05 окт, 17:48
С началом нового законотворческого сезона в ВР было зарегистрировано семь касающихся ьной тематики законопроектов
Наиболее системные изменения предлагается внести в Законы «О винограде и виноградном вине», «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и ьные напитки» и даже в Таможенный тариф Украины.
Самой активной оказалась политическая сила, отличившаяся шумихой вокруг НПАО «Массандра» и имеющая интересы в ьном бизнесе как на юге, так и на западе страны. Именно представитель этой партии зарегистрировал в Верховной Раде проект закона от 12 сентября «О структуре, полномочиях и особенности правового и экономического режима имущественного комплекса Национального производственно-аграрного объединения «Массандра», согласно которому все госпредприятия, входящие в его состав полностью подконтрольны Кабмину. Внушительный перечень законопроектов свидетельствует, что «Массандрой» интересы этой политической партии не ограничиваются.
В проекте закона от 11 сентября «О винограде и виноградном вине» предлагается признать предназначенные для изготовления готовой продукции виноматериалы, которые реализуются предприятиями вторичного виноделия, неподакцизной продукцией. Соответственно в проекте закона от 12 сентября «О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и ьные напитки» категория «виноградное сусло для производства чного спирта и истых вин» расширена до «виноматериалов виноградных». Согласно части первой статьи второй данного закона, с виноматериалов для производства готовой продукции изымается акцизный сбор в размере одна гривна за литр. При том, что акциз на готовую продукцию никто не отменял. Отчасти это нововведение может минимизировать ожидаемый рост цен на вина. Неурожай этого года сказался на ценах на сырье. По словам директора производственного объединения Первого Национального Винодельческого Холдинга Ларисы Шимчук, «цены на качественные сортовые виноматериалы из европейских сортов винограда (алиготе, совиньон, шардоне) изменились несущественно, значительно подорожали виноматериалы из сортов каберне и саперави».
Кроме виноматериалов, из-за увеличения составляющей энергоресурсов поднялись цены на стеклянную и гофротару. Хотя одна гривня на литре виноматериала вряд ли будет ощутима в свете новых цен на газ.
Впрочем, законопроектное творчество не ограничилось лишь виноделием, а коснулось и чного производства. В частности, проект закона «О внесении изменений в Таможенный тариф Украины» предусматривает троекратное снижение пошлины до 2,5 евро за литр абсолютного я. Снижение пошлины на чный спирт может стать стимулом к ввозу более качественных чных спиртов и, как следствие, — выводу новых торговых марок в ценовом сегменте выше среднего. Но отечественные чники не спешат конкурировать с грузинами, армянами и французами, ограничившись выпуском марочных ков. По данным аналитической службы Первого Национального Винодельческого Холдинга, самым емким в Украине остается ценовой сегмент от 25 до 35 гривен. Его доля составляет 38% в натуральном выражении и 33% — в денежном. Поэтому «альтруизм» со стороны украинских чников исключен. К тому же, конкуренция с более дорогими импортными торговыми марками — дело слишком рискованное. «При нынешней ставке таможенной пошлины ки из привозного сырья могут стоить на полке от 50 гривен, — считает бренд-менеджер ТМ «Таврия» Роман Моисеев. — А при ставке 2,5 евро за литр абсолютного спирта стоимость литра ка составит около одного евро за литр. А это уже неплохо для старта в нижнем и среднем ценовом сегменте».
Для предприятий-боттлеров это хороший шанс усилиться в сегменте от 25 до 35 гривен. Причем с неплохой рентабельностью. Поэтому эта законотворческая инициатива явно в интересах производителей, работающих на привозном сырье.
Производители ка отмечают, что запасы, ввезенные беспошлинно в 2003 году, истрачены. Вероятно, появление законопроекта можно объяснить тем, что оптимальный срок для предоставления разрешения на беспошлинный ввоз чных спиртов прошел еще в августе. Тогда отечественные производители могли разместить заказы, не создавая ажиотажа на европейском рынке. О том, что отмены пошлины можно не ждать, говорят темпы ввоза в Украину чных спиртов отдельными производителями. За восемь месяцев текущего года некоторые боттлеры успели ввезти спиртов из Грузии и Азербайджана больше, чем произвели ка за этот же период.
Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления борьбы с фальсификацией ьных напитков)» предлагает расширить перечень предприятий, имеющих право производить чный и плодовый спирт. Сегодня этой деятельностью могут заниматься только те предприятия, которые имели лицензии на 1 января 2001 года. В тексте законопроекта этого ограничения нет. Продолжение этой идеи видим и в проекте закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, чного и плодового, ьных напитков и табачных изделий». В нем предлагается поэтапное снижение стоимости лицензий на право импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли ьными и табачными изделиями. Основная «фишка» законопроекта — необходимость купить лишь «входной билет» на рынок, а ежегодная плата за лицензии на право импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли ьными и табачными изделиями составляет всего 500 гривен (!).
Основным мотивом для внесения данного законопроекта является приведение законодательства Украины о лицензировании импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли ьными напитками и табачными изделиями в соответствие с требованиями ВТО. В то же время единственный « ьно-ВТОшный» законопроект был внесен еще в июне 2005 года правительством Тимошенко. Нулевые ставки на ввоз спиртов и ьных напитков были провалены в Верховной Раде.
Этот законопроект может быть позитивно воспринят в компаниях-производителях я, так как изложенные предложения повысят рентабельность деятельности компаний импортеров и дистрибуторов. Но возникает вопрос: зачем понижать барьер на конкурентном рынке, который только начинает структурироваться?
По мнению специалистов Первого Национального Винодельческого Холдинга, на рынке уже сформировался пул лидеров, роль которых в ближайшее время только усилится. Это будет происходить как за счет поглощения более мелких производителей, так и за счет объединения усилий крупных операторов в определенной сфере. Как, например, сотрудничество компании «Маркет-Групп-Дистрибуция» и концерна «Оверлайн». «Это прецедент для рынка Украины, — считает исполнительный директор Первого Национального Винодельческого Холдинга Андрей Салацкий. — Компании пошли не по пути поглощения мелких региональных дистрибуторов, а по пути объединения своих усилий в области дистрибуции своей продукции».
Впрочем, выгоды существующих производителей от принятия данных законопроектов не так велики, так как со снижением стоимости входа на рынок на нем появятся новые оки (производители, импортеры, дистрибуторы), а это очередная волна маркетинговой борьбы. Кроме того, похоже, что внесенные законопроекты — это «трамплин» для старта на рынке новых оков. Таким образом, предложенные законопроекты могут отбросить рынок в своем развитии на несколько лет назад.
В этом сезоне продолжается свой «крестовый поход» против слабо ьных напитков. Похоже, некоторые депутаты разрабатывали определение «слабо ки» вместе. У законотворцев из разных фракций они иденти чны. В законопроекте «О госрегулировании производства и оборота спирта этилового, чного и плодового, ьных напитков и табачных изделий» слабо ьным напитком предлагается считать напиток «с содержанием этилового спирта от 1,25% до 8,5%, изготовленный на основе водно-спиртовой смеси с использованием ингредиентов, полуфабрикатов и консервантов, насыщенный или не насыщенный диоксидом углерода». В этом отношении российские коллеги оказались более осведомленными и упомянули в одном из документов купажные напитки с низким содержанием я как отдельную акцизную группу. Отстаивается в документе и запрет на продажу и употребление слабо ьных напитков в местах проведения массовых мероприятий. Вероятно, употребление других напитков (например, солодовых или истых) влияет на молодежь менее пагубно.
Похожие рассуждения о слабо ьных коктейлях находим и в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ограничения рекламы и реализации ьных напитков и табачных изделий». Только теперь в виде окончания эры спонсорства ьных брендов. Вероятно, его позиция не найдет поддержки, в первую очередь, среди представителей медиа. Кроме того, предлагается запретить «формировать мнение, что ь имеет лечебные свойства или является стимулирующим или успокаивающим средством».
Тем же, кого эти законопроекты не успели спасти, следует помнить, что в Верховную Раду внесен законопроект, исключающий ьную зависимость из списка недугов, от которых можно избавиться, воспользовавшись налоговым кредитом. В отличие от курильщиков.
Даниил Нестеров
Инф. day
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/34323.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua