И “дисбаланс”, и “камасутра”

12 окт, 11:16

Ежемесячные совещания комиссии горно-металлургического комплекса (ГМК) Украины, проходящие в Днепропетровске, по традиции называют “балансовыми”. Вчерашнее же, октябрьское, можно смело назвать “дисбалансовым”: давненько уже “металлургическим” чиновникам не приходилось констатировать такое количество проблем в отрасли.

Проводил заседание заместитель министра промышленной политики Павел Шинкаренко, который курирует в Украине цветную металлургию. В своем вступительном слове он отметил важность сегодняшнего совещания по проблемам ГМК в Днепропетровске с участием премьер-министра Виктора Януковича и обратил особое внимание руководителей предприятий на подготовку к осенне-зимнему периоду.

А дальше и начался “дисбаланс”. Руководитель “Металлургпрома” Василий Харахулах заявил, что в сентябре резко упало производство чугуна — на 134 тыс. тонн. Основная причина — недопоставки кокса на ММК им. Ильича и “Запорожсталь”, авария на Енакиевком метзаводе и плановый ремонт доменной печи на Алчевском меткомбинате. Кроме “коксового” дисбаланса, есть еще и “железорудный” — недополучил запланированные объемы Алчевский меткомбинат из-за несвоевременной оплаты, а “ильичевцы” по-прежнему ведут затяжную войну с рударями по уровню цен. Упали и объемы поставок металлолома. Причина — недисциплинированность металлургов в оплате поставок и нехватка вагонов.

Проблема с коксом наметилась архисерьезная. На совещании прозвучали тревожные цифры — объемы поставок отечественных коксующихся углей на коксохимзаводы упали на 180 тыс. тонн. А поскольку качество украинских углей далеко от совершенства, приходится везти угли и кокс из России. К тому же Кабинет Министров своим постановлением распорядился передать 200 тыс. тонн углей, в том числе и коксующихся, тепловым электростанциям — страна готовится к зиме. С импортом углей из России — тоже проблемы. Во-первых, в самой России коксующихся углей не так много, а покупателей, вроде китайцев — масса. Во-вторых, снова не хватает вагонов. Дело в том, что “Укрзалізниця” постоянно допускает задержки с возвратом российских вагонов, поэтому россияне крайне неохотно предоставляют их украинским металлургам. В октябре ожидается относительная стабилизация поставок углей, но в целом металлургам надо готовиться к дальнейшей эскалации проблемы, возникшей, как выразился Василий Харахулах, “из недр земли”.

Хотя металлурги и обратились к “топливному” вице-премьеру Андрею Клюеву с просьбой вмешаться в ситуацию, зима будет непростой. Снова, после нескольких месяцев режима экономии, быстро растет потребление природного газа. Если с нового года его цена составит 135 долларов за тысячу кубометров на границе Украины, а на входе метпредприятий она составит примерно 176-186 долларов, то зимой будет не сладко. Весьма скептически относится г-н Харахулах и к планам увеличить в следующем году производство стали на 11% — до 36,7 млн. тонн — расчеты не точны. А масштабная программа модернизации, запланированная Алчевским меткомбинатом, требует серьезной доработки.

В отличие от коксохимиков, горняки работают нормально. В сентябре увеличилось производство руды на 0,8%, концентрата на 10%, окатышей на 41%, агломерата на 2,6% и известняка на 20%. Особо резкого темпа прироста добился Северный ГОК, на Ингулецком ГОКе отмечено некоторое падение производства из-за уменьшения спроса. Руководитель “Укррудпрома” Юрий Путря отметил, что увеличиваются объемы продукции на складах ГОКов, есть факты простоя груженных сырьем железнодорожных составов на меткомбинатах — металлурги по каким-то причинам задерживаются с приемом. Сложными остаются и отношения с “Укрзалізницею” — из-за нехватки вагонов в прошлом месяце сорван график работы Полтавского ГОКа, в октябре “выбита из колеи” “Сухая балка”. Юрий Путря призвал металлургов обосновать производственные планы на 2007 год, чтобы горняки могли планировать работу и понимать свои экспортные перспективы. А от экспорта рудари отказываться ни в коем случае не намерены — нам нужны устойчивые позиции и контракты, подчеркнул Путря.

И снова о проблемах. Представители ММК им. Ильича обвинили Авдеевский коксохимзавод в умышленном срыве поставок кокса. Всем потребителям кокс поступает вовремя, а нам — нет, говорят “ильичевцы”. Поэтому кокс приходится искать в России, в частности, на Алтае. Со стороны ММК им. Ильича прозвучали претензии и в адрес Ингулецкого ГОКа — по их мнению, цены уже “перешагнули” мировой уровень. “Ильичевцы” попытались было найти российских поставщиков, но те тоже взвинтили цены. На ММК им. Ильича уверены: поскольку их комбинат не принадлежит какой-либо промышленно-финансовой группе, то против него ведется самая настоящая война. А страдает 80-тысячный трудовой коллектив. Правда, представитель ИнГОКа несколько поумерил пыл мариупольцев, сообщив, что ММК им. Ильича должен за уже поставленное сырье астрономическую сумму — 70 млн. гривен.

Продолжился “дисбаланс” и с “Укрзалізницею” — горняки недополучили 1650 вагонов. Несмотря на постоянный рост тарифов, вагонный парк не обновляется, срываются графики работы. По данным металлургов, за последние десять лет “Укрзалізниця” приобрела всего 500 вагонов, в то время как ныне покойный министр транспорта Георгий Кирпа планировал ежегодно покупать не менее 3500. Пришло время Кабинету министров серьезно вмешаться в отношения горно-металлургической отрасли и железнодорожников, уверены участники совещания.

Под занавес совещания “дисбаланс” дополнился “камасутрой”. Как считают метизники, с приходом на “Криворожсталь” компании Mittal Steel их отрасль обречена на вымирание. В последние месяцы “Mittal Steel Кривой Рог” семь раз повышал цены на катанку, в результате украинская метизная продукция стала неконкурентноспособной, а на наш внутренний рынок уже бойко заходят россияне, турки и китайцы. “Накрутка” на катанке на сегодняшний день составляет 80%, так что ни о каком экономическом обосновании индийских “художеств” не может быть и речи — Mittal Steel пользуется нашей дешевой энергией и рабочей силой и извлекает колоссальные прибыли. Метизники грубовато, но вполне адекватно охарактеризовали ситуацию: “Индусы нас как хотят, так и имеют”. А глава ЦК профсоюза горняков и металлургов Украины Владимир Козаченко добавил, что Mittal Steel не выполнила восемь пунктов договора купли-продажи “Криворожстали”, поэтому пришло время подумать о возвращении комбината в государственную собственность.

Подводя итоги совещания, Павел Шинкаренко обещал поднять все эти вопросы на уровень Кабинета министров. А металлурги могут много интересного рассказать премьер-министру Украины Виктору Януковичу.

Инф. ukrrudprom


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/35199.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua