17 окт, 13:53
За счет чего можно снизить стоимость "горючки" в Украине?
На фоне ставшего уже привычным постоянного роста розничных цен (в октябре он составил рекордные для текущего года 2%) довольно приятным исключением стали снижающиеся цены на бензин. Тайна этого действа заключается в том, что Кабинет министров и нефтетрейдеры договорились о снижении розничных цен на нефтепродукты, реализуемые на территории Украины: бензин марки А-95 — 4,10 грн./л, А-80 — 3,8 грн./л, дизельное топливо — 3,95 грн./л.
Фактор глобальной цены
Безусловно, на это самым серьезным образом повлияла ситуация на мировом нефтяном рынке. Падение стоимости барреля нефти происходит на фоне ожидания увеличения запасов нефтепродуктов в США и переговоров вокруг иранской атомной программы. Джордж Буш недавно сообщил, что введению санкций в отношении Ирана он предпочел бы дипломатическое решение проблемы. К слову: в июле "военная премия" в ценах на нефть, связанная с конфликтом в Ливане и напряженностью вокруг Ирана, составила около $12—15. Сейчас она гораздо меньше, всего $2—4, но по-прежнему существует.
Последняя волна подорожания нефти возникла в разгар двух конфликтов на Ближнем Востоке. Во-первых, шли военные действия между Израилем и ливанской "Хезболлой", которые могли захватить Сирию и Иран. Хотя ни Ливан, ни Израиль напрямую не вовлечены ни в добычу, ни в транспортировку ближневосточной нефти, противостояние вело к формированию "военной премии". Во-вторых, на высшей точке напряженности находился дипломатический конфликт между Вашингтоном и Тегераном по вопросу развития иранской ядерной программы. Соединенные Штаты активно пытались провести через Совет Безопасности ООН резолюцию, которая бы ввела торговые санкции в отношении Ирана. Если бы это произошло, с мирового рынка могло исчезнуть до 2 млн. баррелей иранской нефти в сутки. А поскольку никто, даже располагающая заметными незадействованными мощностями нефтедобычи Саудовская Аравия, не в состоянии быстро компенсировать их исчезновение, то санкции против Тегерана привели бы к формированию заметного дефицита.
Кроме политической ситуации на Ближнем Востоке, на нефтяные цены серьезно повлияли новости из Соединенных Штатов. В следующем году экономика США будет расти гораздо медленнее, чем в последние несколько лет. Если ФРС не удастся справиться с инфляцией, то она будет повышать процентные ставки, скажем, до 6%. Тогда не исключен вариант и с краткосрочной рецессией, что будет ощущаться по всему миру, в особенности в тех странах, которые направляют заметную часть своего экспорта на американский рынок.
Замедление темпов роста в США — не самая приятная новость для нефтеэкспортеров. Штаты — крупнейший импортер нефти и промышленных товаров из Китая и Японии — импортеров нефти номер два и номер три соответственно. Если американцы начинают сокращать потребление не только бензина и американских товаров и услуг, но и товаров из Китая, то глобальный спрос на нефть может остановить свой рост, а то и упасть. Кроме этого, все чаще звучат голоса в пользу общей мировой экономической рецессии.
Еще один крайне важный момент. Сложно оценить, какова спекулятивная составляющая стоимости нефти. Но то, что она заметно присутствует, — не вызывает ни малейшего сомнения. Теперь представим себе ситуацию, при которой у некоторых хедж-фондов элементарно "не выдержат нервы". Может быть, даже сейчас у них уже размещены так называемые "стоп-лоссы", в соответствии с которыми они предписывают своим брокерам продавать нефть после преодоления отметки, скажем, в $55 за баррель. Ведь ситуация вполне вероятная! А если избран уровень не в $55, а в $60? Трудно представить, что тогда начнется. Особенно для экспортеров нефти.
Но не будем представлять себе подобную ситуацию, хотя она вполне может стать реальностью. Тем более что жизнь уже неоднократно давала нам возможность убедиться в том, что быть уверенным в спокойствии на Ближнем Востоке — все равно что грубо обманывать самого себя. Восток — дело тонкое. На него, возможно, и надеются экспортеры нефти…
Внутреннее влияние
Однако что же нужно сделать для того, чтобы цены в Украине не зависели от мировой конъюнктуры? Самым ответственным образом отвечу — ничего! Не зависеть от мировых цен мы не сможем никогда. Поэтому предлагаю рассмотреть возможность внутреннего влияния на цены нефтепродуктов, ведь оно все равно несоизмеримо с силой влияния конъюнктуры мирового рынка.
Казалось бы, все просто: в цивилизованном мире, чтобы уменьшить цены на товары, снижают налоги на них. В первую очередь речь идет об обнулении акциза и НДС. Да, на немонополизированном рынке такой шаг автоматически вызовет сокращение цен как раз на величину НДС и акциза. Однако в нашей стране рынок бензина носит отчетливо выраженный монопольный характер. Поэтому без специальных мер такое снижение цен будет существенно меньшим или его вообще не будет, что вероятнее всего. В то, что эти меры могут быть предприняты, почему-то не верится. Были ли у нас в Украине случаи разрушения монопольного положения на рынке нефтепродуктов? Доведенных до полного логического завершения — не было. И понять, почему — нетрудно. Бюджет надо "сводить", пенсии и зарплаты платить, а тут "веселенькое" предложение — отменить акциз и НДС на одном из наиболее емких с точки зрения денег рынке.
Проблема демонополизации рынка нефтепродуктов — это один из реальных путей позитивного для потребителей возможного влияния на ценовую ситуацию на нем.
Еще один важный момент. Проблема неэффективности отечественной нефтепереработки известна даже школьникам. Упоминать показатель глубины переработки нефти на большинстве украинских НПЗ даже как-то неудобно. В связи с этим хозяева нефтеперерабатывающих заводов периодически говорят об обнулении импортных пошлин на ввоз технологического оборудования. Эта мера в правительстве активно проталкивается нефтяниками. Прекрасная мысль — за наш с вами счет способствовать модернизации отечественных НПЗ! Частных НПЗ, прошу заметить! Ибо недополученные в бюджет средства где-то надобно будет изыскать. Источник один — тот же государственный бюджет, то есть придется усилить налоговое давление на какие-то другие отрасли экономики. Интересно, есть ли добровольцы? Так что пусть уважаемые владельцы нефтеперерабатывающих заводов как-нибудь сами решают свои проблемы. Кстати, здесь есть риск, что нефтяники под шумок просто пытаются ослабить налоговое давление на их текущую деятельность в части амортизации.
А вот заняться выяснением реальной экономики торговли нефтепродуктами в Украине было бы очень полезно. Почему-то есть подозрение, что рентабельность этой деятельности отнюдь не так мала, как нам постоянно твердят нефтяники и нефтетрейдеры. Причем наибольшая рентабельность формируется именно в розничной сети. Конечно, будучи сторонником либеральной рыночной экономики, тяжело говорить о подобных вещах, но стоит подумать об ограничении торговой надбавки. Если уж стоимость бензина и дизельного топлива в структуре себестоимости любой продаваемой в Украине продукции велика, то этот вариант надо рассмотреть серьезно.
Повторяться на тему создания реально действующей и реально подконтрольной государству вертикально-интегрированной нефтяной компании не стану — целесообразность этого не только не пропала, а даже возросла. Однако эта тема вызывает лишь досаду и грустную улыбку у специалистов: они уже не верят в реализацию такого сценария. Выходит, что реальных путей снижения стоимости нефтепродуктов в нашей стране не так уж и много. Для их реализации, как это ни банально звучит, в первую очередь нужна политическая воля. Желательно без составляющей революционной целесообразности.
Таким образом, нам остается уповать на долгосрочность тенденции снижения цены нефти на мировом рынке. А также готовиться к тому, что рано или поздно литр бензина будет в Украине стоить столько же, сколько в цивилизованной Европе. Такова плата за экономическую интеграцию.
Константин Шмидт
Инф. versii
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/36017.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua