Конец "теневой ренты" НАК

02 окт, 14:26

Следственная комиссия парламента знает, как снизить цену на газ для населения

Скоро население Украины ждет приятная неожиданность — газ подешевеет. На днях стало известно о предложении Минэкономики инициировать перед Национальной комиссией регулирования энергетики (НКРЭ) снижение цены природного газа с 414 грн. до 339 грн. за тыс. куб. м для граждан и с 658 грн. до 498 грн. — для коммунальных предприятий. Ожидаемое решение Кабинета министров стало возможным благодаря работе парламентской следственной комиссии по проверке ситуации с обеспечением природным газом украинских потребителей (председатель — Андрей Деркач). Впрочем, комиссия в своих выводах говорит о возможности еще более оптимистичной цены газа для населения — 314 грн. за тыс. куб. м.

Комиссия, которая работает в тесном контакте с Кабинетом министров (что раньше просто невозможно было себе представить), детально проанализировала деятельность НАК "Нефтегаз Украины" и других предприятий, работающих в топливно-энергетической сфере. В ходе расследования было объективно доказано, что существуют необоснованные затраты, которые включаются в цену газа. Грубо говоря, покупая газ отечественной добычи максимум по 140 грн. за тыс. куб. м, НАК накидывал сверху свой "процент", увеличивая цену до 414 грн., и включал в этот процент все что угодно, в том числе пресловутые Мерседесы с ерами. Несмотря на то что подобные "затраты" были переложены на плечи населения, деятельность НАК является убыточной. Аудит, проведенный компанией Ernst&Young, показал, что "Нефтегаз" закончил 2005 год с убытком в 1,842 млрд. грн. Аналогичная картина ожидается в этом году.

Следственная комиссия Верховной Рады совместно с Кабинетом министров нашла выход. Он заключается в установлении нулевой ставки НДС для предприятий НАК государственной формы собственности на операции импорта газа по внешнеэкономическим контрактам. Оптимизировав налоговую нагрузку на "Нефтегаз", можно постепенно преодолеть последствия ошибочной кредитной и хозяйственной политики компании в 2005—2006 гг.

Наверное, впервые в истории украинского парламентаризма следственная комиссия парламента оказалась не "гласом вопиющего в пустыне" и не инструментом безрезультатного давления на власть, а наработчиком обоснованных конкретных решений для правительства. Такое положение вещей — один из продуктов коалиционности, когда интересы Кабмина и Верховной Рады совпали: вскоре после создания комиссии в начале августа текущего года первый вице-премьер Николай Азаров тоже выступил с инициативой проверить обоснованность повышения тарифов для населения. Факт скоординированных действий правительства и парламентских следователей, как говорится, налицо.

К слову, в минувший четверг на заседании правительства Николай Янович посоветовал Секретариату Президента разобраться в причинах неудовлетворительного финансового состояния "Нефтегаза". Ранее он обращал внимание, что себестоимость добычи газа в пять раз ниже цены, по которой прежний Кабинет министров решил продавать его населению. Вообще, с тех пор как импортный газ, благодаря "дипломатическим талантам" Алексея Ивченко, стал стоить больше сотни долларов за тыс. куб. м, основным коррупционным заработком прежнего нефтегазового лобби стали маневры с дешевым газом отечественной добычи. Даже невооруженным глазом было видно, как творческая мысль околоивченковской команды бьется над объяснением вопроса: почему они продают дешевый газ по высокой цене промышленным предприятиям, а платить за это заставляют население, хотя еще по постановлению Кабмина от 27.12.2001 г. №1729 отечественный газ должен поступать людям, а не коммерсантам. Это же подтверждено Законом "О Государственном бюджете Украины на 2006 год", а также специальным постановлением правительства, принятым 31 мая нынешнего года.

Социально-экономический фон, на котором создавалась комиссия, состоял как бы из двух частей: отчаяния бедной части населения, которое НКРЭ с мая зажала в "ценовом капкане", повысив цены до 414 грн., и бездействия прежней правительственной команды в выполнении своих же неоднократных решений направлять весь газ украинской добычи для обеспечения населения. Причем, для тех, кто потребляет более 350 куб. м в месяц, цена будет 510 грн., а свыше 550 куб. м — 960 грн. А это означало не столько удар по жителям дорогих коттеджных городков, сколько холодную зиму для селян, отапливающих дома старыми энергоемкими котлами. В то же время прибыль НАК "Нефтегаз Украины" превышала уровень себестоимости добычи газа.

Как следует из отчета следственной комиссии Верховной Рады, анализ Госинспекции по контролю за ценами показывает, что себестоимость газа украинского производства составляет по ДК "Укргаздобыча" 94,82 грн. за тыс. куб. м, ОАО "Укрнефть" — 175,25 грн. за тыс. куб. м, ГАО "Черноморнефтегаз" — 120,89 грн. за тыс. куб. м.

Не будем выдумывать свои аргументы, процитируем отчет дальше. "При расчете цены на природный газ для населения в текущем году НАК "Нефтегаз Украины" учтено лишь 12,12 млрд. куб. м собственной добычи (из которых 9,32 млрд. куб. м — прямые поступления и 2,8 млрд. куб. м — отбор из подземных хранилищ газа), остальные 6,712 млрд. куб. м — импортированный газ. Соответственно, средневзвешенная цена была определена НАК "Нефтегаз Украины" на уровне 156,6 (с 01.05.06) и 310,0 (с 01.07.06) грн. за тыс. куб. м. Составными структуры экономически обоснованного граничного уровня цены на природный газ для населения являются стоимость газа как товара, налог на добавленную стоимость, целевая надбавка, общий тариф на транспортировку, тариф на поставку.

Обоснованного объяснения относительно методологии формирования цен на газ от НКРЭ комиссия так и не получила, а предоставленные документы вызывают больше вопросов, чем дают ответов.

Скажем, "отсутствие единого подхода и методики по планированию и калькулированию себестоимости работ (услуг) в газовом комплексе дает возможность газодобывающим и газоснабжающим компаниям включать в состав себестоимости единицы продукции (работ, услуг) непрямые расходы, которые не могут быть отнесены к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем и ведут к искусственному размеру непрямых расходов в составе себестоимости добычи газа иногда до 66-72%. При проверках установлены неединичные факты нарушений или искажений финансовой отчетности, связанных с отнесением отдельных расходов на себестоимость. По результатам анализа отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности НАК "Нефтегаз Украины" выявлен ряд негативных тенденций, влияющих на размер полной себестоимости природного газа, собственной добычи и увеличение оптовой цены реализации газа для населения.

В І полугодии текущего года ДК "Укргаздобыча" осуществляла передачу НАК "Нефтегаз Украины" природного газа по ценам 102,1 грн. за тыс. куб. м (с января) и 140 грн. за тыс. куб. м (с марта), которые были установлены соответствующими приказами НАК "Нефтегаз Украины", при полной себестоимости — 124,77 грн. за тыс. куб. м.

В соответствии со структурой средневзвешенной цены, предоставленной НАК "Нефтегаз Украины", цена газа как товара составляет 253,27 грн. за тыс. куб. м. При этом самая высокая цена приобретения НАК "Нефтегаз Украины" газа собственной добычи в ДК "Укргаздобыча" составляет 140,0 грн. за тыс. куб. м.

В то же время обращает на себя внимание тот факт, что прибыль НАК "Нефтегаз Украины" превышает уровень себестоимости добычи газа…". Завышением цены на украинский газ, многочисленными злоупотреблениями региональных поставляющих компаний с расчетом себестоимости природного газа и определением объемов "технологических потерь" теневые доходы нефтегазового лобби не исчерпывались.

Как мы уже отмечали, исполнительная власть сквозь пальцы смотрела на невыполнение собственных решений. Кабмин в последние дни мая принял постановление, которым еще раз подтвердил намерение передавать газ собственной добычи (кроме технического и общей деятельности) на баланс "Нефтегаза Украины" исключительно для населения. И обязал государственные компании "Укрнефть" и "Черноморнефтегаз" продавать газ собственной добычи исключительно для нужд населения, а не коммерческим структурам. Тогдашний министр топлива и энергетики Иван Плачков, будто оправдываясь перед газодобытчиками, объяснял, что у "Укрнефти" и "Черноморнефтегаза" не будет оснований не выполнять это решение правительства, поскольку тарифы повышены до уровня, близкого к экономически обоснованному. Выглядело это так, будто министр, приплясывая перед газовым лобби, обещал им вывернуть карманы населения, лишь бы пацаны не оказались в убытке. Стоит заметить, что, сдирая с бабушек и дедушек $82 за тыс. куб. м, Минтоп с лихвой перекрывал заявленные лобби аппетиты.

К тому же Ивченко каждый раз находил убедительные аргументы, чтобы оправдаться, почему "Укрнефть" не хочет продавать ему газ якобы в убыток (из-за с ценами) и гонит его промышленным предприятиям на аукционе. Дескать, если руководители "Укрнефти" продадут газ дешевле "Нефтегазу", для них наступит уголовная ответственность и всех бедняжек посадят в кутузку. Поэтому, говорил печально Ивченко, в сложившейся ситуации "Нефтегаз" вынужден частично поставлять населению, помимо более дешевого газа украинской добычи, до 2 млрд. куб. м дорогого импортного газа, закупаемого у компании "РосУкрЭнерго" по цене $95 за тыс. куб. м.

Сама же "Укрнефть" объясняла свои действия наличием лицензии на поставки природного газа по неурегулированному тарифу.

Неслучайно комиссия просит Кабмин поставить перед НКРЭ вопрос об оптимизации количества лицензиатов по поставкам газа, Минтопэнерго — разработать систему предварительного контроля контрактов (соглашений, договоров), которые готовятся к подписанию "Нефтегазом", а Счетной палате рекомендует проверять осуществляемые НАК закупки.

Это необходимо для того, чтобы народ Украины не оплачивал тягу отдельных чиновников к роскоши и не компенсировал бюджету финансовые преступления должностных лиц "Нефтегаза". Которые, например, злоупотребляя служебным положением, дважды провели оплату за поставленный газ компании Petro Gas FZA из Объединенных Арабских Эмиратов, чем нанесли государству многомиллионные убытки. По этому факту Генпрокуратурой было ждено уголовное дело, находящееся сейчас под пристальным вниманием парламентской следственной комиссии. И это, надеемся, не позволит спустить его на тормозах, даже если этого захотят влиятельные персоны из Секретариата Президента.

Впрочем, главное — в другом. Следственная комиссия подробно расписала механизм снижения цены на газ для населения до 314 грн. за 1000 куб. м. Это то, о чем говорил Азаров в августе: "Мы ничего не обещаем, кроме одного: детально разобраться, кто и почему ввергает наш топливно-энергетический сектор в кризис, и сделаем все, чтобы вернуть его в режим нормальной работы". И, добавим — под контроль государства. Потому что именно утрата государственного контроля за деятельностью "Нефтегаз" и его дочерних структур, привела к тому, что в Украине появился новый вид коррупционного бизнеса — "рубить ренту" между дешевым и дорогим газом. Естественно, за счет народа и бюджета.

Но снижением цены на газ социальная значимость работы комиссии не ограничивается. Она советует Кабинету министров срочно создать рабочую группу из представителей Минфина, Минэкономики, Минсоцзащиты, Минтопэнерго, НАК "Нефтегаз", НКРЭ, а также профильных комитетов Верховной Рады Украины для подготовки новой концепции субсидирования малообеспеченных слоев населения относительно тарифов на коммунальные услуги. И обеспечить подготовку и утверждение Концепции до 01.07.2007 г., чтобы заложить ее в Закон Украины "О бюджете на 2008 год". Есть основания полагать, что и эта рекомендация будет принята к действию.

Артем Бобров

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/33528.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua