Угольная отрасль — как чемодан без ручки

11 окт, 12:44

Правительство предлагает отдать шахты тем, кому они нужны

Кто-то сказал, что конец истории Советского Союза начался с шахтерских бунтов. Чумазые крепкие парни, стуча касками об асфальт, смогли даже свалить правительство, но так и не добились для себя хорошей жизни. Несмотря на неоднократные попытки реформирования угольной отрасли, десятки написанных программ и специально созданное для этого ведомство, системный кризис продолжает отравлять жизнь всем, кто причастен к данной проблеме. По предварительным подсчетам, убытки шахт в 2006 году составят 2,5 млрд. грн. А недостача угля на складах теплоэлектростанций, по словам вице-премьер-министра Андрея Клюева, достигла 1—1,5 млн. тонн.

Вечно существующая проблема шахт усугубляется тем, что из-за роста цен на электроэнергию убытки на тонне добытого угля составляют 82,5 грн., что в три раза превышает показатели начала 2006 года. По словам министра угольной промышленности Сергея Тулуба, темпы роста убытков в 2006 году по сравнению с 2005-м увеличились на 200%. Что с этим делать — пока непонятно.

18 сентября в Луганске премьер-министр Украины Виктор Янукович сказал, что украинские шахты могут работать только в вертикально-интегрированных компаниях. Шахты, добывающие коксующийся уголь, — с металлургическими компаниями, а специализирующиеся на энергетическом угле — с энергокомпаниями. Тогда же Сергей Тулуб сообщил, что по поручению Виктора Януковича профильное министерство наложило мораторий на закрытие шахт.

Фактически речь идет о новом подходе к спасению кризисной отрасли. При этом никто не отменял утвержденной постановлением Кабмина от 19 сентября 2001 года государственной программы "Украинский уголь", рассчитанной на 2001—2010 годы, которая содержит планы увеличения бюджетного финансирования угольной отрасли до 46,22 млрд. грн. Амбициозно, но пока несбыточно (в бюджете 2007 года угольщикам отрезан "ломоть" в 5 млрд. грн.). Попыток спасения отрасли было сделано немало даже в последние годы.

Во время премьерства Юлии Тимошенко была частично проведена структурная перестройка отрасли. На базе бывших государственных холдинговых компаний и производственных объединений создано 21 государственное предприятие. Все это действовало под крышей созданного в последние дни работы первого кабинета Януковича структурного объединения НАК "Уголь Украины". Но позднее НАК решили ликвидировать. Сейчас ликвидация приостановлена, и НАК вновь должен заработать с нового года. В случае воссоздания "Угля Украины" компания будет распределителем государственных средств и таким образом станет управлять 147 шахтами, которые сегодня находятся в госсобственности.

Реформа времен Тимошенко не дала ожидаемого эффекта, как и предыдущие попытки реформировать отрасль. Единственное, чего удалось добиться, — официально вывести из отрасли бартер и перейти на систему расчета реальными денежными средствами. Но от этого никому пока не легче. С одной стороны, рынок угля жестко контролируется государством: процедуры определения объемов добычи и оптовых (закупочных) цен являются непрозрачными и устанавливаются в административном порядке. С другой — на цену нашего угля влияет морально и технологически устаревшее оборудование, содержание инфраструктуры шахтерских городов с их "убитыми" коммуникациями и неустроенным бытом, социальные выплаты шахтерам после многочисленных "громких" и "тихих" аварий, высокое потребление электроэнергии и т. д. Даже если решить проблемы технического перевооружения и "намертво" пресечь разворовывание бюджетных средств, себестоимость нашего угля все равно будет высокой по объективным причинам: из-за значительной глубины залегания и невысокой мощности пластов, а также сложных геологических условий добычи.

В итоге выходит грустная картина — угольная отрасль высасывает в больших объемах дотации: за последнее время их объем составлял около $640 млн. в год, в 2006 году превысит $770 млн., но денег все равно не хватает. А без дотаций себестоимость угля будет нерентабельно высокой для конечного потребителя — металлурга, и он не сможет продать свой товар на экспорт. В результате от не дотированного украинского угля просто откажутся.

Отказ от централизованного подержания шахт во всем мире приводил к массовому закрытию "копален", социальным проблемам, безработице и отчаянию людей, которые ничего другого делать не умеют. Кое-где на это решились, "переболели" и забыли. Но, как объясняют эксперты, трагедии английских и немецких угольщиков были нивелированы компенсационными выплатами, которые наше государство осуществить просто не в силах. Получается, что шахты — это такой себе чемодан без ручки: тяжело нести, жалко выбросить.

Одна из старых идей спасения "утопающего" заключалась в том, чтобы увязать финансирование шахт с продажей ими угля на аукционах. Это должно было "разбить" схемы, фактически позволявшие аффилированным коммерческим фирмам контролировать металлургические предприятия через поставки на них коксующегося угля. И тем самым (через систему товарообменных коэффициентов) "держать" цену угля значительно ниже мировой. Но недостаток данного подхода заключался в том, что шахты пытались вырвать из цепочки "уголь-кокс-руда-металл", а как самостоятельные оки на энергетическом рынке они не выдерживают конкуренции с казахами, поляками и т. п.

Нынешнее правительство (и Виктор Янукович об этом говорил) придерживается прямо противоположной точки зрения: отдать шахты тем, кому они нужны. Премьер считает, что для нормальной работы металлургического комплекса эффективным могло бы стать построение цепочки, в которой шахты, добывающие коксовый уголь, стали бы собственностью металлургических холдингов. И уже холдинги внутри себя занимались бы их проблемами.

Не секрет, что покупатели на шахты есть. В их числе называют соперничающие структуры "Метивест Холдинг" и Криворожский меткомбинат. Задача правительства состоит в решении трех вопросов: инвентаризации угледобывающих активов, разделении их на те, которые будут продаваться, и те, которые останутся работать на государство, а затем продажу на аукционе части шахт. При этом Министерство угольной промышленности считает, что неприбыльные шахты нужно продавать за бесценок с условием их дальнейшей эксплуатации.

На вырученные деньги государство должно строить современные модернизированные шахты, постепенно заменяя ими устаревшие. Без строительства новых шахт закрывать старые — социально проблематично, а так людей можно постепенно переводить на работу в лучшие условия. Впрочем, по подсчетам специалистов, для строительства одной современной шахты нужно в среднем 2 млрд. грн. Выручить столько за продажу даже всех нерентабельных шахт пока не удастся.

Егор Смирнов

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/34991.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua