Нескорый поезд

26 окт, 15:12

Приватизация железных дорог откладывается еще на 10 лет

«Укрзалізниця» представила проект реформы железнодорожного транспорта до 2015 года. За счет реформирования руководство «Укрзалізниці» надеется привлечь инвестиции для обновления подвижного состава и модернизации дорог, а также создать условия для конкуренции в сфере железнодорожных перевозок.

Согласно проекту реформы, на первом этапе программы (до 2008 года) будут разделены функции государственного управления и управления хозяйственной деятельностью железных дорог. С этой целью «Укрзалізницю» превратят в акционерную компанию — ГАК «Українські залізниці», 100% акций которой будут принадлежать государству. ГАК займется хоздеятельностью, а общее управление железнодорожной отраслью окажется в руках Министерства транспорта и связи.

Каким будет второй этап реорганизации отрасли, «Укрзалізниця» не конкретизирует — с 2008 по 2010 годы будет проходить «дальнейшая рыночная трансформация отрасли», обтекаемо говорится в проекте. На третьем этапе (2011-2015 гг.) государство разграничит управление инфраструктурой — железными дорогами, вокзалами, станциями и перевозками.

Проект уже подан руководством «Укрзалізниці» на утверждение в Министерство транспорта и связи.

Реформа отрасли, действительно, необходима — убеждены опрошенные Контрактами эксперты. «Сейчас уровень ж/д услуг вызывает нарекания и отечественного бизнеса, и населения. Реализация реформы позволит преодолеть наметившееся отставание УЗ от других дорог — не только Восточной Европы, но и России с Казахстаном, — и решить ряд важных задач. Необходимо, в частности, разделить операционную деятельность и функции госрегулирования в отрасли, ликвидировать перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых, сделать прозрачным механизм формирования тарифов, создать конкуренцию в сфере ж/д перевозок», — говорит Камен Захариев, директор ЕБРР в Украине.

Экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин менее оптимистичен: «Реформа практически не повлияет на развитие отрасли. Ведь государство не намерено отказываться от централизованного управления железнодорожными перевозками. А инвестиции в отрасль можно привлечь, только отдав прибыльные грузовые перевозки в частные руки».

«Похожие реформы в других странах, например в Великобритании, были неудачными», — предостерегает аналитик ИК Millennium Capital Алексей Некраса. Он также считает, что ситуация в отрасли улучшится, если пассажирскими перевозками займутся частные компании.

К тому же, в программе не указано, кто именно — государство или частники — будет распоряжаться тем или иным видом перевозок. Значит, либо программу по ходу ее реализации придется дополнять новыми пунктами, либо передача ж/д перевозок в частные руки состоится уже после 2015 года.

Как это было
Декабрь 1991 г. Кабинет Министров издал постановление «О создании Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины».
Ноябрь 1992 г. Создано Министерство транспорта Украины, в состав которого вошел департамент железнодорожного транспорта. Госадминистрация ж/д транспорта утратила механизмы влияния на перевозки, управление имуществом и т. д.
Февраль 1992 г. Кабмин ограничивает полномочия Минтранса. Министерство уже не имеет полномочий по управлению хоздеятельностью транспортных структур.
Июль 1993 г. Кабмин утверждает Положение о Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины.
Январь 1994 г. Переход ж/д транспорта на самостоятельные расчеты, начало действия международных принципов оплаты перевозок грузов.
Июль 1996 г. Принят Закон «О железнодорожном транспорте».
Июль 2004 г. Министерство транспорта и Государственный комитет связи и информатизации Украины реорганизовываются в Министерство транспорта и связи.
Май 2006 г. Кабмин передал Минтранссвязи полномочия устанавливать тарифы на грузовые перевозки (по согласованию с Минфином и Минэкономики).
Август 2006 г. Правительство изменило порядок назначения руководства ж/д отрасли: гендиректора «Укрзалізниці» имеет право назначать Кабмин, а не президент.

Инна Звягинцева

Инф. kontrakty


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/37789.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua