Зарезать «священную корову»

04 окт, 12:09

Правительство планирует почти полностью отобрать у миноритарных акционеров возможность влиять на процесс принятия управленческих решений на предприятиях.

Вероятная цель - обесценить небольшие пакеты государственных предприятий, вынесенные на продажу в 2007 г., таким образом не выполнить приватизационный план на следующий год и «под давлением сложившихся обстоятельств» инициировать продажу крупных объектов государственной собственности. Цена этого шага - снижение объемов портфельных инвестиций в экономику Украины и обвал фондового рынка.

И бесправные станут еще более бесправными
В украинской экономике есть две «священные коровы», в адрес которых любое правительство всегда декларирует полнейшую поддержку, но на самом деле продолжает лишь бесстыдно «доить». Это малый бизнес и миноритарные акционеры.

Но если прошлый год малому бизнесу принес, по крайней мере, иллюзорные облегчения административного давления в виде «единых окон» и сокращение «лишних» регуляторных актов, то миноритарных акционеров продолжали «держать на сухом пайке», обещая уже не первый год принять закон «Об акционерных обществах», который существенно расширит права миноритариев.

Впрочем, есть плохие времена, а есть - еще худшие. И «корову», которую «помаранчевая власть» просто «доила» на инвестиции, «антикризисная» планирует убить. По-донецкому, очень практично, без обещаний и извинений.

Именно так можно расценить законопроект №1129, официально представленный народным депутатом Юрием Воропаевым (фракция Партии регионов).

В законопроекте есть только один пункт - снизить планку обязательного присутствия акционеров для правомочности общего собрания с 60% до 50% (изменения в статьи 41 и 60 Закона Украины «О хозяйственных обществах»).

Что это означает? Единственным реальным и полноправным субъектом принятия решений относительно работы предприятия становится владелец контрольного пакета акций. И если раньше миноритарные акционеры могли хоть как-то влиять на процесс принятия текущих решений в компаниях, принимая или не принимая участие в собрании, то теперь у них отбирают даже этот рычаг.

Т.е. физическое или юридическое лицо де-факто лишается любых законодательно гарантированных возможностей административно отстаивать свои ключевые права как инвестора и акционера - прежде всего, права на решение вопроса о целесообразности выплаты дивидендов.

Официально депутат обосновывает цели законопроекта тем, что, дескать, «шкодливые» миноритарии очень часто блокируют общие собрания. А, дескать, в развитых странах «планка» правомочности собрания еще ниже.

Частично это соответствует действительности. Но, во-первых, в отличие от Украины там есть другие механизмы гарантирования защиты прав миноритарных акционеров. Во-вторых, низшие «планки» используются, как правило, в случае «повторного собрания», когда в первые разы проведение собрания действительно блокировалось.

Автора законопроекта также не слишком огорчил тот факт, что этот законопроект «несколько расходится», во-первых, с пунктом 22 (относительно защиты прав собственности) Универсала национального единства, который был подписан Президентом, премьер-министром, Главой Верховной Рады Украины и лидерами ключевых политических сил. И во-вторых, с нормами подразделов 1.1.1 и 1.1.4 части 2 Государственной программы социальной и экономической политики, проект которой был представлен Кабинетом Министров Украины.

Сужение прав миноритарных акционеров еще больше замедлит процесс увеличения портфельных (и не только) инвестиций в экономике Украины, который в первую очередь зависит от законодательной защищенности прав миноритарного акционера, а это - риск для стабильности фондового рынка. Господа, речь идет о финансовой безопасности страны!

Более того, правительство не может не понимать, что этот шаг обесценит небольшие (меньше 50%) пакеты акций государственных предприятий, которые должны быть приватизированы в 2007 г. Учитывая, что в проект Государственного бюджета на 2007 г. заложено 10,02 млрд. грн. приватизационных поступлений, ближе к концу года госбюджет окажется перед фактом значительного дефицита.

Фактически, в украинском государственном бюджете в наилучших русских традициях создается ситуация «управляемого кризиса». В данном случае, реальный дефицит государственного бюджета придется покрывать дополнительными средствами. В отечественной бюджетной практике основных источников для такого покрытия только два. Это, во-первых, заимствование (но, учитывая рост реального дефицита бюджета, ставки по ним придется поднимать). И, во-вторых, это опять-таки средства от приватизации. Таким образом, умело нагнетая ситуацию, правительство сможет предложить более радикальную приватизационную политику - в частности начать приватизацию крупных пакетов больших предприятий.

Господин Воропаев не является «первопроходцем» в «благородном» вопросе ослабления влияния миноритарных акционеров на политику компаний. В марте прошлого года с почти аналогичными предложениями обращался в парламент тогдашний министр экономики Сергей Терехин. Но, даже несмотря на чрезвычайную тогда поддержку парламентом правительства, эта норма не прошла. Надеемся, что и на этот раз депутаты продемонстрируют принципиальность. Тем более, что вывод Главного научно-экпертного управления Верховной Рады Украины относительно представленного законопроекта однозначный: «Вернуть на доработку».

Сергей Велесик

Инф. glavred


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/33968.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua