Бюджетный междусобойчик

09 ноя, 14:38

Парламент и правительство распределили контроль над финансами страны

В минувший вторник Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект о бюджете на следующий год. В ходе работы над документом было учтено около 900 депутатских правок, касающихся изменений в действующую систему налогообложения и расходов казны. Однако главным все же стало иное — чтобы сохранить желаемый объем финансирования отдельных отраслей, предприятий и регионов, Кабмину пришлось создать видимость сокращения своих полномочий.

Пока документ дорабатывался, цена кураторских полномочий над распределением и расходованием средств казны значительно выросла, поскольку при сохранении ранее прописанного кассового разрыва (на уровне 2,6% от ВВП) в бюджете образовались дополнительные более 3,7 млрд грн. пока «свободных» денег, которые теперь необходимо расписать по расходным статьям. Во-первых, разработчикам удалось изыскать дополнительные доходы. «Комитет предлагает увеличить прогноз поступлений в общий фонд государственного бюджета на 741 млн грн., в частности, по сбору за специальное водопользование — на 8 млн грн., акцизному сбору с произведенных в стране товаров — на 170 млн грн., таможенным сборам — на 523 млн грн., еще по 20 млн грн. дополнительно ожидается от платы за аренду госимущества и доходов по операциям кредитования и предоставления гарантий», — сообщил председатель бюджетного комитета ВР Владимир Макеенко. Во-вторых, после заключения соглашения о поставках газа на будущий год правительство отказалось от идеи формирования стабилизационного фонда. Напомним, что на эти цели планировалось выделить 3 млрд грн. приватизационных поступлений, за счет которых собирались сглаживать последствия для предприятий существенного удорожания энергоносителей. Теперь эти деньги можно будет расписать по другим программам, существование большинства из которых Счетной палатой поставлено под сомнение. «Подавляющее большинство бюджетных программ не согласованы с действующими общегосударственными, которые, в свою очередь, не отвечают требованиям Закона «О государственных целевых программах». Поэтому, как правило, они представляют собой сводные счета потребностей на содержание подведомственных учреждений главных распорядителей. При формировании расходов бюджета-2007 учтено 89 государственных целевых программ, из которых только 19 утверждены Верховной Радой», — рассказал председатель Счетной палаты Валентин Симоненко.

В ходе совместной с правительством работы над финансовой сметой страны парламентарии смогли получить доступ к распределению субвенций местным бюджетам. «Нам удалось убедить правительство в том, что в процессе формирования объема субвенций должны участвовать три стороны — представители местной власти, прежде всего облсоветов, правительства и Верховной Рады. При подготовке бюджетного закона ко второму чтению мы будем настаивать на перераспределении прописанных в документе долей финансирования местных бюджетов», — рассказал «ДС» председатель подкомитета местных бюджетов комитета ВР по вопросам бюджета Александр Пеклушенко. Кабмину пришлось пойти еще на одну уступку — согласовывать с профильным парламентским комитетом и распределить пообъектно средства, предусмотренные в бюджете на финансирование инвестиционных проектов, газификацию и внедрение энергосберегающих технологий, строительство и реконструкцию дорог. Как ранее декларировало правительство, в бюджете на следующий год на переход к инновационной модели развития экономики планируется выделить 34 млрд грн.

Кроме того, разработчики бюджетного закона скрепя сердце поступились полномочиями по управлению государственным долгом. В будущем году Минфину придется ежемесячно информировать бюджетный комитет о фактах замещения источников финансирования дефицита казны, проведенных операциях по обмену, выпуску и выкупу государственных долговых обязательств. А главное, получать согласие парламентариев—членов бюджетного комитета на предоставление государственных гарантий под привлекаемые предприятиями кредиты. Вместо того чтобы добиваться исключения из законопроекта вредной нормы (к настоящему моменту долги по ранее привлеченным кредитам под государственные гарантии достигли почти 10 млрд грн.), народные избранники попросту обеспечили себе место под солнцем в весьма взяткоемком, по мнению наблюдателей, процессе получения государственных гарантий хозяйствующими субъектами.

Впрочем, перераспределение контролирующих полномочий над казной между парламентом и правительством можно считать достаточно условным. Ключевые посты в бюджетном комитете ВР занимают представители Партии регионов, с которыми однопартийцам из Кабмина несложно будет найти общий язык. Зато в обмен на такую псевдоуступку Кабинету Министров удалось сохранить предложенные изначально объемы финансирования по ключевым расходным статьям — проект бюджетного закона в первом чтении рассматривался без дополнений к нему, в которых, собственно, и прописаны постатейно конкретные суммы расходов. Рассмотреть правки и к этим дополнениям профильный парламентский комитет пообещал при дальнейшей работе над документом, не став особо акцентировать внимание на одной немаловажной детали. «В соответствии со статьей 42 Бюджетного кодекса ко второму чтению законопроект готовит исключительно Кабинет Министров. Таким образом, парламент, по сути, уже не будет иметь возможности самостоятельно исправить многочисленные недостатки, которые остались в бюджетном проекте после прохождения первого чтения», — говорит первый заместитель председателя бюджетного комитета ВР, председатель подкомитета государственного долга, заимствований, инвестиционных проектов Павел Жебривский.

К чему реально еще могут приложить свою законотворческую руку депутаты, так это к программе приватизации на будущий год и изменениям к налоговым законам (в том числе касающихся льгот для СЭЗ и ТПР) — соответствующие статьи будут исключены из проекта закона о бюджете на 2007 г. и оформлены в отдельные законопроекты.

Алексей Смирнов

Инф. dsnews


Адрес новости: http://e-finance.com.ua/show/39949.html



Читайте также: Новости Агробизнеса AgriNEWS.com.ua