Дальневосточная защита

03 окт, 11:37

Призрак Mittal Steel, поглотившей Arcelor, а теперь присматривающейся к другим ведущим металлургическим компаниям мира, забрел в Восточную Азию. Японские и корейские производители, считая такую возможность вполне реальной, заключают между собой альянсы в надежде на то, что наличие дружественных акционеров поможет им при необходимости отбиться от враждебного поглощения.
Недавно о создании такого союза (вернее, развитии существующего партнерства) сообщили крупнейшие металлургические корпорации Японии и Кореи — Nippon Steel и Posco. На прошлой неделе их примеру последовали “вторые номера” — японская компания JFE Steel и корейская Dongkuk Steel. Участники соглашения обменяются пакетами акций. В частности, JFE увеличит свою долю в капитале корейского партнера от нынешних 4,09 до 15%, а те в ответ приобретут акции японской корпорации на сумму 85 млн. долларов.

Кроме того, две компании намерены совместно построить в корейском городе Тэнджин (150 км от Сеула) металлургический завод, который ежегодно будет выпускать 1,5 млн. тонн толстолистовой стали для судостроительной промышленности, объем производства которой в стране пока недостаточен для покрытия всех потребностей. Предприятие стоимостью свыше 800 млн. долларов должно быть построено в 2009 году. При этом, полуфабрикатами его частично (в объеме около 1 млн. тонн в год) его будет снабжать Ceara Steel — совместное предприятие между Dongkuk Steel и бразильской железорудной компанией CVRD.

Еще один металлургический комбинат в том же Тэнджине к 2010 году планирует построить другая корейская компания — Hyundai Steel — а вот Posco разочаровалась в потенциале национального рынка, который находится под все большим давлением со стороны китайцев. Лидер металлургической отрасли Южной Кореи разрабатывает долгосрочную программу, в рамках которой предполагается построить сталелитейные заводы совокупной мощностью 30 млн. тонн в год в течение следующих 30 лет, однако все они будут находиться за пределами Кореи — в Китае, Индии, Бразилии, Мексике, Юго-Восточной Азии, Восточной Европе — одним словом, везде, где есть дешевые ресурсы (включая трудовые) и (или) быстро растущие рынки сбыта. Строительство первого такого комбината производительностью 12 млн. тонн в год Posco планирует начать в Индии в апреле 2007 года.

Партнер Posco — Nippon Steel — не оказывается от расширения мощностей внутри страны, но также проявляет повышенный интерес к зарубежным проектам. Руководство японской компании заявило о намерении вступить в переговоры со “злокозненной” Mittal Steel на предмет совместного расширения их совместного предприятия по производству автолиста в США, доставшегося Митталу в ходе одного из поглощений, хотя бы на 500 тыс. тонн в год. Как сообщает Nippon Steel, японские автомобильные корпорации, имеющие заводы в США, наращивают свои мощности, предъявляя все больший спрос на сталь, а разочаровывать таких уважаемых клиентов не годится. Со своей стороны, Mittal Steel, которой по требованию антимонопольных органов США, возможно, вскоре придется продать завод Weirton Steel, дабы не создавать монополии на местном рынке жестки, также должно быть выгодно расширение производства дорогостоящей продукции высокого передела.

Восток и запад меняются местами
Если летом этого года цены на стальную продукцию в западных странах росли, в то время как в Восточной Азии на Ближнем Востоке происходило понижение, вызванное избыточными объемами китайского экспорта, то в последнее время на рынке складывается обратная ситуация.

Так, китайские компании явно воспрянули духом и понемногу повышают экспортные цены, указывая в качестве обоснования своих действий стабилизацию или медленный рост цен на внутреннем рынке, а также увеличение спроса в странах Восточной Азии. В частности, экспорт горячекатаных рулонов из КНР осуществляется уже по ценам порядка 480-500 долларов за тонну FOB, и только корейские потребители пока могут обеспечивать себя материалом по 470-480 долларов за тонну CFR. Вследствие доступа к дешевой китайской стали корейцы не соглашаются на увеличение стоимости японской продукции, требуя от поставщиков понижения цен при поставках в четвертом квартале до около 480 долларов за тонну FOB. Но на это уже не соглашаются японцы, в результате контракты так и остались неподписанными и отгрузки продукции в октябре не будет. От этого конфликта явно выигрывают китайские экспортеры, получившие возможность продать в Корею дополнительные объемы проката.

Горячекатаные рулоны производства СНГ также прибавили в цене примерно на 20 долларов за тонну по сравнению с началом сентября. Российская продукция продается на экспорт по 520-540 долларов за тонну FOB, украинская котируется на уровне 470-490 долларов за тонну FOB. Холоднокатаные рулоны российского производства могут немного превышать 600 долларов за тонну FOB.

Продолжает расти в цене и длинномерный прокат из СНГ. Заготовки по октябрьским поставкам подорожали до 415-425 долларов за тонну FOB, арматура поставляется в страны Ближнего Востока из расчета 455-470 долларов за тонну FOB. Слегка приподняли свои котировки и турецкие компании, предлагающие арматуру по 530-540 долларов за тонну CFR для потребителей в странах Персидского залива.

В то же время, европейские металлурги жалуются на недостаточный спрос. Арматура в ЕС, вместо того чтобы подорожать, подешевеет в октябре на 20-25 евро за тонну. Ряд региональных предприятий уже заключили договора из расчета 450-470 евро за тонну ex-works по сравнению с 470-500 евро за тонну в августе-сентябре. Кроме того, под вопросом намеренное повышение цен на плоский прокат в четвертом квартале. Некоторые заводы на юге Европы сообщают, что в октябре им, скорее всего, придется немного понизить стоимость листовой стали.

В США произошло резкое падение на рынке арматуры. Некоторые компании предлагают ее из расчета 500 долларов за короткую тонну (907 кг), что ниже даже стоимости импорта (530-540 долларов за короткую тонну C&F). Ведущие металлургические компании страны удерживают на прежнем уровне цены на листовую сталь, но второстепенные производители опустили ее на 30-35 долларов за короткую тонну. Впрочем, по мнению некоторых американских специалистов, в конце года цены снова могут подрасти.

Одна голова хорошо, а три — лучше
В конце октября должны начаться переговоры между крупнейшими производителями и потребителями железной руды относительно уровня цен на будущий год. Большинство экспертов считают наиболее вероятным небольшой рост цен (в пределах 10%), на прошлой неделе с таким прогнозом выступило, в частности, австралийское государственное агентство Abare. Противоположной точки зрения пока что придерживается только швейцарский банк UBS, заявивший недавно, что ожидает в 2007 году 5%-ного понижения цен на железную руду, поскольку спрос на это сырье в Китае имеет тенденцию к понижению.

Действительно, в последние несколько недель закупки индийской руды на спотовом рынке незначительны, а цены находятся на уровне 68-69 долларов за тонну C&F для 63,5%-ного концентрата. При этом, запасы руды в китайских портах по-прежнему исчисляются около 40 млн. тонну. Однако статистические данные показывают, что в целом китайские потребители не снижают своей активности. По данным китайского Министерства торговли, за первые 8 месяцев текущего года закупки импортного сырья достигли 214 млн. тонн, что на 24,5% превышает показатели аналогичного периода годичной давности. Только в августе этот прирост по сравнению с прошлогодними показателями составил 42,1%.

Между тем, китайская металлургическая отрасль готовится к трудным переговорам. В прошлом году интересы промышленников представляла крупнейшая сталелитейная компания страны Baosteel, но теперь предлагается включить в делегацию представителей двух ведущих трейдерских компаний — Minmetals и Sinosteel. Очевидно, считается, что профессиональные торговцы будут лучше отстаивать интересы национальной металлургической отрасли, чем менеджеры Baosteel, которые, по словам участников переговоров, представлявших интересы экспортеров руды, в прошлый раз действовали слишком медленно и нерешительно, постоянно согласовывая мало-мальски значимые шаги с вышестоящим начальством.

На азиатском рынке металлолома, между тем, происходит мощный подъем цен. Практически все основные потребители активизировали закупки, вызвав подорожание сорта HMS №1 до 275-280 долларов за тонну C&F по сравнению с 250-270 долларами за тонну в начале сентября. Некоторые российские трейдеры даже предлагают лом 3А по 300 долларов за тонну C&F, хотя покупателей на столь дорогостоящий материал пока нет. В Средиземноморье, в то же время, цены слегка понизились, так как турецкие компании сократили масштаб своих операций на время Рамадана. Российский и украинский 3А котируется на уровне 265-270 долларов за тонну C&F при поставках в Турцию или Египет и до 280 долларов за тонну C&F Италия.

Виталий Шимкович

Инф. ukrrudprom


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/33725.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua