Пол-экономики за газ

02 ноя, 10:55

Благодаря отлично спланированной PR-кампании правительство преподнесло новые, обременительные для страны газовые договоренности с Россией как свою убедительную победу. Причем для заключения даже такого ассиметричного контракта исполнительной власти пришлось пойти на дополнительные экономические уступки, что не преминул заметить даже Запад. Чиновники же упорно делают вид, что не знают ни о каких кулуарных пакетных договоренностях с Белокаменной.
 
Газовый междусобойчик
В 2007 г. RosUkrEnergo поставит в Украину до 62 млрд куб. м при гарантированном минимальном объеме 55 млрд куб. м газа по цене $130 за тысячу кубометров. Таковы главные условия подписанного в минувший вторник в Москве между RosUkrEnergo и «УкрГаз-Энерго» дополнения к контракту от 2 февраля 2006 г. Стороны также согласовали объемы поставок голубого топлива на 2008–2009 гг. на уровне 60 млрд куб. м. Ценовые параметры на этот период будут устанавливаться дополнительно с учетом закупочных тарифов на среднеазиатский газ. Напомним, что с начала текущего года RosUkrEnergo покупала туркменский газ по цене $65 за 1 тыс. куб. м. Но уже c октября стоимость возросла до $100, столько же придется выложить и в следующем году. А потому новая цена для Украины позволит компании и дальше получать хорошие прибыли. К слову, именно последующее участие оффшорной RosUkrEnergo в схемах газовых поставок, по признанию экспертов, было одной из уступок Киева, которому теперь и думать нечего о заключении прямых контрактов со среднеазиатскими странами.

Формально правительства двух стран участия в подписании соглашения не принимали. Более того, Виктор Янукович и гостивший у нас его российский коллега Михаил Фрадков, комментируя произошедшее в Москве событие, единодушно заявили, что в будущем договоры о поставках голубого топлива будут заключаться на уровне газотранспортных компаний. И если российскому визитеру такие комментарии могут сойти с рук, то Виктору Федоровичу как представителю власти должно быть известно, что это противоречит украинскому законодательству. «Межправительственное соглашение о сотрудничестве с Россией в газовой сфере ратифицировано парламентом и предусматривает, чтобы на каждый год ценовая политика и политика объемов поставки российского газа регулировалась межправительственными протоколами, а потом на их основе между коммерческими структурами заключался бы контракт», — говорит заместитель главы Секретариата Президента Александр Чалый.

«Газпром» приобщится к нашей ГТС
Как сообщил «ДС» источник, близкий к переговорному процессу, вместе с ценой и объемами поставок среднеазиатского газа в Украину активно рассматривался вопрос дальнейшей работы созданного два года назад ООО «Международный газотранспортный консорциум по развитию газотранспортной системы Украины». По словам источника, инициатором обсуждения проблемы выступила российская сторона. Активные комментарии Президента и правительственных чиновников о реанимации ныне стагнирующего предприятия накануне подписания газового контракта подтверждают, что оба вопроса — поставки топлива и работа консорциума решались в комплексе. Несмотря на то что окончательный вариант функционирования ООО пока не утвержден, Москва и Киев уже согласовали позиции по ключевым пунктам. Кремль не против участия в нем третьих стран, а наши переговорщики, очевидно, согласны отдать ему в управление украинскую газотранспортную систему.

Правда, Виктор Ющенко еще продолжает надеяться на чудо. В четверг, во время визита в Финляндию, глава государства в очередной раз поднял вопрос о создании международного газового консорциума с привлечением стран ЕС и России и активном использовании европейскими партнерами украинских газохранилищ. Но Европа уже давно охладела к этому проекту, познав переменчивость настроений нашей власти.

Изначально его планировали создавать с европейскими компаниями. Еще в 1998 г. Украина вела переговоры о возможности финансирования расширения мощностей отечественных трубопроводов и наполнения их транзитным газом с Shell. Однако экс-президент Леонид Кучма принял тогда волевое решение организовать его не с европейскими, а русскими партнерами. Но и после этого Запад оставался благосклонен к идее консорциума. Ведь Киев обещал не зацикливаться на его двустороннем формате. И лишь после того, как из числа потенциальных европейских участников стали одну за другой отсекать компании (сперва снова дали от ворот поворот все той же Shell, затем французской Gas de France, позднее откололась немецкая Rhurgas), ЕС стала безразлична судьба консорциума, равно как и то, какой ценой Украина будет обеспечивать бесперебойность поставок газа европейскому потребителю.

Две недели назад, в разгар украинско-российского «газового диалога», возобновились переговоры относительно участия в консорциуме с Германией. И если ранее стремление Киева увеличить число его создателей расценивалось российской стороной как желание сократить долю «Газпрома» в предприятии, то теперь Кремль весьма благодушно взирал на происходящее. Действительно, в случае вхождения в состав консорциума других участников, доля в нем «Нафтогаза України» и «Газпрома» будет пропорционально уменьшена. Но появление в нем близкой России немецкой Rhurgas, которая сможет помочь «Газпрому» добиться решения компании, позволяет получить доступ к управлению нашей ГТС. О том, что российский и немецкий участники консорциума будут действовать совместно, не вызывает сомнений. Сейчас Rhurgas является самым крупным иностранным акционером «Газпрома», владея 2,5% его акций. Все законодательные запреты относительно невозможности ее приватизации таким образом будут удачно обойдены. Украина потеряет контроль над управлением собственной ГТС, хотя и сохранит право собственности.

Транзитный расчет
Но если договоренности по консорциуму первые лица страны пока упорно отрицают, то уступки по ставкам транзита столь очевидны, что делать это просто бессмысленно. А потому в комментариях этого вопроса чиновникам, дабы не выглядеть побежденными, остается проявлять крайнюю степень цинизма. К примеру, по словам главы Минтопэнерго Юрия Бойко, Украина не может изменять плату за прокачку российского газа по территории нашей страны, поскольку она зафиксирована на пять лет в февральском договоре с Россией. Но Юрий Анатольевич забывает одновременно сказать о том, что в этом же документе и тоже на пятилетний период прописана и цена закупки российского газа, что не помешало Москве ее повысить, а украинским переговорщикам, в числе которых был и г-н Бойко, на это согласиться.

Впрочем, власть еще пытается сохранить хорошую мину при плохой е, туманно намекая на гипотетическую возможность увеличения транзитных тарифов. В Москве, действительно, продолжаются переговоры между российским «Газпромом» и «Нафтогазом України», и вопрос изменения транзитной ставки еще не решен. Но то, что она останется неизменной для россиян, уже очевидно. На днях тот же г-н Бойко твердо пообещал, что Украина воздержится от «резких шагов» в вопросе пересмотра транзитного тарифа.

Синхронное плавание в ВТО
Западная пресса уделила внимание другим позициям, которые сдали наши переговорщики за новую «льготную» цену на газ. Баварская Suddeutsche Zeitung уверена, что Кремль хотел подать знак Киеву о необходимости вновь сблизиться с Москвой. The Financial Times сообщила своим читателям, что в обмен на газ Россия потребовала от Украины не вступать в ВТО раньше нее. Наша власть скромно назвала это предательство национальных экономических интересов «синхронизацией процесса». Да и о какой «синхронизации» может идти речь, если Украине осталось лишь принять последний пакет ВТОшных законопроектов, а Россия пока зависла в переговорах о подписании договора о взаимном доступе на рынки товаров и услуг с США.

Удерживает Киев от последнего шага Белокаменная отнюдь не потому, что боится возможных последствий такого первенства (ведь если мы окажемся первыми в ВТО, России придется договариваться об экономических уступках и с нами). Непреклонная позиция россиян в переговорах с США и недавние резкие заявления Владимира Путина о том, что если американцы не пойдут на уступки, то Москва вообще может приостановить переговоры по вступлению в ВТО, явно указывают: россияне, не испугавшиеся условий Вашингтона, вряд ли будут дрожать от страха перед Киевом. «У России несколько причин не желать скорейшего вступления Украины в ВТО. Политическая — маниакальное желание доказать всем, что именно она самая влиятельная страна на постсоветском пространстве, и экономическая — реализация идеи создания ЕЭП и в его рамках таможенного союза. Став ом Всемирного торгового клуба, Киев уже не сможет быть полноправным участником этого проекта», — говорит директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. «Бело-синее» правительство, правда, уже давало понять Москве, что оно с прохладцей относится к идее таможенного союза, но россиянам пока важно притормозить вступление Украины в ВТО, чтобы окончательно не потерять возможность втянуть Киев в таможенный союз и ЕЭП. О том, что и в этом вопросе власть сыграла в поддавки, свидетельствуют действия антикризисного большинства и правительства, которые ненавязчиво отодвинули вступление Украины во Всемирную торговую организацию на февраль следующего года, хотя изначально это событие планировалось на конец текущего года и даже отдельно прописывалось в универсале.

Нынешние темпы работы правительства над законопроектами, которые необходимы нашей стране для вступления в ВТО, и наличие антикризисного большинства в Верховной Раде, которое всегда может потянуть время, видимо, и дает россиянам основания верить, что Украина не окажется раньше них во Всемирном торговом клубе (о других возможных договоренностях, которые сопутствовали газовым переговорам, читайте на стр. 30).

Виталий Пирович, Геннадий Кобаль

Инф.dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/38780.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua