Снижение мировых цен на нефть как фактор роста внутрироссийских цен на бензин

16 окт, 15:02

Все у нас не как у людей. Создается впечатление, что экономика России не только существует независимо от мировых макроэкономических процессов, а вообще развивается в противоположном направлении. Цены на бензин в мире за три последних месяца (имеются в виду июль-сентябрь) снизились примерно на 32%. Мировые цены на нефть снизились до самого низкого показателя за весь 2006 год - 57,37 долларов за баррель. Сезон уборки сельхозпродукции и так называемых летних выездов граждан, вроде бы, завершен. Однако, вместо ожидаемого по всем законам логики снижения стоимости бензина в России, он, наоборот, дорожает.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в августе 2006 года потребительские цены на бензин в среднем по России увеличились на 5,4% по сравнению с предыдущим месяцем и составили 17,87 руб. за литр. Повышение цены на бензин было зафиксировано в 79 субъектах РФ. В целом за 8 месяцев 2006 года цены на бензин выросли на 9,3%. (Интересно, как МЭРТ удастся в конце года представить статистику о том, что инфляция за год не вышла за пределы 9%?!)

Эксперты называют установившиеся на сегодня цены на автомобильный бензин на уровне 20-22 рублей за литр предельными. И дело даже не в этих достаточно высоких для среднего потребителя цифрах, а в необоснованности тенденции цен к росту. Стоит отметить, что и бюджетные поступления за счет торговли нефтью также не сокращаются на фоне ее удешевления, а, наоборот, растут.

Эксперты отмечают, что падение цен на нефть, которые за два месяца снизились уже более чем на четверть и оказались ниже отметки в 55 долларов за баррель, могут сказаться на бюджетных поступлениях не раньше, чем в декабре. Пока же, при более низких ценах поступления в бюджет от нефти будут даже выше, чем при августовских пошлинах, когда "черное золото" стоило дороже. Напомним, что экспортные пошлины на нефть с 1 октября были установлены на новом рекордном уровне - 237,6 долларов за тонну.

В августе действовала пошлина в размере 216,4 долларов за тонну. По данным Минфина РФ, бюджет за январь-сентябрь 2006 г. исполнен с профицитом в 1 триллион 685 миллиардов 485,7 миллионов рублей.

Такое противоречащее логике увеличение бюджетных поступлений связано с тем, что пошлины на "черное золото" в РФ пересматриваются не чаще, чем раз в два месяца и на текущий момент продолжают оставаться на максимальных уровнях.

Получается, что чем ниже мировые цены на нефть и бензин, тем выше российские цены на них. Сегодня можно говорить о картельном сговоре крупных нефтяных компаний, компенсирующих свои потери от падения мировых цен и экспортных пошлин за счет розницы внутри страны. Неслучайно парламентарии выступили с инициативой установить административный государственный контроль над бензиновыми ценами, наподобие регулирования энерготарифов.

Но прямого государственного регулирования тарифов, скорее всего, не будет. Как инструмент воздействия на цену на бензин предполагается использовать антимонопольное законодательство. В МЭРТ, например, считают, что необходимо ужесточить антимонопольный контроль на рынках нефтепродуктов, так как основной причиной роста цен на бензин является отсутствие конкуренции в сфере их переработки и сбыта.

В качестве средства из арсенала антимонопольного контроля можно привести штрафные санкции за нарушения антимонопольного законодательства, в, частности, за картельный сговор и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Любовь Богословская

Инф. kommentator


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/35777.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua