Спасательный круг Marks & Spenser

05 окт, 09:59

Европейские одежные бренды, такие как Hugo Boss и Marks & Spenser, помогли выжить украинской швейной фабрике «Дана». Как и многие швейные производства, 15 лет назад «Дана» находилась на грани закрытия. Тогда украинский швейпром был разорен, а местные фабрики потеряли рынок: торговые точки ломились от одежды из Китая и Турции. Потому работа по давальческой схеме стала настоящим спасением, так как гарантировала предприятию 100%-ную доходность от выполненного заказа.
 
Работа с давальческим сырьем предполагает, что заказчик предоставляет швейному предприятию полностью разработанную модель и комплект сырья. При этом экономит на дешевой рабочей силе и затратах на содержание оборудования.

Первые заказы по давальческой схеме «Дана» получила от немецкой фирмы Steilmann. «В то время мы активно участвовали в выставках и ярмарках, в том числе международных. Нас в Европе знали», — рассказывает председатель правления фабрики «Дана» Екатерина Божок. Успешное сотрудничество с Steilmann не только спасло фабрику от банкротства, но и сделало ее известной среди швейных производств Западной Европы. Немцы были довольны сотрудничеством с украинцами. «Им не нужно было нас подготавливать, инвестировать в обучение персонала или модернизацию оборудования», — рассказывает Екатерина Божок. Преимуществом перед другими украинскими швейными предприятиями у «Даны» на момент прихода немцев было то, что незадолго до этого фабрика была реконструирована и оснащена новым оборудованием.

Доходность давальческого бизнеса
Работа с давальческим сырьем — основной источник дохода фабрики и сегодня. Из 25 тыс. изделий, которые предприятие выпускает в месяц, 65-70% — это заказы по давальческой схеме. Эта цифра — средняя по году. Осенью и зимой давальческие заказы составляют 30% общего объема производства, весной или в начале лета — все 100%. На пошиве одного пальто или пиджака «Дана» зарабатывает 5-10 евро.

Иностранных заказчиков фабрика никогда не искала. Заработав позитивный имидж за время сотрудничества со Steilmann, «Дане» стали регулярно поступать заказы от европейских производителей одежды. Божок говорит, что главное правило в давальческом бизнесе — не работать только с одной фирмой: бывают провальные сезоны, и заказы не поступают. Поэтому каждый месяц «Дана» шьет одежду для 3-4 иностранных брендов.

За 15 лет работы по давальческой схеме фабрика успела поработать с «одежниками» трех десятков европейских стран. Сегодня ее основные партнеры — английские, немецкие, итальянские, нидерландские, бельгийские, французские производители одежды. Как элитных марок, так и одежды для среднего класса. Выполняли несколько заказов и для американцев. Но они, говорит Божок, платят меньше, их работа проста и не предусматривает занятости высококвалифицированных работников, которыми гордится фабрика.

С некоторыми прежними партнерами «Дане» пришлось расстаться. Большие заказы европейцы переориентировали на более дешевые рынки восточных стран, Китая, Марокко, Вьетнама. Украинским же фабрикам отдают сложные высокотехнологичные работы, эксклюзивную одежду, требующую высокой квалификации.

Кроме того, в Украине выросли зарплаты, стоимость коммунальных услуг и энергоносителей. Рабочая сила в Украине для европейских производителей считается уже не самой дешевой.

Многостраничные контракты
Договоры с некоторыми европейскими производителями одежды могут состоять из десятков листов. Чрезвычайно требовательны немцы. Условия сотрудничества с Metro или Hugo Boss могут занимать до 30 листов. А штрафные санкции за нарушение условий контракта — цифры с пятью нулями. Например, в контракте Hugo Boss за подделку, неразрешенное использование технологий или торгового знака предусмотрен штраф в размере $250 тыс.

Впрочем, жесткий контроль процесса производства осуществляют все заказчики из Европы. В контракте с английской маркой Marks & Spenser были расписаны даже такие нюансы, как бытовые условия работы персонала, требования к оформлению туалетов и столовой или набор продуктов питания для рабочих. Marks & Spenser проводила контроль на предприятии каждый месяц.

Самые требовательные по сбору документов — заказчики из США. Для них «Дане» пришлось оформлять сертификаты происхождения на готовую продукцию (их выдает Торговая палата на основании сертификата происхождения на сырье) и лицензии на производство продукции (выдает Минэкономики). Для производителей из стран ЕС такие документы не нужны.

Содержать своего постоянного представителя на киевской фабрике европейские производители не считают целесообразным. Он появляется только во время запуска новых технологий или оценки качества готовых изделий, для проверки соблюдения техники безопасности или текущего процесса производства. Хотя были и заказчики, которые полностью доверяли киевлянам и вовсе не делегировали в Украину своих представителей.

Своя рубашка ближе к телу
Хотя работа по давальческой схеме загружает «Дану» работой, это лишь одно из трех направлений деятельности предприятия. Доход от «давальцев» фабрика тратит на заработную плату, коммунальные счета. А инвестиции на развитие получает за счет производства одежды для украинского рынка и контрактов с бюджетными предприятиями и организациями.

Объемы работ по этим видам хотя и занимают только треть производственного процесса, а работа на внутренний рынок — это риск, руководство фабрики считает их самыми важными и перспективными для себя.

«Сотрудничая с европейскими марками, мы научились западным технологиям», — говорит Божок. Она считает, что работу с давальческим сырьем нужно уменьшать, так как это не способствует развитию предприятия.

Пальто и пиджаки для украинцев «Дана» продает в собственных фирменных магазинах, развивая фирменную торговую сеть.

Руководство фабрики рассматривало возможность создания собственной экспортной марки, но топ-менеджеры пришли к выводу, что сейчас это нецелесообразно. Европейский рынок занят, а чтобы занять там нишу, нужны серьезные инвестиции. Ведь только участие в специализированной дюссельдорфской выставке стоит $500 тыс.

Кроме того, в ЕС швейный бизнес невыгоден: производства закрываются из-за чрезвычайно низкой рентабельности. Крупные европейские одежные бренды практически не имеют своего производства, а только разрабатывают дизайн и технологии.
 
Вера Ткаченко

Инф. delo


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/34138.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua