратило интерес к бензиновому рынку. Заставлять нефтяников снижать цены Кремль не будет. Подействовать на компании может только ФАС, если сочтет, что они не намеренно не снижают цены, в надежде получить сверхприбыль.
Торги октябрьской нефтью начались 18 сентября с отметки 6 тысяч рублей за тонну, однако в результате средневзвешенная цена составила 5,2 тысячи рублей, что на 40% меньше, чем месяцем ранее. Причем по оценке "ИнфоТЭК", например, для нефтяников Татарстана экспорт нефти через Приморск приносил бы такую же прибыль, как и внутренние поставки по цене 3,9-4 тысячи рублей за тонну, поэтому все предложения на внутреннем рынке по более высокой цене были для них приемлемы.
Оптовые цены на нефтепродукты стали снижаться уже в начале сентября. По мнению аналитиков, снижение оптовых цен на топливо, как и на нефть, обусловлено сезонным снижением спроса и непривлекательностью экспорта: даже при сентябрьских пошлинах экспорт сырья из Нижневартовска через Новороссийск дает нефтяникам на 12,22 доллара дохода на баррель меньше, чем внутренние поставки, а при экспорте дизтоплива с Московского НПЗ через Таллин - на 143 доллара на 1 тонну меньше. При этом с 1 октября экспортные пошлины выросли еще более чем на 21 доллар, достигнув нового рекордного уровня в 237,6 доллара на тонну. Так что отпускные цены на нефть будут падать и дальше.
Тем не менее, удешевление не коснулось розничной торговли, где цены стабилизировались в середине сентября. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), в последние недели на бензоколонках региона топливо дорожает - правда, всего на 1-3 копейки за литр. "Розничный рынок очень инерционный, и резких колебаний на нем ожидать нельзя", - говорит исполнительный директор МТА Григорий Сергиенко: еще недели 2-3 цены будут стоять на месте, а потом начнется медленное снижение, которое, возможно, продлится до весны. "Но вряд ли оно окажется существенным, - говорит Сергиенко. - Нефтяные компании будут стремиться компенсировать потери, которые они несут на внешнем рынке".
В нефтяных компаний также не спешат понижать цены. Геннадий Красовский, представляющий компанию "Лукойл", говорит: "У нас консервативный подход к ценообразованию, поскольку мы имеем печальный опыт, когда в прошлом году удерживали розничные цены, а потом были оштрафованы антимонопольным ведомством за то, что они были ниже рыночных".
Не собираются более давить на нефтяников и представители власти. В пятницу вице-премьер Александр Жуков заявил, что правительство больше не планирует совещаний с нефтяными компаниями по поводу цен на топливо. Сейчас единственным ведомством, которое будет пристально следить за ситуацией на бензиновом рынке, станет Федеральная антимонопольная служба. Если розничные цены слишком долго не будут следовать уровню оптовых, может быть начато расследование. "Если окажется, что это ценовой сговор, виновным грозят санкции", - обещает чиновник ФАС.
С замедлением цен на бензин представители ЦБ РФ связывают свои надежды на соответствие инфляции запланированным показателям. Как сообщает "Интерфакс", Центробанк оценил инфляцию в сентябре в 0,2%, а в октябре ожидается, что рост цен не превысит 0,6%. Достаточно оптимистичную оценку на октябрь Улюкаев пояснил тем, что цены в октябре на бензин могут пойти вниз.
По итогам года, сказал он, ЦБ также не меняет свой прогноз. "Мы до сих пор не меняем свой прогноз, ожидаем 8,5%, шансы есть", - сказал он. По словам первого зампреда ЦБ, "это возможно, если не будет дальнейшего роста цен на бензин и ЖКХ".
Минэкономразвития РФ прогнозирует рост цен по итогам 2006 год на уровне 9%. Консенсус-прогноз, составленный "Интерфаксом" в конце сентября на год, равняется 9,5%.
Инф. newsru
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/33495.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua