Карпатский Давос

10 окт, 15:11

Трансграничное сотрудничество открывает дорогу в Евросоюз
 
Около 80 предприятий и организаций Львовщины, представители Запорожской, Тернопольской и Харьковской областей, фирмы из Польши и Германии представили свои проекты на VI Международной ярмарке инвестиций и недвижимости, состоявшейся в этом году во Львове. Не очень шумная, она не предложила большого количества проектов, однако 15 из них можно смело считать стратегическими, а остальные (всего — 265, причем 190 — новые) также можно назвать перспективными. Если раньше вниманию инвесторов представлялось все, что хоть немного напоминало проекты, причем иногда совсем небольшие, то сейчас это — вполне реальные, просчитанные и серьезные предложения. А особенностью ярмарки стала ее ориентация на проекты, способствующие комплексному развитию территорий. Это, в частности, проект реконструкции аэропорта «Львов», позволяющий создать комплексную инфраструктуру по обслуживанию транспортного потока, проект строительства автомагистрали первого класса Львов — Броды. Среди больших проектов также — строительство совместно с чешской компанией LTP Invest s.i.o. промышленного парка «Черлены» в Городоцком районе. Для этого инвестор планирует привлечь 50 млн. евро и создать 10—14 современных высокотехнологичных производств. Расчет такой: каждый гектар земельного участка, выделенный для этого комплекса, обеспечит 50 новых рабочих мест.

Многие проекты касаются топливно-энергетического комплекса: реконструкция ОАО «НПКГаличина», строительство ряда предприятий по производству биотоплива, проект по расширению производства энергии и рациональному использованию энергоресурсов на Добротверской ТЭС-2, строительство мини-электростанции на базе Сокальского водохранилища, что на реке Буг. Инвесторов приглашают обратить внимание и на развитие туристическо-рекреационного потенциала региона, его агропромышленного комплекса, на проекты создания жилищной и коммерческой недвижимости.

На этом инвестиционном форуме, к сожалению, не было высших должностных лиц государства, однако тут все же удалось создать атмосферу общения с потенциальными инвесторами, эдакий Карпатский Давос. Было приглашено 3000 гостей, среди которых — представители торговых миссий аккредитованных в Украине государств, международных программ, инвестиционных фондов и компаний, девелоперских фирм. Не обошли вниманием Львов также лидеры отечественного бизнеса. Кроме ярмарки, в эти дни прошли VI Международный экономический форум «Сотрудничество регионов ради экономического развития», открыт земельный аукцион и многочисленные презентации.

Без сомнения, благодаря проведению из года в год инвестиционных ярмарок (которые, кстати не сразу же дают отдачу) иностранные инвестиции за 6 месяцев этого года увеличились на Львовщине на 250% по сравнению с прошлым годом. Лучшим результатом прошлогоднего форума стало строительство на горе Тростян большого горнолыжного курорта. Для этого уже есть $70 миллионов, отработаны все проекты и началась их реализация.

…Высокие чиновники Евросоюза, которых во Львове в эти дни было много, отмечали все эти положительные изменения. Об этом говорили Клаус Клипп — глава Ассоциации европейских регионов и Данута Хюбнер — комиссар ЕС по вопросам региональной политики. И поэтому экономический форум и инвестиционная ярмарка, не смотря на то, что организаторы пытались акцентировать внимание на инновационных технологиях и на привлечении средств из внешних и внутренних источников в экономику области, получил также и другой, в итоге вполне естественный для Львовщины акцент, — евроинтеграционный.

«Мне трудно оценить эффективность ярмарки, это будет видно со временем, однако то, что наша деятельность направлена на вполне практическое русло, понятно всем, — сказал губернатора Львовщины Петр Олийнык, общаясь с журналистами. — Сегодня мы концентрируемся на трансграничном сотрудничестве, поэтому когда говорим о европейской интеграции, но ничего для этого не делаем, все остается только пожеланиями. Поэтому скажу откровенно, что есть претензии к правительству в части построения инфраструктуры таможенных переходов. (Понятно, что их небольшая численность препятствует инвестициям и не только). Я благодарен маршалкам Малопольского, Люблинского воеводств, которые в течение последних полутора лет буквально каторжно работали над синхронизацией таможенных переходов. Ведь согласно нашим соглашениям, таможенный переход Будомеж — Грушев строит польская сторона, задача Украины — построить коммуникации, дороги и тому подобное. Таможенный переход Довгобычев — Угринев также строит Польша. А Нижанковичи — Мильховицы должна строить Украина. Сейчас идет окончательное согласование заданий. Мы планируем в начале октября собрать во Львове представителей Министерства иностранных дел, гостаможкома, госграницы, Министерства транспорта, которые должны согласовать абсолютно все работы на 2007— 2008 год, причем не на словах, а предусмотреть все средства финансирования в госбюджете».

Еврокомиссар Данута Хюбнер во Львов с официальным визитом прибыла впервые. Но это не помешало львовянам спросить ее — как задействовать самого большого инвестора — Евросоюз? Как и на какие именно средства может рассчитывать регион, который вплотную граничит с Евросоюзом?

«С радостью могу сказать, что Евросоюз и Польша (поскольку я — полька) очень хочет сотрудничать с Украиной в рамках регионального развития, — сказала еврокомиссар, — Ваша инвестиционная ярмарка, которую удалось посмотреть, говорит о высоком инвестиционном потенциале, существующем в регионе. Нам бы хотелось, чтобы деньги, которые выделяет Евросоюз (суммы назначены на 2007—2013 годы), ускорили развитие регионов Украины. Именно на этот период будут продолжены программы, существующие между регионами Евросоюза и украинскими регионами. Дело также в том, чтобы не только использовать средства, но и перенимать опыт, существующий в европейских регионах, более того — расширять этот опыт.

Относительно проблем региональной политики, то для этого следует использовать все инструменты, которые сегодня предлагает Евросоюз. А ЕС на период 2007—2013 годов предоставляет Украине возможность участвовать в четырех программах, в которых будут задействованы Словакия, Венгрия, Польша и Румыния. Собственно, Украина сможет участвовать в реализации программы «Черное море», транснациональных программах «Европа юго-восточная и центрально-восточная». Смета программ составляет 290 миллионов долларов. Определился и новый финансовый инструмент партнерских отношений — мы значительно упростили его, упразднили многие ограничения, и это открывает перед Украиной новые перспективы.

Одну треть европейского бюджета составляет именно региональная политика. Согласитесь, это серьезные средства. По новым правилам 10 % денег, направляющихся на европейскую интеграцию, польская сторона имеет право финансировать в проекты, осуществляющиеся в Украине, направлять в совместных проектах в украинскую сторону.

Мы понимаем, что в Украине еще есть много проблем, и мы хотели бы предоставлять как можно больше поддержки как государственной власти, так и органам местного самоуправления в создании эффективной региональной политики. Уверенны, что без развития регионов, развитие Украины в целом — невозможно. На прошлой неделе Еврокомиссия приняла документы, рекомендации негоциационные, позволяющие лучше поладить Украине и Евросоюзу. После того как Украина войдет в ВТО, мы хотели бы создать зону свободной торговли между Украиной и ЕС. Ведь наша задача — делать более тесными отношения с Украиной и содействовать Украине по пути в Евросоюз».

Ирина Егорова  

Инф. day


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/34807.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua