24 окт, 11:58
Вопрос перечисления эмиссионного дохода в государственный бюджет слишком сложен
Когда деньги делались из золота или серебра, граждане могли пойти на монетный двор и превратить имеющиеся у них металлические слитки в монеты.
Суверен (сеньор), гарантируя ценность этих монет, сохранял за собой определенный процент слитка, и это называлось сеньоражем.
Фрэнсис Бэкон
Тема сеньоража крайне редко поднимается в СМИ, и неудивительно, что многие читатели даже не знают, что это такое. Если говорить кратко, сеньораж — это разница между себестоимостью производства банкнот и их номинальной стоимостью. В современных условиях сеньораж взимается от чистой прибыли, получаемой любой организацией, осуществляющей эмиссию денег, включая выпуск банкнот, как правило, центральным банком страны. В прошлые века сеньораж рассчитывался как разница между монетарной и слитковой стоимостью серебра, содержащегося в серебряной монете. До сих пор вопрос, кому должна принадлежать прибыль от изготовления денег — банку страны или казначейству, является открытым для многих стран. В том числе и для Украины.
Ликбез по сути
Начнем с крайне любопытного факта. Мировой судья южноитальянского города Лечче вынес вердикт, согласно которому обычай Итальянского центробанка оставлять за собой разницу стоимости (сеньораж) за печатание бумажных денег незаконен и эти деньги должны быть возвращены их законным владельцам — гражданам Республики Италия. Сумма, о которой идет речь, составляет в общей сложности 5 миллиардов евро за печатание бывшей национальной итальянской валюты (лиры) за период с 1996-го по 2003 годы. После 2003 года этот вопрос перешел под юрисдикцию Европейского центрального банка. Тяжба была поддержана итальянской ассоциацией потребителей ADUSBEF, которая занимается исками, связанными с банковским делом, финансовыми и почтовыми службами, а также страховками. Адвокаты Итальянского центробанка воспротивились иску, назвав его требования "необоснованными".
Этот пример во многом показателен. Если обратиться к истории, сеньораж возник еще в феодальную эпоху: во времена моно- и биметаллического обращения суверен (сеньор) получал исключительное право чеканить деньги. И разницу между номиналом и реальным содержанием серебра или золота каждый такой сеньор забирал себе в качестве налога, отсюда и само слово — сеньораж. Примерно в ХVI веке функцию чеканки денег взяли на себя короли.
Проблема состояла в том, что они имели право выпускать сколько угодно денег. Когда их оказывалось в несколько раз больше, чем товаров, росли цены. Поэтому в экономическом смысле сеньораж — это инфляционный налог. Так как доход государства от сеньоража основывается на желании населения поддержать на неизменном уровне уменьшающиеся во время инфляции реальные кассовые остатки, то, увеличивая темп инфляции, государство получает дополнительный источник дохода. Вот какой интересный поворот!
Первыми опасность увидели американцы, и в начале прошлого века в США создали единый эмиссионный центр — Федеральную резервную систему. Другим толчком к установлению монополии центрального банка на выпуск денег была Великая депрессия 30-х годов. В конечном итоге человечество пришло к цивилизованной системе, при которой правительства на равных условиях с другими участниками рынка получают деньги только от рынка.
К слову, стоит привести еще один факт из этой сферы. Экспансия доллара позволяет Соединенным Штатам получать так называемый сеньораж — доход, возникающий из разницы между покупательной способностью эмитированной валюты и стоимостью ее эмиссии. Скажем, печатание 100-долларовой купюры обходится менее чем в $0,5, а ее покупательная способность равна как раз $100. Следовательно, $99,5 составляет чистый доход эмитента, его сеньораж.
Вообще, точную цифру доходов любого государства от сеньоража подсчитать невозможно — эта информация является государственной тайной. По оценке МВФ, сеньораж в России колеблется (в различные годы по-разному) на уровне 15% валового национального продукта. По приблизительным оценкам специалистов Центрального банка Нидерландов, сеньораж от эмиссии банкнот и монет в настоящее время составляет в ведущих экономически развитых странах 0,28—0,66% ВВП. В то же время текущие расходы центральных банков находятся на уровне 0,03—0,17% ВВП. В Соединенных Штатах этот показатель был весьма незначителен: сеньораж составлял менее 3% общего объема доходов государства. В Италии и Греции до введения в обращение евро на сеньораж приходилось более 10% доходов государства.
К слову, Европейское статистическое ведомство (Евростат) запретило странам, входящим в еврозону, использовать доход, который возник в процессе обмена национальных валют на евро, для сокращения своих бюджетных дефицитов. Доходы, связанные с эмиссией денег, могли возникнуть, в частности, за счет оседания части выведенных из обращения национальных банкнот и монет у коллекционеров. Если учитывать, что всего в обращение было выпущено около 15 миллиардов банкнот евро и 50 миллиардов монет, то доходы от сеньоража во время обмена на евро могли существенно пополнить бюджеты. Еще один момент: в странах, переживающих гиперинфляцию, сеньораж часто является первостепенным источником доходов.
Исходя из формулировок "Финансово-кредитного энциклопедического словаря", в ряде случаев сеньораж получает та страна, валюта которой используется иностранными государствами для торговых целей или в качестве резерва. В этом случае сеньораж означает доход от дополнительных реальных или финансовых активов, которые страна может приобрести благодаря запасам своей валюты за рубежом, минус проценты по тем активам, в которые иностранцы (нерезиденты) инвестировали свои вклады, и минус любые дополнительные административные расходы.
Эмиссия безналичных денег обходится еще дешевле. Фактически электронный рубль, гривна или доллар не имеют себестоимости, поэтому теоретически прибыль эмитента в этом случае равна 100%. По мнению известного исследователя истории денег Джона Везерфорда, электронный сеньораж станет ключевым фактором в накоплении богатства и власти в XXI веке. Но автор не склонен рассматривать безналичную эмиссию с точки зрения сеньоража. Это было бы уже излишней гиперболизацией и доведением до абсурда этого вопроса.
Прибыль или убыток?
А вот что касается реальной проблемы, то ознакомление со статистикой Нацбанка Украины показывает: из общего количества монет на 1 января 2006 года 16% составляли однокопеечные монеты, 12% — двухкопеечные, 18% — пятикопеечные. В сумме 46% выпущенных монет — этих трех номиналов. В общем, складывается впечатление, что чиновники Нацбанка давно не ходили по общественным местам типа продовольственных магазинов и рынков, и живут воспоминаниями. А тем временем для государства невыгоден выпуск копеек: себестоимость выпуска однокопеечной монеты превышает 10 копеек. Государство потратило на чеканку однокопеечных монет немеряное количество стали и мельхиора. Стоимость одного только металла заметно превышает номинал монеты, а ведь есть еще расходы на чеканку, хранение, транспортировку.
Так что теоретически весьма выгодной была бы операция по изъятию из оборота копеек, переплавке их в чистые металлы и продаже этого металла. Но — только теоретически.
Попробуйте, наберите копейками хотя бы 10 гривен! Потребуются 1000 копеек весом в 1 килограмм, недюжинный оптимизм, трудолюбие и терпение.
Но ведь так было и так будет всегда. Менялся набор проблем и их острота. И на такую мелочь, как, извините за тавтологию, денежная "мелочь", никто не обращал внимания. И, похоже, не собирается. А ведь было бы неплохо сопоставить расходы на чеканку монет и номинал этих монет.
Проблема мелких монет вовсе не пустяковая, как это может показаться на первый взгляд. Дело в том, что сеньораж может быть как положительным (прибыль от эмиссии денег), так и отрицательным (убыток). И убыточность производства монет мелкого номинала грозит привести к сеньоражу с отрицательным знаком в немалых размерах. Так что вопрос монет сложный. Нет, даже сложнейший! И однозначного ответа на него нет.
Безусловно, печатание денег — самый доходный вид хозяйственной деятельности. Поэтому во всех странах мира это монополия государства. У нас она тоже формально государственная, а, по сути, стала частной, поскольку НБУ полностью замкнул ее использование на свои ведомственные интересы. Реализуя монополию на право проведения денежной эмиссии и организации денежного обращения, он скромно записывает прибыль, полученную в результате сопоставления убытков от монет и сверхприбыли от печати крупных банкнот, в соответствующую часть своего баланса. В бюджет же перечисляется прибыль (т. е. разница между доходами и расходами) Нацбанка, а не прибыль конкретно от выпуска денег.
В результате прибыль Нацбанка малозаметна как категория доходов бюджета, хотя имущество НБУ — государственная собственность, и правительство имеет достаточно обоснованное право требовать перечисления в госбюджет максимально возможной суммы. Правда, и те, кто ратует за полное перечисление эмиссионного дохода в государственный бюджет, не до конца понимают природу Центрального банка страны, считая, что, как и столетия назад, сеньораж — это разница между номиналом и себестоимостью производства денег. Впрочем, мир уже давно изменился, никто не использует в обороте деньги из серебра или золота.
С развитием национальных банков и переходом от биметаллического денежного обращения к банкнотно-бумажному изменилась и форма сеньоража: теперь это доходы Национального банка, получаемые от передачи на кредитной основе только что напечатанных денег коммерческим банкам. Эти доходы накапливаются, за их счет покрываются затраты самого Нацбанка, а излишки передаются правительству: ведь НБУ, согласно закону, не является прибыльной организацией. По мнению некоторых специалистов, можно говорить, что в настоящее время сеньораж существует уже посредством создания резервов коммерческих банков, а не только как разница между номиналом и себестоимостью.
Вячеслав Бутко
Инф. versii
Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/37219.html
Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua