Старость – не радость. Для бюджета

17 окт, 14:22

Пенсионная система Украины требует серьезного реформирования

Всемирный банк порекомендовал Украине увеличить пенсионный возраст для женщин. Если правительство прислушается к его рекомендациям, представительницам слабого пола придется выходить на пенсию не в 55, а в 60 лет. Правда, не сразу: в соответствии с рекомендацией, увеличение пенсионного возраста необходимо проводить поэтапно — на шесть месяцев ежегодно вплоть до 2017 года. Это, по мнению специалистов Всемирного банка, позволит экономить в среднем 0,32% ВВП ежегодно. В Украине такое предложение сразу вызвало волну дискуссий. Но несмотря на личное отношение к нему, нельзя не признать: пенсионная система Украины требует серьезного реформирования. Причем как можно быстрее.

Демографическая подоплека
Обосновывая свое предложение, специалисты Всемирного банка обращают внимание на тот факт, что пенсионный возраст в Украине — один из самых низких в мире. И особенно это касается женщин. Если украинки выходят на пенсию максимум в 55 лет, то для жительниц большинства развитых стран пенсионный возраст составляет 60—65 лет.

Однако, кроме наследования европейского опыта, идея поднятия пенсионного возраста имеет и куда более серьезное обоснование. Уже сегодня на десять получателей пенсий — всего одиннадцать плательщиков пенсионных взносов. На практике это означает, что почти каждому легально работающему гражданину приходится самостоятельно содержать одного пенсионера. Ситуация усугубляется еще и тем, что из общего количества плательщиков пенсионных взносов примерно каждый пятый находится на особом режиме налогообложения. А значит, перечисляет в Пенсионный фонд значительно меньше, чем остальные сограждане.

Причем улучшения ситуации в скором будущем ждать не приходится. Из-за чрезвычайно низкой рождаемости население Украины постепенно стареет. А это означает, что "пенсионная нагрузка" на работающее население с каждым годом будет только возрастать.

Стоит заметить, что в такой ситуации оказалась не только Украина. К примеру, еще в начале 2005 года рейтинговое агентство Standard&Poor's (S&P) опубликовало прогноз, согласно которому старение европейцев скоро приведет к росту бюджетного дефицита и снижению кредитных рейтингов стран ЕС. По мнению специалистов S&P, демографическая ситуация уже сейчас вызывает чрезмерную социальную нагрузку на бюджеты развитых стран, а в сравнительно недалекой перспективе (прогноз был сделан на 30 лет) вызовет резко негативные изменения в экономике: объем задолженности, связанной с возрастающими затратами на социальное обеспечение и здравоохранение, может составить 200% ВВП таких стран, как Франция и Германия. Соответственно, рейтинговое агентство вынуждено будет снижать суверенные кредитные рейтинги европейских стран вплоть до неинвестиционного уровня.

Не лучше обстоит дело и в соседней России. Правда, если европейское население стареет благодаря постоянно увеличивающейся продолжительности жизни при довольно низкой рождаемости, то в постсоциалистических странах с продолжительностью жизни дело обстоит далеко не так хорошо. Однако и уровень рождаемости здесь такой низкий, что по темпам старения населения Россия и Украина нисколько не уступают развитым странам.

Что касается России, то там дефицит Пенсионного фонда в этом году составил уже 88,2 млрд. рублей. Правда, россияне назвали и еще одну причину резкого ухудшения ситуации, получившую название "демографический провал". Дело в том, что на пенсию начали выходить те граждане, которые появились на свет после Великой Отечественной войны. А тогда, как известно, был пик рождаемости.

Поиски выхода: международный опыт
На протяжении многих лет одной из самых эффективных считалась пенсионная система Германии. И хотя она состоит из трех уровней — государственного, корпоративного и частного, — акцент делался именно на государственном пенсионном страховании. Оно является обязательным для тех людей, чей ежемесячный доход до вычета налогов не превышает 3900 евро. Отчисления в Пенсионный фонд составляют 19,5% заработка гражданина и выплачиваются им пополам с работодателем. Пенсии же выплачиваются в зависимости от трудового стажа и тарифной профессиональной сетки. То есть фактически речь идет о привычной для Украины солидарной пенсионной системе.

Однако немцы вовремя поняли, что ввиду существующих демографических тенденций эта система рано или поздно даст сбой. В 2001 году была введена так называемая "пенсия Ристера" (по имени министра труда ФРГ). Это система частного накопительного страхования, поддерживаемая государством. Суть ее состоит в том, что гражданин вносит на свой личный накопительный счет от 1 до 4% годового дохода. При этом на каждые 100 единиц добровольного взноса государство начисляет свои 15 единиц.

Таким образом государство стимулирует переход к накопительной пенсионной системе, когда каждый общества сам обеспечивает свою старость, не полагаясь особо ни на государство, ни на работающих сограждан.

Всерьез задумались о реформировании пенсионной системы даже в США, где большая часть людей и так пользуется накопительными пенсионными механизмами. В прошлом году республиканцы предложили изменить систему пенсионных отчислений для тех граждан, которые родились после 1950 года. Согласно предложению, две трети своих пенсионных взносов американцы смогут перечислять не в общий пенсионный фонд, а на индивидуальные инвестиционные счета, которые будут управляться государством и находиться под его контролем.

Вообще же, пенсионные реформы начались в целом ряде государств. Далеко не все они сводятся к переходу к накопительной системе. Во-первых, эта система подходит для стран с обширным средним классом: только хорошо оплачиваемые работники могут накопить себе достаточно солидные суммы. Кроме того, она тоже далеко не идеальна.

Суть накопительной системы сводится к тому, что накапливаемые на персональных счетах деньги инвестируются и приносят дополнительный доход. С одной стороны — это большой плюс, так как, кроме накопления пенсий, эта система увеличивает совокупные национальные накопления и инвестиции в экономику страны. Но с другой стороны, сумма накопленных на индивидуальных счетах средств напрямую зависит от эффективности инвестирования. Проще говоря, если деньги были инвестированы неэффективно, то ни о каких накоплениях говорить не придется. К примеру, потеряли свои пенсионные сбережения работники обанкротившейся американской корпорации Enron, чьи пенсионные сбережения были вложены в акции компании. В результате катастрофического падения котировок акций пенсионные активы стоимостью $1,2 млрд. практически полностью обесценились.

Украинский велосипед
Именно по этой причине многие страны пошли по пути реформирования солидарной пенсионной системы при одновременном развитии накопительной системы в качестве инструмента получения дополнительной пенсии. Это так называемая многоуровневая пенсионная система, которая должна гарантировать защиту от максимального количества рисков. При этом реформирование первого — солидарного — уровня, как правило, означает ликвидацию многочисленных льгот, ограничение практики досрочного выхода на пенсию, увеличение периода обязательных взносов в Пенсионный фонд, а также взносов льготников. Ну и, конечно же, увеличение пенсионного возраста.

В той же Германии, например, обсуждается вопрос увеличения пенсионного возраста с 65 до 67 лет, а также повышения размеров обязательных отчислений в пенсионную кассу с нынешних 19,5 до 22%. Во Франции пенсионный возраст уже подняли с 60 до 62,5 лет. В Венгрии пенсионный возраст пока подняли только для женщин — до 60 лет, но уже в 2009 году все венгры будут уходить на заслуженный отдых в 62 года. По тому же пути идут Литва, Молдова, Казахстан и некоторые другие страны.

В Украине пенсионную систему реформируют уже не первый год. Основной шаг в этом направлении был сделан еще в 2003 году, когда были приняты законы "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и "О негосударственном пенсионном обеспечении". Вместе они должны были сформировать вполне "продвинутую" трехуровневую систему пенсионного обеспечения. Первый уровень — это реформированная солидарная система, второй — государственная накопительная и третий — негосударственные добровольные накопления. Ни второй, ни третий уровни этой системы на сегодняшний день не работают. Третий — из-за тотального недоверия населения к финансовым институтам вообще и к негосударственным пенсионным фондам в особенности. Второй — из-за того, что при постоянном дефиците Пенсионного фонда направлять часть пенсионных взносов на индивидуальные счета граждан не представляется возможным.

Что же касается первого уровня — солидарной пенсионной системы, — то она была реформирована весьма своеобразно. Основная идея реформирования заключалась в том, чтобы устранить "уравниловку" и пересчитать пенсии в зависимости от трудового стажа и бывших заработков нынешних пенсионеров. Механизм пересчета был предложен следующий: сумма зарплаты, с которой человек выходил на пенсию, делится на среднюю за тот год — таким образом выводится коэффициент. Этот коэффициент умножается на число, равное средней заработной плате сегодня, и затем из полученного числа выводится сумма из расчета один процент за каждый отработанный год. В итоге, как обещали реформаторы, увеличение своих доходов почувствуют на себе все без исключения пенсионеры.

Правда, у некоторых экспертов и тогда закралось сомнение: ведь размер выплачиваемых пенсий в любом случае будет зависеть от тех сумм, которыми располагает Пенсионный фонд. Проще говоря, пересчитывай — не пересчитывай, а денег как не было, так и не будет. В итоге примерно так все и получилось.

В то же время неизменным осталось и то, что первым делом реформируют в других странах. Прежде всего, многочисленные льготы и практика досрочного выхода на пенсию. Нельзя не вспомнить и о широко распространенном у нас начислении пенсий работающим пенсионерам. В принципе, такая практика противоречит самой сути пенсионного обеспечения. Ведь пенсия — это замещение заработка, утраченного в связи со старостью. Схема "пенсия плюс зарплата" как-то не очень вписывается в эту идею. Тем более, если речь идет о 45-летнем "пенсионере", которых у нас немало.

В общем, можно долго спорить о целесообразности повышения пенсионного возраста для женщин. Скорее всего, рано или поздно на этот шаг придется пойти. Очевидно другое — пенсионная система Украины требует серьезного реформирования. И чем быстрее оно будет проведено, тем меньше проблем ждет будущих пенсионеров. То есть всех нас.

Ирина Светикова

Инф. versii


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/36025.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua