«Ребенок без роженицы»?

24 окт, 12:08

Критику бюджета и программы социально-экономического развития нельзя оставлять без внимания
 
Перефразируя относительно новую, но довольно популярную поговорку, можно сказать, что бюджет, а также принимаемая параллельно с ним программа социально-экономического развития страны — не доллар и не могут всем нравиться. И все же для них обязательно — к этому стремиться. Потому что эти документы должны стать мощным и одновременно понятным сигналом как для экономики, так и для каждого гражданина, убедить их в том, что у правительства есть идеи и подтверждающие их расчеты, позволяющие прогнозировать высокий, средний или низкий рост экономики и, соответственно, жизненного уровня населения страны (ни одно правительство еще не планировало регресс и соответственно жизнь при затянутых поясах, все обещали улучшения, если не сегодня, то завтра). Отсюда высокий интерес, проявляемый общественностью к этим документам, позволяющим, кроме всего прочего, проверить соответствие избирательных программ, пришедших к власти сил, их реальным возможностям и намерениям.

В конце прошлой недели общественность была особо активна на этом направлении, поскольку ранее намечалось именно в эти дни рассматривать программные документы правительства в парламенте. И хотя соответствующие сроки перенесены на конец месяца, программно- бюджетный портфель в ходе общественных слушаний существенно пополнен как критическими замечаниями, так конструктивными мыслями и идеями. Дело теперь лишь в том, чтобы правительственная коалиция нашла время и ресурсы, чтобы все это переварить и тем или иным образом использовать.

Чрезвычайно критичной выглядит позиция Федерации профсоюзов, с начала года вступившей с правительством в трудовой конфликт, который был прекращен после того, как правительство снизило цену газа для населения, но теперь, по-видимому, будет продолжен в сфере бюджетных отношений. При этом логика основных профсоюзных претензий, как говорится, железная. С июля этого года минимальная заработная плата в Украине 57 евро. А вот во Франции она 1218, в Бельгии — 1234, в Великобритании — 1269, в Голландии — 1237, Ирландии — 1293, Люксембурге — 1503 евро. В Португалии минимальный заработок, установленный государством, — 437 евро, в Словении — 512, на Мальте — 580, в Испании — 631, в Греции — 668 евро. Существенно выше, чем у нас минимальная зарплата и в постсоциалистических странах:: в Латвии — 129, Литве — 174, Словакии — 183, Эстонии — 192, Польше — 234, Венгрии — 247, в Чехии — 261 евро.

Больше того, проект бюджета издевательски предусматривает для работающего гражданина страны прожиточный минимум (на 1 января 2007 г. — 525 грн.), который: а) существенно выше минимальной зарплаты и б) существенно ниже заниженных расчетов Минтруда (612 грн.) и тем более профсоюзов (январь 2007 года — 1094 грн., декабрь — 1176 грн.). Размер минимальной зарплаты, предложенной правительством в проекте бюджета, на 1 января 2007 года составит лишь 76,2% от прожиточного минимума. Такой уровень государственных социальных гарантий ни коим образом не устраивает профсоюзы и не соответствует целому ряду законов Украины и подписанным ею международным договорам. Более того, по мнению профсоюзных функционеров, бюджет на 2007 год содержит ряд положений, являющихся нарушениями Конституции.

Оценивая уровень инвестиционно-инновационной направленности проекта бюджета, Федерация профсоюзов отмечает необоснованность целей, размеров и механизмов распределения этих средств, а также контроля за их (4,5% ВВП) использованием. В брошюре «Профсоюзы и бюджет государства» ФПУ указывает на возможность того, что в результате государственные средства непрозрачно распределятся «между отдельными олигархичными группами, что может привести к нецелевому их использованию, росту коррупции, возврату практики ручного управления».

ФПУ имеет большой список недостатков бюджета, им подготовлены предложения о том, как их следует исправить, а также о том, где и как изыскать средства для пополнения доходной части. Правда, внимательный читатель без особого труда обнаружит в «профсоюзном» бюджете свои противоречия (в частности, правительство упрекают в том, что оно намерено снизить долю ВВП, распределяющуюся через бюджет, и одновременно рассказывают ему о том, что снижение налогового давления ведет к росту объемов ВВП).

Профессиональный разговор о программе социально-экономического развития и бюджете- 2007 шел также на круглом столе «Первостепенные задачи социально-экономической политики государства: приоритеты 2007 года» в Национальном институте стратегических исследований. Здесь практически столкнулись две позиции: категорическое неприятие и программы, и бюджета, о чем доложил заместитель руководителя службы социально-экономической политики Cекретариата Президента Украины Анатолий Зрибняк, и конструктивная критика профессиональных экономистов, направленная на то, чтобы довести эти документы, как говорится, до рабочего состояния. В частности, заведующий отделом экономической и социальной стратегии названного института Ярослав Жалило подчеркнул, что программа социально-экономического развития, предложенная правительством, соответствует Универсалу национального единства. Но при этом ученый выдвинул также, пожалуй, самый жесткий упрек в отношении правительственной стратегии, которая, по его мнению, не направлены на осуществление в Украине структурных реформ. Как указал Жалило, без этого можно выполнить какие-то показатели программы и бюджета, но нельзя добиться стремительного и качественного развития экономики, преобразования ее в самонастраивающуюся систему и, соответственно, кардинального улучшения жизни людей. По мнению специалиста, правительству нужно думать не только в внедрении в Украине инновационно-инвестиционной модели развития, но и о поддержании в стране высокого потребительского спроса, соединять оба этих фактора в целях развития внутреннего рынка.

Представляется, объективная оценка обсуждавшихся правительственных документов прозвучала в выступлении заместителя директора НИСИ Захария Варналия. По его мнению, они лучше всех предыдущих, но не настолько совершенны, какими должны бы быть. В частности, он отметил рост региональной ассиметрии в украинской экономике и подчеркнул, что средств, выделяемых бюджетом на ее устранение, хватит разве что для одного депрессивного региона.

Советник главы Счетной палаты и Президент союза акционеров Украины Владимир Науменко указал, что программа социально-экономического развития четко определяет цели и приоритеты правительства, но упрекнул его в том, что в бюджете эти приоритеты почти ничем не подкреплены. «В нем предусмотрены нереальные источники ресурсов для всех 26 приоритетов, — сказал он и спросил: — Сможет ли в этих условиях программа работать на ликвидацию системных диспропорций в украинской экономике?» Эксперт предлагает создать в Украине так называемую сейфовую программу, которая будет действительна как руководящий перспективный документ для всех правительств, которые могут сменять друг друга, но при этом выполнять задуманные предшественниками и одобренные обществом меры по совершенствованию экономики. «Программа на 2007 год — это очень хорошо, но в нее должны бы войти еще и фундаментальные вещи, пригодные и для сейфовой программы, и для перспективы, — отметил Науменко. Он также во многом солидаризовался с мнением Федерации профсоюзов, подчеркнув, что «за счет пенсионера и военного» в бюджете пытаются закрыть налоговые дыры от возобновления свободных экономических зон и территорий приоритетного развития. В этом случае, по словам советника главного аудитора страны, нужно честно сказать: «Затяните пояса...». «А кто будет покупать на внутреннем рынке?». На этот сложный вопрос, по мнению Науменко, ни в программе, ни в бюджете, который не предусматривает реального роста зарплаты, ответа нет. Возмущает специалиста также и то, что в программе не говорится о законодательных мерах по совершенствованию корпоративных отношений, без чего, по его мнению, страна не сможет войти в глобальную мировую экономику. «Ребенок есть (экономические показатели. — Авт. ), а роженицы (внутреннего рынка и системы корпоративных отношений в экономике. — Авт. ) — нет», — с горечью отметил «главный акционер», характеризуя программу правительства. Но критика, это, как говорится, не смертельно. Главное, не пропускать ее мимо ушей.

Виталий Княжанский

Инф. day


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/37224.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua